Интегрированный урок (обществознание + психология) "Кто, если не ты?"

Разделы: История и обществознание, Школьная психологическая служба


Тип урока:  изучение нового материала.

Вид урока: интегрированный (обществознание и психология).

Цели и задачи:

  • выяснить, кто такой лидер, какими качествами он должен обладать, какие функции он выполняет;
  • проанализировать взаимоотношения в классе;
  • создать предпосылки для осмысления влияния на командную деятельность особенностей лидерских качеств  участников группы;
  • развивать у учащихся умение анализировать, систематизировать  информацию по теме, делать выводы;
  • потренироваться в определении лидерских качеств;
  • воспитывать умение ориентироваться в общественно-политической жизни, доброжелательное отношение друг к другу.

План:

  • Понятие «лидер». Основные признаки лидера.
  • Личностные качества лидера.
  • Функции лидера.

Ресурсы и оборудование: геометрические фигуры из бумаги (квадрат, треугольник, круг, зигзаг, прямоугольник),  ножницы, цветная бумага, лист ватмана, клей, маркеры, магниты для доски, мел, «Карта лидера» в компьютере, музыкальное оформление, экран, компьютер,  колонки,  доска, карточки «Я–лидер», рабочие листы, психологические тесты, коробочка для сбора диагностического материала, таблички «лидер = руководитель», «лидер ? руководитель», планшеты для крепления рабочих листов, Презентация.

Время: 40 минут

До  урока  учащиеся выбирают по одной геометрической фигуре из предложенных (квадрат, треугольник, круг, зигзаг, прямоугольник), подписывают их и опускают в коробочку.
(учащиеся, учитель обществознания и психолог садятся в круг)

Учитель: Здравствуйте,  сегодня у нас с вами интегрированный урок обществознания и психологии, поэтому  вести  будем мы его вдвоем, учитель и психолог.
И начнём мы с маленькой разминки.

Разминка «Групповое ожерелье»

Цели:

  • провести исследование групповых связей и отношений;
  • освоить активный стиль общения и сбора информации;
  • создать предпосылки для осмысления влияния на командную деятельность особенностей лидерских качеств  участников группы;

Ход упражнения:

Оборудование: лист ватмана, цветная бумага, ножницы, маркеры и несколько тюбиков клея.

Психолог:  Задание: у вас есть ровно одна минута, чтобы вырезать из цветной бумаги круг – «бусину», написать на нем свое имя и приклеить его на большой белый лист.  Таким образом, чтобы создать групповое ожерелье. Начали!

Работа группы тренером не комментируется, никакие дополнительные пояснения не даются. По окончании работы лист вешается на доску.

Обсуждение:

Психолог:  «Групповое ожерелье» – игра, которая помогает нам разобраться в том, какой вес мы имеем в группе, какое место занимаем или хотим занимать в ней.

– Посмотрите, пожалуйста, на лист после того, как вы узнали смысл задания, и подумайте:

  • Нравится ли вам место, которое ваша бусинка занимает в ожерелье? (Rкому не нравится? Куда хотели бы перенести?).
  • Место вашей бусинки в ожерелье определили  Вы сами, ваши одноклассники или роль сыграли какие-то обстоятельства?
  • Подумайте, отражает ли размер вашей «бусины» ваше реальное положение в классе?
  • Как вы думаете, зависит ли ваше положение в классе от наличия или отсутствия у вас авторитета?
  • А как называют человека, пользующегося авторитетом в какой-либо группе? (ЛИДЕР)

Тема  нашего сегодняшнего урока «Кто, если не ты?»

(слайд с темой)

Психолог:  Входя в класс, вы выбрали геометрические фигуры, которые, по мнению психологов, говорят о роли человека в группе.

