Исторический аспект нравственного облика героев в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Разделы: История и обществознание, Литература


– Здравствуйте! Сегодня мы с вами проводим  интегрированный урок по истории и литературе. Тема нашего урока: «Исторический аспект нравственного облика героев в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1.  Для русской литературы 20-30 годов 19 века характерен интерес к истории. Обращения к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, вставшие перед людьми, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее.
В повести "Тарас Бульба"  Н. В. Гоголь обращается к иной сфере жизни, к историческому прошлому. В произведении нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Время, изображенное в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: XV-XVII век.  Действия произведения разворачиваются в Запорожской Сечи, границы которой защищали казаки.
Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – и это не фантазия автора, потому что в те времена украинцы чаще называли себя, свой язык, веру словом "русские". Понятие «Русь» связано с украинскими землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России: именно украинские земли были ядром Киевской Руси. Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем.
Украина и Россия имеют общую раннюю историю, а Киев нередко называется «матерью городов русских» и рассматривается как колыбель восточнославянской православной  цивилизации.
С войной на Донбассе современная Киевская власть уничтожает культурные связи между Украиной и Россией, уничтожения русскоязычного населения. Политика  направлена на стирание исторической памяти — исторических корней  Украины и России. Идет сближение с Западом.

Проблемный вопрос.

Каким образом, в таких сложных политических условиях  сохранить культурные связи с братским народом?

Цели урока:

  • Формирование бережного отношения к истории и традициям  народа.
  • Определение характера исторической эпохи; знакомство учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба".
  • Осмысление героико-патриотической темы произведения, идеи подвига во славу Отчизны.
  • Развитие ключевых компетенций учащихся.
  • Формирование бережного отношения к общей истории и традициям России и Украины.
  • Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

Задачи урока:

  • Обучающие: познакомить учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи, с ее историей и обычаями в повести “Тарас Бульба”.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, историческими источниками;
    • развивать умение давать нравственную оценку литературным героям;
    • развивать творческие способности.
  • Воспитательные:
  • воспитывать любовь к Родине, развивать интерес к истории, культурным традициям наших предков, донести до учеников мечту Гоголя о справедливом, вольном обществе$
  • связать с современностью.

 «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»)

– Давайте вспомним устройство, географическое положение и уклад жизни Запорожских казаков.
Запорожские казаки жили на днепровских островах, где сформировалась своеобразная казацкая республика (свободное военное братство во главе с выборным кошевым и куренным атаманами). Ядром этой республики был остров Хортица. В Сечь принимали всякого, кто  приходил; не спрашивали – кто он, откуда пришёл; как и чем прежде жил, лишь бы он был не еврей и не католик. Казаки были народ вольный, долгое время они только номинально считались подданными великих князей литовских, выбирали своих гетманов, воевали с кем хотели.

– Давайте заполним кластер «Условия приема в Сечь»

Кластер организация жизни Запорожских казаков.

Гетман – глава казачьего войска. Избирался на казачьем круге и утверждался польским  королем.

Дополнительный материал.

О запорожских казаках

Запорожцы собирались на раду — сходку, подобную старинному вечу. На раде выбирались начальники. Главным был атаман, носивший название кошевого, а вся запорожская община называлась кошем – слово татарского происхождения, означавшее стан. Кош разделялся на курени; над каждым куренем был выборный куренной атаман, подчиненный кошевому. Кроме этих начальствующих лиц, выбирались радой полковой писарь (заведовавший письменным производством) и есаулы (распорядители). Когда предпринималась какая-нибудь экспедиция из ограниченного числа запорожцев, то начальником над ними был полковник, нарочно выбираемый для такого предприятия. Кошевой имел безусловную власть над кошем, но по окончании года отдавал отчет в управлении, и в случае злоупотреблений подвергался смертной казни. (Великий писатель поднимает в своём произведении очень важные нравственные проблемы: чести, совести, нравственного выбора, предательства, доброты, милосердия, любви.)

