Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе компенсирующей направленности детей с общим недоразвитием речи на тему «Предзимье. Дикие животные»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование у детей представлений об осени и об изменениях в природе и о диких животных.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и уточнять знания детей о временах года, об изменениях в природе в разное время года.
  • Закрепить названия диких животных и их детенышей.
  • Расширять представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года.

Развивающие:

  • Развивать умение высказывать свои мысли после увиденного и услышанного на занятии и вне его, высказывать и доказывать свои суждения.
  • Вызвать интерес к жизни животных.
  • Формировать навыки экологически безопасного поведения.
  • Расширять словарный запас.
  • Развивать связную речь детей.
  • Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к животным.
  • Формирование взаимопонимания и сотрудничества.

Интеграция с другими образовательными областями:

  • “Коммуникация”,
  • “Социализация”,
  • “Здоровье”

Предварительная работа:

Дидактические игры: “Кто где живет?”, “Дикие животные” . Рассматривание иллюстраций по теме. Разучивание физкультминутки “Звериная зарядка”. Чтение русских народных сказок: “Колобок”, “Заюшкина избушка”, “Зимовье зверей”, “Заяц хваста”

Ход НОД

1. Организационный момент.

Дети просматривают фрагмент из мультфильма “Колобок”.

П.: Ребята вспомнили этот мультфильм? Как он называется?. Ну, конечно же, это колобок.

П.: А куда убежал колобок от бабушки и дедушки? Вот он сегодня утром пригласил на с вами на прогулку в лес, где он нас будет ждать. Но появится колобок только тогда, когда мы выполним его задания..

1. П.: Скажите мне, пожалуйста, какое у нас сейчас время года?

А вот послушайте стихотворение.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

  • О каком времени года стихотворение?
  • А какие еще времена года вы знаете?
  • Сколько месяцев длится осень?
  • Назовите осенние месяцы

А какие периоды осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя). Чем они отличаются др. от др. Воспитатель выставляет картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени. Дети по одному показывают картинку и говорят какая это осень

- Ранняя - днем по прежнему тепло, ночью уже становится холодно, солнце светит по летнему, но уже не греет как летом и т.д.

- Золотая или средняя- листья начинают желтеть, опадать (листопад), становится прохладно, частые и затяжные дожди, люди одеваются по погоде, день становится короче.

- Поздняя или предзимье - становится все холоднее и холоднее, пролетает снег, опала вся листва, перелетные птицы улетают на юг, животные меняют шубку, уходят в спячку и т.д.

Молодцы с первым заданием мы с вами справились. Можем отправляться в лес.

А если мы с вами гуляем по лесу осенью то это какой лес? (осенний)

2. Звучит музыка “Шум леса”. Дети идут под музыку (шум леса)

П.: Что мы с вами слышим под ногами.(шуршание листьев)

П.: Почему листья шуршат. (потому что они сухие).

Педагог включает Запись (шуршание листьев) и просит детей у которых поставлен звук ш идти и произносить звук ш-ш-ш-ш.

3. Вот мы с вами в лесу. Что вы слышите? (пение птиц, шум ветра, )

П.: Какой воздух в лесу? (чистый, прохладный)

Педагог предлагает детям подышать чистым воздухом (сделать глубокий вдох набрав полную грудь воздуха и медленный выдох, 2-3 раза.

П.: А как вы думаете, почему в лесу воздух чистый?

Чтобы сохранить такой воздух, что не нужно делать в лесу?

А теперь физкультминутка:

Разбросала осень листья
Разукрасила их кистью
Мы в осенний сад пойдем
В букеты листья соберем
Лист кленовый, лист осинки, лист дубовый, лист рябинки, рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз
Волнообразные движения ладонями
Плавные взмахи ладонями вверх – вниз
“шагают” пальцами обеих рук
Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев
Поочередно загибают пальцы, начиная с большого на обеих руках
Хлопок в ладоши.

3. Ребята посмотрите, а вот конверт лежит. Наверное, это нам колобок оставил очередное задание (Педагог открывает конверт, в нем загадки и картинки животных).

П.: Колобок предлагает отгадать загадки:

Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)

Кто зимой холодной, в лесу бродит злой, голодный (волк)

Летом ходит без дороги возле сосен и берез, а зимою спит в берлоге, от мороза прячет нос (медведь)

Сама мала, шубка пышна.
В дупле живет, орешки грызет (белка)

Тяжелы рога по весу, ходит важно он по лесу: он хозяин, а не гость - хмурый и сердитый ( лось)

В густом лесу под елкой, осыпанный листвой лежит мешок с иголками, колючий и живой ( еж).

Это что за зверь лесной
Строит хатки под водой? (Бобр)

Стройный, с тонкими ногами
И ветвистыми рогами,
Он на севере живет,
Вместо сена мох жует. (Олень)

На суку таится кошка,
Но она совсем не крошка!
И нельзя сказать ей: “Брысь!”,
Потому что это ... (Рысь)

Лабиринт подземный зная
И запасы умножая,
В норку он зерно несет –
Важный, гладкий, черный... (Крот)

В тихой заводи речной
Он построил дом весной.
Без пилы и топора
Дом построен у ... (Бобра

Моет в речке свою пищу,
Чтоб она была почище,
Лишь потом отправит в рот.
А чистюля тот ... (Енот)

Звери гибкие и усатые,
С головы до хвоста полосатые,
Нельзя затевать с ними игры -
Опасны зубастые .... (Тигры)

Роет норы он умело
Знает, любит это дело
Потому кроту и друг
А зовут его.... (барсук)

Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит,
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной... (кабан)

Какие мы с вами молодцы и с этим заданием справились. А о ком были эти загадки?

4. Давайте немножко отдохнем и опять будем искать колобка.

Раз присядка, два присядка
Зайцы делают зарядку
А лисята как проснутся, любят долго потянуться
Обязательно зевнуть, рыжим хвостиком вильнуть
А волчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть
Ну а мишка косолапый, разминает свои лапы
А кому зарядки мало – начинаем все сначала... 2 раза

5. Но ведь в лесу живут не только взрослые животные, но и их детеныши.

Это следующее задание колобка. Нужно назвать маму и детеныша.

Например: лиса с лисенком и т.д.

6. А вот я вижу еще один конверт. Посмотрим что в нем. Колобок хочет знать кто где живет.

  • Где живет медведь? (в берлоге)
  • Где живет еж (в норе)
  • Где живет лиса (в норе)
  • Где живет белка (в дупле)
  • Где живет волк (в логове)
  • Где живет заяц (под кустом).

Снова включается песенка колобка, появляется колобок. Педагог говорит, что ему очень понравилось, как вы отвечали. Вы такие умные. Оказывается он все время следил на нами. Хитрец!!!!!!!