Геометрические фигуры:

Квадрат – люди, выбравшие данную фигуру – это те, кто поддерживает порядок и структуру в группе
Круг – такие люди помогают поддерживать хорошие человеческие отношения в группе
Зигзаг – это творческие люди, создающие новые идеи
Прямоугольник – переходное состояние
Треугольник – люди, достигающие результатов, символ лидеров группы

– Возьмите, пожалуйста, планшеты с рабочими листами. (Вносятся сведения в «Карту лидера» по заданию «Геометрические фигуры», отмечая в качестве лидеров тех, кто выбрал геометрическую фигуру – треугольник).
(слайд)

Учитель: Сегодня мы рассмотрим, кто такой лидер, какими качествами он должен обладать и  какие функции он выполняет.

Мотивация: Данная тема является актуальной на протяжении всей истории цивилизации. Феномен лидерства привлекает внимание лучших умов человечества, которые до сих пор пытаются разгадать, как так получается, что один человек из среды себе подобных в состоянии возглавить остальных, повести за собой, навязать людям свою систему ценностей, свои правила. Почему кого-то слушаются, а кого-то нет? На этот вопрос и мы сегодня поищем ответ.
(слайд)

– Продолжите  фразу:

«Когда говорят о лидере в политике, я представляю себе образ…(кого?)» (слайд)
«Когда говорят о лидере в духовной сфере, я представляю себе образ…(кого?)» (слайд)
«Когда говорят о  православных лидерах, чей образ вы представляете?» (слайд)
«Когда говорят о лидере в  нашем городе, я представляю себе образ…(кого?)»

– У вас уже есть определённый образ лидера. Теперь давайте разберемся с понятием кто такой лидер?
(слайд, где высказывания, но по щелчку проявляется определение)

– Попробуйте с помощью предложенных вам цитат сформулировать определение  понятия лидер.

«Не оглядывайтесь, лидеры впереди» Валерий Афонченко
«Лидер – это человек, которому доверяют» Веселин Георгиев (болгарский писатель)
«Задача лидера настроить на общие цели, расставить всех по своим местам, помочь поверить в свои силы» Н.С. Лесков (определение формулируем сразу)

Лидер – тот, кто стоит во главе группы, пользуется авторитетом, определяет основные направления её деятельности и влияет на поведение её членов

– Запишите получившееся определение в ваши рабочие листы. Как вы считаете, является ли глава русской православной церкви Патриарх Кирилл лидером? (докажите)
– Чтобы  убедиться в том, является ли  человек лидером, необходимо знать основные признаки лидера.
(слайд с признаками)

Основные признаки лидера:

  • более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач; (принимает очень активное, живое участие в ее обсуждении и старается как-то способствовать и ее решению);
  • большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом (у Патриарха нет мелких вопросов: все, что обсуждается, он воспринимает как важное, быстро вникает в проблему);
  • более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы(какой тон задает Патриарх дискуссии, как он учит всех нас внимательно относиться к обсуждениям, вникать в каждый возникающий вопрос и принимать участие в поисках его решения);
  • большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы(это проникновение в жизнь – яркая отличительная  черта Святейшего).

– Для того, чтобы выяснить были ли вы правы в своих суждениях, давайте познакомимся с фрагментом беседы Патриарха Кирилла с преподавателями  Московской духовной академии.  – Попробуйте в предложенном тексте найти фразы подтверждающие наличие  признаков лидера у Патриарха Кирилла. (Работа с текстом)

После службы в Московской духовной академии состоялась встреча Святейшего с преподавателями Академии, а в храме он произнес удивительную проповедь.

Ректор МДАиС Архиепископ Верейский Евгений

Во время встречи с преподавателями говорили о глобальных и текущих вопросах, и я отметил для себя, что у Патриарха нет мелких вопросов: все, что обсуждается, он воспринимает как важное, быстро вникает в проблему, принимает очень активное, живое участие в ее обсуждении и старается как-то способствовать и ее решению. Это не значит, конечно, что Патриарх должен решать все проблемы: какие-то (если мы говорим о вопросах образования) решает администрация и преподаватели, какие-то – сами студенты, и это нормально. Но важно, какой тон задает Патриарх дискуссии, как он учит всех нас внимательно относиться к обсуждениям, вникать в каждый возникающий вопрос и принимать участие в поисках его решения. Это проникновение в жизнь – яркая отличительная  черта Святейшего.

