Рабочая программа по музыке. 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


1. Пояснительная записка

1.1. Нормативной основой данной рабочей программы являются: Закон об образовании РФ, Типовое положение МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Когалыма, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»),  ФГОС [2, с.7-8].

1.2. Программа разработана на основе авторской программы Д.Б.Кабалевского «Музыка» в обновленной редакции 2005 г.

Для реализации данной программы имеется учебно-методический комплекс:

  • Программа образовательных учреждений Д.Б. Кабалевского (Просвещение, 2004);
  • Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. Аcadem A, 1998 г.
  • Изместьева Ю.Д. Поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского. ИТД «Корифей», Волгоград, 2008 г.
  • Сергеева Г.И., Критская Е.Д., Музыка. Методическое пособие. 5-6 классы. Просвещение, 2005 г.
  • Фадин В.В. Музыка 1-7 классы. Учитель – АСТ, Волгоград.
  • Юдина Е.И., Сиренко В.М. Поурочно-методические разработки по музыке 5 класс. Владос, 2002 г.
  • Учебники (для работы на уроке):

–  Науменко Т.И., Алеев В.В. «Музыка» 5, 6. 7 классы; Дрофа, 2013 г.
– Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Музыка» 7 класс; Просвещение, 2007 г.
– Усачёва В.О., Школяр Л.В. «Музыкальное искусство», 5-6 классы; Вентана-Граф, 2005 г.

1.3. Место предмета «Музыка» в решении задач формирования универсальных учебных действий: федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. В качестве примерных приводится расчётный (не нормативный) объём учебных часов в неделю.

1.4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Приоритетами для учебного предмета музыка на этапе основного общего образования и ведущими дидактическими задачами  являются:

  • развитие мотивации школьников посредством понимания ими личностного смысла учения, выстраивания значимых отношений «я и мир» и реализации интересов и жизненных потребностей в учебной деятельности;
  • включение школьников в проектирование учебно-познавательной деятельности и индивидуального познавательного маршрута с целью приобретения опыта действия и ответственности в реальных процессах;
  • организация процедуры понимания как нахождения учеником смыслов, значений и интерпретации себя, контекста коммуникации, образовательной ситуации, содержания учебной задачи такими педагогическими средствами, как гуманитарные технологии и стратегии, позволяющие активизировать ценностно-смысловой и мотивационный компоненты учебно-познавательной деятельности;
  • проектирование коммуникации за счет вовлечения учащихся в совместное планирование, выбор коммуникативных средств и реализация форм деятельности посредством применения гуманитарных технологий;
  • управления групповой динамикой на уроке, обогащение опыта общения как личностно формирующего фактора через приобретение опыта общения со сверстниками в различных по характеру группах на уроке и в школьных сообществах;
  • включения школьников в рефлексию путем развития способности к самоанализу, самоконтролю, установлению внутренних ориентиров и способов разграничения «Я» и «не Я» за счет учебного планирования, самооценивания и взаимооценивания на всех этапах познавательной деятельности;
  • поэтапное достижение цели образования.

Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен  тем, что позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего.

1.5. Цель учебного предмета: воспитание у учащихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

1.6. Задачи предмета: ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Обучающие:

  • раскрыть природу музыкального искусства как результата как результата творческой деятельности человека;
  • научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров; ввести учащихся в мир большого музыкального искусства;
  • сформировать эмоционально-ценностное отношение к музыке;

Развивающие:

  • развитие музыкального восприятия как творческого процесса;
  • расширение знания о музыкальном многообразии,  связях музыки и других видов искусства, выразительных средствах и особенностях музыки;
  • заложить интерес к собственному творчеству, развитию и совершенствованию  природных музыкальных задатков, способствовать развитию музыкального вкуса;

Воспитательные:

  • воспитать у обучающихся уважение к мировому творческому и духовному наследию; устойчивый интерес к деятельности музыканта – человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку, к музыке разных времен и народов;
  • поддерживать дух здоровой конкуренции, способствуя участию в различных видах деятельности и формах уроков;
  • поощрять творческую инициативу, воспитать коммуникабельность.

1.7. Межпредметные связи учебного предмета «Музыка»:

  • музыка и литература;
  • музыка и изобразительное искусство;
  • музыка и история;
  • музыка и география.

1.8. Количество учебных часов, на которое рассчитана данная рабочая программа:

в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (БУП) на предмет «Музыка» в 5 – 7 классах отводится по 35 часов в год из расчёта 1 учебный час в неделю, в 8 и 9 классах 35 часов  в год из расчёта 1 учебный час в 2 недели. Общий объём – 140 часов.

