Урок-лабораторное занятие на тему "Судьба человека в тоталитарном государстве (по книге В.Т.Шаламова "Колымские рассказы")". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Методический замысел урока и обоснование его темы:

Урок построен на анализе литературного произведения «Последний бой майора Пугачева», который раскрывает тяжелую нравственно-психологическую атмосферу послевоенных лет в зоне ГУЛАГа. Учитель раскрывает страшную трагедию людей, которые стали невольными жертвами жестоких тоталитарных диктатур, но не утратили чувства собственного достоинства и стремления если не жить, то хотя бы умереть свободными людьми. Нравственный подвиг майора Пугачева – это урок молодому поколению, пример того, как человек,  подобно древнегреческому герою, идет наперекор судьбе, року, не сгибается, не сдается, тем самым обретая свободу внутреннюю – свободу от тисков жизненных обстоятельств.
Учитель использует широкие возможности урока для постижения учащимися не только нравственных уроков, но и литературных приемов, составляющих характерные особенности авторского стиля  и манеры В. Т. Шаламова. Учитель обращает внимание на образность  языка писателя (эпитеты, метафоры, сравнения), дает задания творческим группам по их нахождению в тексте, что позволяет ученикам ощутить сильное эмоциональное воздействие не только от самого содержания рассказа, но и от особенностей шаламовской прозы, отличающей его от других писателей. Домашнее задание творческого характера позволяет педагогу лучше выявить личностные особенности детей, развивать их креативные  способности, проявить литературные таланты.

Тип урока: урок закрепление знаний и выработка умений по их применению; усвоения способов деятельности с художественным текстом; формирование важнейших ценностных ориентаций и личностных качеств.

Форма урока: урок-лабораторное занятие.

Цель и задачи урока:

  • на примере рассказа В. Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева» выяснить, как  складывались судьбы бывших военнопленных, попадающих в сталинские лагеря;
  • формировать у школьников чувства собственного достоинства, ценности свободы, уважения к личности, способной проявлять несгибаемость человеческого духа, сохранять человеческое начало в нечеловеческих условиях жизни;
  • через изучение «Колымских рассказов» В. Т. Шаламова вызвать интерес к творчеству писателя, к лагерной прозе и поэзии;
  • обучать школьников  подходить к тексту литературного  произведения как к сложному информационному ресурсу, его художественным особенностям, позволяющим глубже проникать в творческий замысел  автора и раскрывать характеры литературных героев;
  • пробуждение чувств сострадания к жертвам репрессий, веры в добро, справедливость, содействовать сохранению исторической памяти.

Направленность на планируемые результаты:

  • овладение гуманистическими и демократическими ценностными ориентациями; принятие ценностных идеалов гражданского общества, формирование осознанной мотивации к выбору общечеловеческих ценностей;
  • самоуважение и позитивная самооценка, чувство собственного достоинства, протеста против насилия над личностью;
  • уровень освоения нравственной культуры, соответствующий возрастным возможностям старшеклассника; умение оценивать с позиций морально-нравственных и этических норм поступки людей;
  • овладение умением оценивать с точки зрения произведение литературы и результаты творческого труда писателя;
  • овладение умениями и навыками, способами творческой деятельности, отражающими индивидуальные способности и творческий потенциал личности;
  • владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для изучения новых тем.

Форма организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • групповая.

Методы обучения (воспитания):

  • описания(словесный);
  • практический;
  • продуктивно-творческий;
  • исследовательских и проблемных заданий;
  • оценки творческих процессов, явлений, событий;
  • локализация исторических событий в пространстве и времени.

Приемы деятельности учителя:

  • образное повествование;
  • фронтальная беседа;
  • организация работы с текстом;
  • организация работы в группах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения поставленной задачи;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств как регуляторов  морального поведения;
  • учет выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • смысловое чтение и выделение существенной информации художественных текстов.

Оборудование:

  • «Реквием» Моцарта;
  • слайд с эпиграфами;
  • слайд «Словарь эпохи»;
  • мартиролог репрессированных деятелей искусства и литературы;
  • кадры из кинофильма «Последний бой майора Пугачева»;
  • презентация.

ХОД УРОКА

(Звучит «Реквием» Моцарта; слайд 1.)

Всем,
Кто клеймен статьею полсотни восьмою,
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда, совещаньем особым
Был обречен на тюремную робу до гроба,
Кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями.
Им
Наши слезы и скорбь, наша вечная память!

Вступительное слово учителя: Есть в судьбе страны такие события, о которых не говорят под гром фанфар, которые не празднуются парадным маршем. Но они занимают особое, трагическое мест в жизни каждой семьи. Об этих событиях долгое время стыдливо и скорбно молчали, их участники не хотят делиться воспоминаниями и поныне. И сегодня мы с вами задумаемся над вопросами, одна постановка которых, по определению Б. Гурнова, не так давно «могла стоить человеку свободы и даже жизни». Почему это произошло? Как великий народ дал «ввергнуть себя в кошмар взаимоистребления»?
Назовем имена прославленных деятелей и наших земляков, погибших в сталинских лагерях и прошедших ссылки и высылки, склоним головы перед их памятью Почтим их мученичество, серьезно задумаемся «над долгим мартирологом русского народа, столбовой путь которого пролег «через тюрьмы, лагеря и ссылки».
(Слайд 1; тема урока записывается в тетрадь; слайд 2: «словарь эпохи».)

Словарь эпохи

Тоталитаризм – политический режим, характеризующийся полным контролем со стороны государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных свобод и прав.
Диктатура – ничем не ограниченная власть.
Репрессии – карательные меры, наказания со стороны государственных органов.
Репатриация – возвращение на родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев, эмигрантов.
Террор – политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами.
ГУЛАГ – главное управление лагерей.
Зек – заключенный.
По этапу – под конвоем.