Психолог: Итак, мы выяснили  кто такой лидер.

– А вот руководитель и лидер – это одно и тоже? Кто считает, что «да»? (пройдите, пожалуйста, в правую сторону). Кто считает, что «нет»? – (в левую).
– А мы вдвоем на данный момент сомневаемся, какая из этих двух позиций верна. Ваша задача, обсудить в группах ваши мнения и сформулировать 2 аргумента в защиту вашей позиции по формуле:
(слайд с формулой ответа)

Мы считаем, что …
Потому что …
Например …
Поэтому …

Ответы групп

– Выслушав приведенные аргументы, поменял ли кто-нибудь свое мнение и хочет ли перейти в другую группу?

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что существует разница между понятием лидер и руководитель.  Может ли человек  быть одновременно быть и лидером и руководителем?

– Посмотрите на фотографии известных людей. (Адольф Гитлер, Мать Тереза, Патриарх Кирилл,  Бен Ладен)
(слайд)
– Все они, безусловно, лидеры. Докажите, что все эти люди действительно лидеры.  За каждым бы из этих лидеров вы пошли? Почему? (лидеры бывают не только позитивные но и негативные).
(слайд)
– А есть ли среди этих лидеров руководители?  Кто?  Почему?
– Как мы уже говорили, руководители назначаются официально, а значит, руководители – это формальные лидеры. А те, кто выдвигается группой за свои какие-то личные качества и заслуги – лидеры неформальные.
(слайд формальные и неформальные лидеры)
– Определите в списке лидеров, которые мы записали на доске формальных и неформальных лидеров и аргументируйте свою позицию.

Психолог:  Давайте попробуем составить личностный портрет лидера.
Посмотрите внимательно видеоролик и выпишите в свои рабочие листы, какие качества и умения необходимы человеку, чтобы быть лидером? (Количество качеств не ограничивается)
(слайд – видеоролик с цитатами о лидерстве)

(запись на доске личностных качеств лидера под диктовку учащихся)

– У нас получился достаточно большой список качеств, а теперь давайте выделим  из него те качества, которые обязательно  необходимы лидеру (подчеркнули).

Вывод:  для того, чтобы быть хорошим лидером, необходимо обладать (перечисляются и поясняются качества).

– Посмотрите на получившийся портрет качеств лидера, и те, кто считает,  что он обладает необходимым набором качеств лидера, напишите свою фамилию  на карточке «Я–лидер», которая прикреплена к вашему планшету.  И опустите эти карточки, в уже знакомую вам, волшебную коробочку.

Учитель:  Успех лидера зависит не только от его личных качеств, но и  насколько эффективно он реализует свои  функции.
У вас в рабочих листах дано описание  функций лидера. По представленным описаниям определите названия этих функций.
(слайд с функциями)
Каждый лидер должен уметь сформировать группу, объединить ее членов и  наладить ее работу (организаторская).
Чтобы работа группы была продуктивной необходимо группе  поставить конкретные  цели (функция целеполагания).
А чтобы работа группы была интересна ее членам и вызывала стремление трудиться лидеру необходимо дать группе стимул   (мотивационная функция).
Если лидер заинтересован в членах своей группы, он будет делать все для того чтобы члены его команды чувствовали себя безопасно и уверенно  (защиты членов группы).
Наделение лидера  правом  выступать от имени группы и  осуществлять внешние коммуникации   (представительская).

(постепенно появляются  функции на слайде)

Вывод: умелая реализация этих функций, позволит  лидеру  эффективно  достичь поставленных целей.

