Использование декоративно-прикладного искусства для развития художественных способностей детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Народный промысел, уходит глубокими корнями в культурное прошлое с формировавшееся на Руси. Народный промысел богат и разнообразен. Сложившийся современный миропорядок, заставляет общество искать истины знаний накопленных предками. Человек в поисках цельности существования и стремление упорядочить свои знания, обращает свой взор к истории. С целью осмыслить себя в сложных связях поколений, внимание потомков устремлены на сокровище народных ценностей декоративно-прикладного искусства. Именно к таким ценностям относится нестареющее, и не утратившее своей привлекательности – художественные творения своих предков.
Народный промысел зародился за долго до написания книги «Домострой».Архелогические изыскания дают нам представления о быте и народном ремесле на Руси. Декоративно-прикладное искусство находилось в начальной стадии зарождения . Сильные семейные традиции , веками сложившийся уклад жизни, устойчиво сохраняли и развивали передающее из поколения в поколение, творческом начало подрастающего поколения.
В 16 веке «домостроевцы» были серьезно обеспокоены недостаточным уровнем образования и культуры молодёжи. Первым педагогическим «опусом» стал составленный известным деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного, протопопом Сильвестром «Домострой» — это свод правил жизни обыкновенного богобоязненного порядочного человека. Книга была разработана на Руси в 16-ом веке священнослужителем. Эта книга образец
письменного сборника правил, наставлений семейно-бытового типа, советов жизни русского общества на Руси.

  1. По «Домострою» глава семьи несет ответ за всех своих домочадцев перед Богом и царем. Поэтому за проступки своих детей отец несет ответственность. Чтобы вразумить своего отпрыска нужно сначала объяснить и попросить так больше не делать, а любовь к ребенку никуда не делась.
  2. Обязательно нужно научить девочек рукоделию, а мальчиков — «мужским делам». по дому, учиться мастерству. (Этот совет еще из 16-го века следует не забывать, он актуален и сейчас).

В начале XVIII века у дворянской молодежи появилось свое, несколько отличное от «Домостроя», руководство к светскому обращению – переводная книга «Юности честное зерцало».
Свод «домостроевских» правил со временем потерял свою важность и неукоснительного его исполнения. В 19 веке это рассматривалось уже, как результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании подрастающих поколений. Народное творчество повсеместно сохранило традиции рукоделия Народно-прикладное искусство прочно вошло в быт народа и стало средством воспитания детей. Предметы декоративно-прикладного искусства широко использовались в быту: посуда, ткани, украшения, игрушки, тряпичные куклы, свистульки и т.д.
Середина ХХ века выпала на период глобальной урбанизации населения. Постепенно начали утрачиваться народные традиции, как в устном народном творчестве, так и в народно-прикладном. Современный уклад с быстрым ритмом жизни, особенно в огромном многонациональном мегаполисе, как Москва приводят к утрате культурных традиций наших предков. . В начале XXI века, сохранение традиций народного промысла стала вновь актуальна.
Современная педагогика, разработала систему воспитания формирования эстетической личности, способной активно, преобразовывать народное творчество в духовную действительность.
В процессе развития народно-прикладного воспитания, формируется культурный пласт эстетического восприятия , развивается способность к созданию эстетических ценностей не только в искусстве, но и в повседневной жизни.
Дошкольный возраст – это этап приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, и впитывать культуру своего народа, через произведения народно-прикладного искусства, в традициях народных посиделок, где активно применяется народное творчество.
Только в этом случае народное творчество, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет не поддельный интерес. Дети познают Культуру России, знакомясь с произведениями народного мастерства.
Необходимость изучения народного творчества в детском саду не вызывает сомнений. Детское творчество – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностях детей разных возрастных групп. Формирования эстетической индивидуальности личности уже на первых этапах осуществляется, при условии знакомства детей с основами декоративно-прикладного искусства во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях . О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Культуру своего народа ребенок познает, через устное народное творчество, детский фольклор, рукоделия народных мастеров. Программная задача педагога расширила возможность ведение детей в особый и неповторимый мир народного искусства .Используемые методики позволяют детям разглядеть в привычных бытовых предметах обихода, не что необычное, важное в мире народно промысла. Приобщение детей к народному промыслу, безусловно даст сильный импульс, для развития творческих способностей, удовлетворению художественных фантазий, содержательного познания народной культуры. Истоки народной культуры прочно внедрились в образовательную деятельность, ребенок знакомясь, с народным ремеслом, в последствии сам способен создавать своими руками незатейливые рисунки Городецкой, Гжельской, Дымковской росписи и т.д. Дошкольники приобщенные к многообразию и основам народно-прикладного искусства успешно развиваются как творческие личности.
Формирование творческой личности и её становления, о роли и значении народного декоративного искусства в воспитании творческий способностей детей – отмечают многие писатели, педагоги, особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте. (А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н.Шацкая, Б.Т.Лихачев, Л.П.Печко, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). и др.)
Народный промысел получает свое конкретное определение, как декоративно-прикладное искусство. Обилие красок, многообразие сочетаний сложных узоров с простейшими элементами обусловлено оригинальностью и самобытность, народного творчества. Декоративно-прикладному искусству присуще характерная индивидуальность, чудесная свежесть, впечатляющая яркость исключительного народного колорита. Органичность восхитительного реалистического стиля рисунка, завораживают детей, отвечает их художественным потребностям. Познавая народное творчество, сохраняют глубокие художественные традиции, усваивают нравы и обычаи своего народа, эстетическое восприятие мира, устремленные в будущность.
Точное определение дал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Народно-художественный промысел или художественное ремесло дало новое понятие, как декоративно-прикладное искусство, которое представляет собой область произведения декоративно-прикладного искусства: отвечающим нескольким характеристикам:

