Занятие "Посуда. Предлоги: в – из, на – с"

Разделы: Логопедия


Цель: формирование умения дифференцированно употреблять предлоги ( в, из, на, с).

Задачи:

  • развивать словарь по теме посуда;
  • развивать умение подбирать антонимы;
  • развивать умение составлять предложения с опорой на схему;
  • развивать координацию движений с речью, пространственную ориентировку;
  • вызывать желание помогать сказочным персонажам.

Оборудование: аудиозапись “Звуки леса”, “Звон посуды”; картинки предметов мебели, посуды (стол, блюдо, шкаф, кастрюля, сковорода, кровать, блюдце, миска, чашка, чайник, тарелка глубокая, тарелка мелкая); шарики Су-джок; слова-полоски для схемы предложения; картинки Месяц, Солнце; изображения гномов со схемами предлогов (В, Из, На, С); чашка и блюдце с пиктограммами радости и грусти.

Ход занятия

1. Подвижная игра В гости к гномам.

Звучит аудиозапись звуки леса.

Логопед предлагает отправиться к гномам, которые живут в лесу. Педагог проговаривает движения и показывает их, а дети повторяют:

Сначала пойдем по широкой дороге Свободно идут по прямой.
Теперь идем по узкой тропинке. Приставляют пятку к носочку, удерживая равновесие.
Справа полетела бабочка. Поворачиваются направо и изображают руками бабочку.
Слева прыгают зайчики. Поворачиваются налево и изображают пальчиками заячьи ушки.
Идем под деревьями. Наклоняются.
Перепрыгиваем через ручеек. Перепрыгивают.
Вот мы и пришли. Останавливаются.

Перед воспитанниками - избушка.

Дети “заходят” в избушку и видят грустную посуду: чашечку и блюдце (на предметах посуды наклеены “глазки” и “губы”, передающие грустное настроение).

Логопед говорит, что в этом доме, много посуды, но она чем-то недовольна. Даже чайник пыхтит.

2. Дыхательная гимнастика Чайник кипит.

Логопед предлагает по позе и движению отгадать предмет посуды.

- У этой посуды есть носик, ручка и крышка. Что это за посуда?

И.п.: о.с. 1 — слегка выпячивать живот, вдох носом; 2 — на выдохе произнести “Пых! Пых!”. Повторить 3—4 раза.

3. Пальчиковая гимнастика Посуда.

На доске картинки посуды чередуются с картинками мебели. Логопед предлагает повторять движения с шариком (Су-Джок). Предметы посуды дети называют слева направо по очереди (по цепочке).

Я по кругу шар катаю, Дети катают шар между ладонями по кругу.
И посуду называю:
Блюдо, кастрюля, сковорода, На каждый предмет посуды удерживают
шар блюдце, чашка. большими, затем указательными, средними, безымянными пальцами, мизинцами.

4. Подвижная игра Живая посуда.

Дети по одному изображают посуду движениями, показывая ее части. Остальные воспитанники называют эту посуду, объясняя отгадку:

- Это кастрюля, потому что у нее есть две ручки и крышка.

- Это чайник, потому что у него есть ручка, носик и крышка.

И т. п.

Логопед говорит о том, что посуды в этой избушке много и она бывает разной.

5. Игра Наоборот.

На доске изображения Солнца и Месяца. Выставляется схематическое изображение слова-признака.

- День сменяет ночь,

Начинается игра наоборот.

Логопед стоит у изображения Солнца, а дети – у Месяца. Логопед называет признак посуды, а воспитанник – противоположный по значению признак.

  • Чистая - грязная.
  • Хрупкая – прочная.
  • Большая – маленькая.
  • Высокая – низкая.
  • Пустая – полная.
  • Тупая – острая.
  • Глубокая – мелкая.

6. Сюрпризный момент Гномы.

Раздается звон и стук (аудиозапись). Логопед говорит о том, что посуда снова напоминает о своем грустном настроении. Оказывается, хозяева этой избушки – гномы. Они не смогли разделить посуду между собой и поругались.

7. Сказка о гномах.

В волшебной стране жили маленькие гномики. И имена у них тоже были маленькие: В, Из, На, С.

В (выставляется картинка гнома с символическим изображением предлога) был очень скромный и часто прятался от других глубоко в домике. Он дружил только с гномом Из. Из мог достать любой предмет, например, цветок из корзинки (выставляется картинка гнома с символическим изображением предлога). Из выводил гнома В из дома погулять, поиграть. Они любили есть из глубокой посуды.

Гном На всегда был веселый и у всех на виду. Он готов был поделиться с другими всем, что у него было (выставляется картинка гнома с символическим изображением предлога). Его друг гном С никогда не сидел на месте, всегда куда-то прыгал, бежал. Но всегда делал это тихо: С-с-с (выставляется картинка гнома с символическим изображением предлога). У этих гномов была только мелкая посуда.

- А вы запомнили короткие слова-имена гномов?

Дети произносят слова-предлоги парами: В- Из, На – С.

8. Закрепление схем предлогов.

а) - Раз, два, три

Имена гномов назови.

Воспитанники подбирают фигурки гномов к схемам и называют их имена.

Перед воспитанниками два домика.

б) - Раз, два, три

Имена гномов покажи.

Дети с помощью шарика Су-джока называют и показывают имена гномов (предлоги). На – шарик на ладошке; С – убирают шарик с ладошки; В – шарик в кулачке; Из – вытаскивают шарик из кулачка.

9. Игра Чья посуда.

У каждого воспитанника картинки с глубокой и мелкой посудой. Логопед предлагает разложить глубокую и мелкую посуду (на картинках) гномам: В, Из; На, С (соответственно). Дети проговаривают:

- Кастрюля глубокая. - Сковорода мелкая.
- Тарелка глубокая. - Тарелка мелкая.
- Чайник глубокий. - Блюдце мелкое.
- Чашка глубокая. - Блюдо мелкое.
- Миска глубокая.

10. Упражнение Гномы на кухне.

Педагог говорит воспитанникам, что гномам опять нужны помощники. Дети могут помочь нашим героям правильно разложить продукты. Ведь для этого и необходима посуда! Логопед предлагает подсказать:

- Куда положит гном яйцо?

- Гном положит яйцо в кастрюлю.

- Гном положит яйцо на сковороду.

- Куда положит гном кашу?

- Гном положит кашу на мелкую тарелку.

- Гном положит кашу в глубокую тарелку.

- Откуда возьмет гном ягоду?

- Гном возьмет ягоду с блюда.

- Гном возьмет ягоду из чашки.

- Откуда нальет гном чай?

- Гном нальет чай из чайника.

- Откуда пьет гном чай?

- Гном пьет чай с блюдца.

Дети составляют предложения, ориентируясь на схему предложения, картинку посуды (над словом-полоской) и картинку гнома со схемой предлога (над словом – короткой полоской). Каждый помощник получает шапочку-колпачок от гномика.

11. Итог Прощание с гномами.

Логопед обращает внимание, что пиктограмма на посуде изменилась.

- Как изменилось настроение предметов посуды?

- Посуда улыбается.

- Значит чайник и чашка довольны порядком.

Гномы благодарят воспитанников и дарят детям колпачки.