1.9. Особенности организации учебного процесса:

Методы: эмоциональной драматургии, перспективы и ретроспективы, междисциплинарного взаимодействия, моделирования художественно-творческого процесса, интонационно-стилевого постижения музыки, сочинение сочиненного;

Формы организации урока: урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-консультация, урок с дидактической игрой, урок-ролевая игра, урок-экскурсия, урок-дискуссия, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-деловая игра, интегрированный урок,  театрализованный урок, урок-концерт.

Образовательные технологии: здоровьесберегающие образовательные  технологии,  технология сотрудничества, технология дифференцированного подхода, игровые технологии, проблемно-диалогическая технология, тестовая технология, технология оценивания образовательных достижений, информационная и коммуникационная технологии;

Средства обучения:  авторская программа, учебники, ЭОР, CD, DVD, таблицы, видеозаписи, обучающие презентации, просветительские фильмы, стендовые иллюстрации.

Виды и методы контроля: самооценка, анализ и самоанализ, проверка сформированности УУД, тестирование;

1.10. Отличительные особенности данной программы:

–  в теоретико-методологической основе образовательной деятельности, учитывающей требования ФГОС второго поколения к формированию УУД учащихся;
–  во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих , граней, врастающих в различные сферы бытия, – природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;
–   в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
– в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
– в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);
– в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

2. Планируемые результаты освоения  программы

5 класс

Ученик научится:

–  мотивации в изучении предмета, нравственно-этическому оцениванию своих действий и действий одноклассников, формировать желание выполнять учебные задания, осознанию себя в окружающем мире (личностные УУД);
– ставить цели, планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свои действия (регулятивные УУД);
– общеучебным познавательным действиям: самостоятельно выделять и формулировать цели, поиску необходимой информации, анализу музыки, сравнению, обобщению с использованием знаково-логических средств, спектру логических действий, адекватному восприятию музыки (познавательные УУД);
– умению сотрудничать с учителем и со сверстниками, планировать и выполнять совместную деятельность, договариваться, учитывать позицию собеседника, обосновывать и доказывать свое мнение, понимать и уважать иную точку зрения, правильно выражать свои мысли, используя, так же, невербальные средства общения (мимика, жесты, интонация и т.д. (коммуникативные УУД).

Ученик получит возможность научиться (предметные результаты):

– воспринимать роль литературного текста в песнях, операх;
– умению воспринимать роль музыки в песнях, операх, балетах, сказках, кино и т.д.,
– слышать в музыке изобразительность; проводить параллели между музыкой и изобразительным искусством;
– сопоставлять тембр и цвет; «рисовать» музыку, узнавать средства музыкальной выразительности;
– умению воспринимать важные свойства музыки, эмоционально реагировать на разную музыку;
– осознавать собственную творческую деятельность, вариативность осознанного восприятия различной музыки;
– способам деятельности, применимым в рамках образовательного процесса;
– логически рассуждать и анализировать, решать проблемные ситуации, чувственно воспринимать новую музыку;
– исполнять вокальные произведения хором, ансамблем, соло; импровизировать, сочинять музыку и выражать свое мнение по поводу представленных сочинений одноклассников.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД:
    • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
    • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
    • выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
  • коммуникативные УУД:
    • участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
    • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
    • применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
  • познавательные УУД:
    • использовать знаково-символические средства для решения задач;
    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

3. Учебно-тематический план

5 класс. 35 учебных часов.

1 четверть. «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» – 9 часов;

 7 часов – вводный урок, уроки получения новых знаний,  закрепления знаний,  комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний;
 2  часа – уроки контроля, коррекции  и оценки знаний (смотр знаний,– вокально-хоровой смотр).

2 четверть. «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» – 7 часов;

 5 часов – вводный урок, уроки получения новых знаний,  закрепления знаний,  комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний;
 2  часа – уроки контроля, коррекции  и оценки знаний (смотр знаний,– вокально-хоровой смотр).

3 четверть: «Можем ли мы увидеть музыку?» – 10 часов;

7 часов – вводный урок, уроки получения новых знаний,  закрепления знаний,  комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний;
 2  часа – уроки контроля, коррекции  и оценки знаний (смотр знаний,– вокально-хоровой смотр).

4 четверть. «Можем ли мы услышать живопись?» – 9 часов.

6 часов – вводный урок, уроки получения новых знаний,  закрепления знаний,  комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний;
3 урока контроля (промежуточная аттестация – тестирование, смотр знаний, урок – концерт).