  • служат созданию, оформления художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.)
  • обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект явление декоративно-прикладного искусства в массовом сознании, возникает как приобретения навыков рукоделия и о владения мастерством.

Народный промысел на основе декоративно-прикладного искусства, может стать эталоном педагогической концепции, движущей силой в воспитании культурно-нравственной личности. Системный культурологический подход (В.С.Библер, Е.В.Бондаренко, Н.Б.Крылов), коллективного художественного творчества может стать основным критерием воспитании дошкольника. В процессе общения ребенка с явлениями искусства приобретается и накапливается опыт, масса разнообразных, в том числе и эстетических впечатлений, знаний, умений и навыков. Формируется духовный мир личности, эмоциональное отношение к миру и к самому себе, а также ценности, которые составляют основу данного опыта необходимых в дальнейшей жизни.
О характере народного воспитания А.С. Макаренко сказал, что оно осуществляется « как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах», к которым относятся и трудовая деятельность, и обряды, и развлечения, устного народного творчества.
Предметы декоративно-прикладного искусства, вызывают положительные эмоции, бережное отношение к культурному наследию и познавательный интерес к народному творчеству.
Целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности, формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать народное искусство нашла свое отражение в актуальной конструктивной проектной деятельности. Проект декоративно-прикладного искусства способствует активизации
приобщения детей к практической творческой деятельности. Гармоничная связь возможно, через совместное творчество: воспитателя и детей; воспитателя – семьи т.е. родители и дети. Огромное значение в духовном, моральном развитии ребенка имеет совместное творчество с родителями. Педагог подбирает литературу, иллюстрации знакомит с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства На основе освоения родителями художественного опыта народных мастеров развивается желание к творческому союзу .В кругу семьи, у детей активно проявляется самостоятельность, творческая инициатива , получает удовольствие от совместной работы с родителями.
Профессиональная деятельность педагога содействует активизации желания у родителей и детей принять участие в мероприятии изготовления тряпичной куклы. Оформление родительского уголка: консультации и рекомендации по теме проекта; сбор наглядно-дидактического материала создают условия для проведения совместно с родителями мастер-класса по изготовлению тряпичной куклы и с последующей их демонстрацией.
Мастер-класс дает название: «Сударушкины посиделки». Посиделки проходят в стилизованной русской избе. Дети осваивают азы народного промысла, знакомятся с предметами быта и народно-прикладного искусства.
Итогом реализация творческого проекта, станут:

  • создание мини-музея «Русская народная кукла»;
  • продуктивной деятельности детей;
  • проведение фольклорного досуга «Колядки».

Рамки проекта создают условия учреждение акций: сбора коллекций народной куклы, книг детского фольклора и получает название «Бабушкин сундук». Обобщение и систематизация знаний о народно-прикладном искусстве, преемственность традиций и совместный труд родителей детей и педагога, создают условия для подлинного творчества, дальнейшего обогащения и совершенствования народного искусства.
Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;
Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

Эффективным средством формирования художественных способностей дошкольников является декоративно-прикладное искусство. Народное искусство, находит широкое применение в образовательном процессе, как средство формирования художественно-эстетических способностей дошкольников. Основная задача педагога заключается развить у ребенка «Характер образов и мотивов народного декоративного искусства», и формирование бережного отношения к культурному наследию.

Развитие у детей художественно-эстетических способностей чувствовать, любить народное искусство, осуществляется в процессе их включения в активный творческий процесс.

Максимальное вхождение в контекст народной культуры и создании эстетических ценностей, формирование познании мира, определенным образом демонстрируют , что ознакомление с произведениями народного творчества вдохновляет детей на формирование незабываемых представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Произведения народного прикладного искусства должны сыграть важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста. в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Литература:

  1. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984 г.
  2. Сакулина Н. П. Методика обучения рисованию и лепке в детском саду.
  3. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве.
  4. Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет.
  5. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007 г.
  6. Косминская В. Б. Теория и методика ИЗО в детском саду.
  7. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Книга для воспитателей детского сада – 2-е изд. переработка и дополнение . М.: Просвещение, 1986.
  8. Дубровская Е. А., Козлова С. А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
  9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2002 г.
  10. Копцева Т. А. Программа по изобразительному искусству «Природа и художник». – М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
  11. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию,лепке, аппликации – М.: Скрипторий, 2008.
  12. Скорлупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-приклалным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
  13. :http://www.medkrug.ru/article/show/domostroj_v_vospitanii_detej
  14. Материал из Википедии — свободной энциклопедии Декоративно-прикладное искусство.