Учитель: Любая тюрьма страшна, условия невыносимы, ежедневно вытравливается из человека все человеческое. Как же можно было пройти не год – десятилетия! – лагерей, выжить, переосмыслить, создать «памятник нерукотворный» своим погибшим друзьям? В судьбе выживших писателей есть какая-то необъяснимая роль Провидения. Выживает Достоевский, чтобы создать «Записки Мертвого дома», благополучно завершает свое путешествие Чехов и садится за «Остров Сахалин». Солженицын, пройдя через войну, лагеря, ссылки, неизлечимо больной раком, чудесным образом исцеляется, чтобы выполнить свой долг перед Богом и людьми – создать «Архипелаг ГУЛАГ». Прошедший 28 лет соловецких лагерей, Олег Волков говорит: «То, что происходит со мной теперь, воспринимается как…необъяснимое проявление Божьего промысла, как доказательство существования Высшего Судьи и Справедливости».

(Слайд 3: список репрессированных деятелей литературы и искусства.)

Ученик: В Доме литераторов в Москве висит мемориальная доска в память о тех писателей, кто погиб на войне – 70 имен. Предложили повесить такую же доску с именами репрессированных.  Но ведь места не хватит, все стены будут исписаны.

Учитель: Записываем последнее имя в этом списке – Варлам Шаламов. Шаламов неоднократно писал (слайды 4, 5): «лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью Ничего полезного, нужного оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи…»
Известно, что в книге «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицын не стал писать о колымских лагерях, сказав, что все о них написал Шаламов.

(Идет работа с текстом рассказа «Последний бой майора Пугачева»; учитель проводит беседу по вопросам.)

– Кто попадал в 1930 годы в лагеря?
– «На смену им после войны пароход за пароходом шли репатриированные – из Италии, Франции, Германии – прямо дорогой крайний северо – восток», – читаем мы у автора? Кто такие репатриированные?

(Просмотр фрагмента из кинофильма «Последний бой майора Пугачева»; учитель проводит беседу по вопросам.)

– Что и кого увидели репатриированные?
– Что отличает их от тех, кто здесь был давно?
– Очень кратко, но в то же время достоверно и точно, показана писателем лагерная жизнь. Что вы узнали о жизни заключенных?

(Просмотр фрагмента из кинофильма «Последний бой майора Пугачева»; учитель проводит беседу по вопросам.)

– В центре рассказа майор Пугачев. Какое мнение у вас сложилось о нем?
– В какие минуты автор показывает улыбку майора Пугачева? Что он хочет этим сказать?

Следует отчет творческих групп:

1. Анализ портретных зарисовок, характеров героев

Вывод: в произведении не дается конкретного портрета, есть только действия, поступки героев; схожие судьбы, сильные характеры, поэтому они и оказались вместе. Решились убежать; главное – умереть свободным, а не за колючей проволокой, как «враги народа». Смелые и честные люди, они не позволят унизить свое человеческое достоинство.

2. Пейзажные зарисовки

Вывод: природа одушевлена, она живая, переживает за беглецов, помогает им, но и предупреждает об опасности, трудности пути. Природа отражает и душевные переживания героя. Она не только фон, на котором происходят действия, но и участница событий.

3. Особенности художественной манеры В. Шаламова

Художественные тропы:

Оксюморон – живые мертвецы;
Метафоры – всю зиму плелась сеть этого, чуть не единственного за 20 лет заговора;
Сравнения – снег лежал , как слитки серебряной руды, они вошли в тайгу, как ныряют в воду.
Эпитеты – огромный молчаливый лес, северный ад

Вывод: художественные тропы помогают ярче, полнее раскрыть и характеры героев, их и стремление к свободе, т. К. конец трагический. Поэтому олицетворения, сравнения, эпитеты создают тяжелую картину происходящих событий, как бы нагнетают обстановку.

Учитель: Чем объяснить, что майор Пугачев думает о своих соратниках и о заключенных , оставшихся в лагере, как о «лучших людях в его жизни»? Эти люди здесь, в этом северном аду, где их считали не за людей, а за скот, где их унижали, морили голодом, смогли сохранить в себе все самое лучшее, где их пытались растоптать, в первую очередь – морально.
Рассказ заканчивается трагично. Беглецы убиты, Пугачев предпочел самоубийство, и другого выхода у него не было. Солдатова вылечили, чтобы расстрелять.
Ценность этого рассказа не только в правдивом изображении минувшего, но и в том, что писатель воспроизвел нравственно-психологическую атмосферу тех «культовых лет». Ничего не забыл бывший зэк Шаламов.
Итак, сегодня вы открыли для себя новое имя и новую тему в литературе – лагерную

Итог урока:

Учитель: Что дало вашей душе, сердцу, уму это знакомство? (Следуют ответы). И как напутствие вам, ребята, строчки Александра Галича:

Если правда у нас на знамени,
Если смертной гордимся гордостью,
Так чего ж мы в испуге замерли
Перед ложью и перед подлостью?

Не замирайте, друзья мои, ни пред ложью, ни перед подлостью. Учитесь мужеству, будьте порядочными людьми!

Домашнее задание (по выбору): Сочинение – рецензия на один из рассказов В. Т. Шаламова. Сочинение – размышление «Не замирайте, друзья мои, ни пред ложью, ни перед подлостью. Учитесь мужеству, будьте порядочными людьми!» (А. Галич) (на материале жизни и творчества В. Шаламова).