– На уроке мы должны разобраться, в чём видели  смысл  запорожские казаки, каковы их жизненные ценности в повести «Тарас Бульба».  Расскажите о жизни в Запорожской Сечи.  Чем заняты казаки в свободное от битв и сражений время?

– Что  главное в отношениях запорожских казаков отмечает автор? (Доверие, честность, бескорыстие).

– Эти качества были присущи всем казакам в Запорожье. Каковы обычаи и законы Запорожской Сечи? (Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви).

– Все казаки были патриотами родной земли,  у них было сильно развито чувство патриотизма. Давайте дадим толкование этих слов.

Патриот – это человек, служащий Родине.
Патриотизм — преданность и любовь  своему отечеству,  своему народу.

– Давайте обратимся к тексту 9 главы и выразительно зачитаем отрывки текста о том, как погибали  многие  запорожцы: Шило,  Гуска,  Бовдюг, Балабан. Запорожцы не думали о себе. Они считали счастьем, что они умирали храбро на глазах товарищей за Родину, за православную веру.

– Вспомним одного из главных героев повести Остапа. Что мы можем сказать о нём? (Остап – молодой казак, красивый, сильный, умный, как и его брат Андрий. Скоро братья стали на хорошем счету у казаков: метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения. Оба были храбрыми воинами и в стычках с неприятелем показали своё бесстрашие и воинское умение. Остап был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки. В бою он сохраняет хладнокровие, умеет взвесить свои силы и силы противника и принять верное решение. Тарас видит в нём задатки настоящего полководца. До самой смерти он верен родине, боевым товарищам. Во время казни Остап выносит нечеловеческие пытки. Ни крика не издал он, ни стона.)

– Кто такой Тарас и какими качествами обладает? (Он отличный воин,  восхищающий товарищей по оружию своим мужеством и находчивостью в боях с врагами. Он выделяется из рядов запорожцев своей дальновидностью, знанием врага  — теми качествами, которые более всего нужны казацкому атаману .Моральная сила Тараса —  в его несокрушимой вере в силу товарищества.)

– Давайте вспомним «Речь о товариществе».  После прослушивания ответьте на вопрос: В чём же главная сила запорожцев? (Главное — в том чувстве товарищества, которое ни одному запорожцу не позволит оставить товарища в беде, а толкнёт его с риском для собственной жизни броситься на выручку. Старый вояка очень любит своих товарищей. Нет такого товарищества между людьми, как на  Русской земле,  ни  на какой другой земле.)

– Ярче всего патриотизм казаков показан в эпизоде смерти Тараса. Давайте вспомним этот эпизод.

Ученик. Погиб Тарас героической смертью в битве с польским гетьманом Потоцким. Тарас был предан родине и народу до конца жизни. Уже огонь лизал его ноги, а он думал не об огне. Он давал последний совет товарищам к спасению и прощался с ними.

– Мы выяснили, что главными ценностями в жизни запорожцев были любовь к родной земле, преданность православной вере, мужество, самоотверженность, товарищество и братство.
Давайте обобщим сказанное, составим синквейн: Тарас, Остап, Запорожцы.

Вывод. Тема любви к родине — это вечная тема. Автор показал, как  надо любить свою родину. Мать и Родина — те святыни, без которых не может жить человек. Объясните это высказывание.

ІV. Итог урока

Учитель.  Гордясь своей культурой, человек будет уважать и чужую культуру, и чужой народ. Он будет истинным интеллигентом. Что же остаётся главным для человека во все времена?
(Связь с родиной, с землёй отцов, со своими истоками, которые неиссякаемы, как родник, потому что берут начало от далёких предков. Если человек ощущает эту связь, «не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему…». Если только сам человек не отрубит узы, связывающие его с родом).

Рефлексия:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • теперь я могу…
  • урок дал мне для жизни…
  • я почувствовал , что…

Приложение 1