Вывод урока:

Учитель: Итак, мы рассмотрели с вами сегодня достаточно актуальную проблему для молодёжи и общества в целом и выяснили, что:

  • Лидер – это человек, за которым идут люди и этот человек выполняет определённые функции.
  • Что для того, чтобы стать лидером надо обладать необходимым набором личностных качеств.

 (слайд с высказыванием Г. Александрова)
– Но всегда надо помнить  от том, что «Лидер, что флюгер: может показывать хорошее и плохое направление» (Георгий Александров).
(выключаем экран, загружаем карту лидера)
И если лидерами мы хотим быть сами, то надо задуматься над тем, достойны ли мы быть чьими-то водителями, есть ли у нас для этого необходимые качества, готовы ли мы выполнять все функции лидера и, в конце концов, готовы ли мы нести ответственность за то куда мы приведём других людей.

Психолог:  Сегодня вы не только изучали тему «Кто, если не ты?», но также исследовали  себя.
А мы в это время исследовали вас.
(включаем экран)

«Карта лидера»

Имена учащихся

Задания:

Геометрическая фигура

Групповое ожерелье

Самооценка «Я–лидер»

 

 

 

 

– На самом деле, каждое из заданий, которые вы сегодня выполняли, носило диагностический характер и позволило нам сделать вывод о том, как часто в каждом из вас проявляются лидерские качества.
В течение всего урока мы фиксировали проявление у вас лидерских качеств, и результаты заносили в «Карту лидера» (анализ результатов по именам)
Если у кого-то сегодня совсем не проявились лидерские качества, не стоит расстраиваться, т.к. человек, являющийся лидером в одной группе, не обязательно будет им в другой и наоборот.

Рефлексия в круге:

– Мы с вами выполнили все намеченные цели по исследованию проблемы лидерства

  • Что больше всего запомнилось на сегодняшнем уроке?
  • Какие знания, полученные на уроке, ты сможешь применить в своей жизни?
  • Какие из качеств лидера ты мог (ла) наблюдать в себе в ходе урока?
  • Какие из качеств лидера ты мог (ла) наблюдать в товарищах в ходе урока?
  • Продолжите фразу: «Православный лидер – это…..»
  • Продолжи фразу «Формальный лидер – это…»
  • Одно из главных качеств лидера это –
  • После сегодняшнего урока мне захотелось….
  • Была ли польза от урока, проведенного в такой форме? Почему?
  • Над чем заставил задуматься урок?
  • Продолжите фразу «Лидер и руководитель – это…..»
  • Самым интересным заданием на уроке было…
  • Сегодня я понял(а), что лидер…..
  • Одной из функций лидера является функция…..
  • Почему один человек может быть лидером, а другой – нет?
  • О сегодняшнем уроке я расскажу дома, что….
  • Одно пожелание по уроку учителям, проводившим сегодняшний урок…
  • По каким признакам можно определить, что человек лидер?
  • Чтобы развить в себе качества лидера нужно…
  • Сегодняшний урок…..

(слайд с домашним заданием)

Домашнее задание по обществознанию:  написать эссе, выбрав одну из предложенных ниже цитат:

  • «Лидерами не рождаются и не делаются кем-либо – они делают себя сами» Стивен Кови.
  • «Инновация отличает лидера от догоняющего» Стив Джобс.
  • «Православное лидерство   кардинально отличается от светского». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Домашнее задание по психологии: выполнить психологический тест «Вы лидер?»

Учитель: Мы благодарим вас за работу сегодня. Рабочие листы вы забираете себе и вкладываете в тетрадь по обществознанию. Урок окончен, до свидания!

Гимн «Лидер 21 века»

Список литературы:

  1. А.С. Прутченков «Тренинг лидерских качеств».
  2. М.   Кипнис. Тренируем умение вести за собой, быть лидером, «мотором» и вдохновителем
  3. Психологические упражнения для тренингов.
  4. http://www.nnre.ru/psihologija/treniruem_umenie_vesti
  5. http://www.trepsy.net