НОД на тему "Разговор о дружбе"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: создание условий  для формирования представлений  о   структурных частях    рассуждения и о словах-связках между его частями.

Задачи:

  • познакомить детей со структурой рассуждения, со словами-связками и вводно-модальными словами, научить подбирать аргументы для ответа на вопрос «почему?»;
  • закреплять умение связно и последовательно составлять высказывание         с опорой на схему;
  • учить устанавливать причинно-следственные отношения между объектами и выражать эти отношения соответствующими словами: так как, поэтому, следовательно, значит;
  • упражнять дошкольников в умении формулировать оценочное высказывание и аргументировать своё мнение;
  • закреплять у детей умение самостоятельно рассуждать, проводить аргументы в пользу своей мысли.
  • закрепить понятие «друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья»; учить ценить дружбу, беречь ее;
  • воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи, прививать бережное отношение  любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным.

 Оборудование: ноутбук, видеоклипы песен «Дружба крепкая», «Дружба»,схемы предложения-рассуждения, бумажные человечки Почему и Потому, пословицы о дружбе.

Ход организованной образовательной деятельности

Организационный этап

Эмоциональный настрой

Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро!

Дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки

Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг, и я – твой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим им свои улыбки.

Мотивационно-ориентировочный этап

– А сейчас я вас приглашаю занять места в нашем кинозале.

Дети рассаживаются полукругом на стулья, просматривают и прослушивают видеоклип песни «Дружба крепкая».

– О ком и о чем эта песня? (Ответы детей).
– А у вас есть друзья?
– Сегодня мы поговорим о дружбе и о том, кого мы считаем настоящим и верным другом.
– Я считаю своим лучшим другом свою любимую сестру, потому что она

во-первых,  всегда найдет время меня выслушать,
во-вторых, я ей могу доверить все секреты и мечты,
в-третьих, всегда поддержит и придет на помощь.

– А вы кого и почему считаете своим настоящим другом? (Ответы детей)
– Мне нравится в моем друге…
– У нас сегодня в гостях два друга – Почему и Потому. Они обратились к нам за помощью. Дело в том, что Почему задает очень много вопросов, на которые Потому не всегда может найти ответ, из-за этого они ссорятся. Может быть,  мы поможем друзьям и ответим на их вопросы?
– Я вам прочитаю стихотворения, а вы скажите, в каком стихотворении говорится о настоящем друге, а в каком стоит подумать друг ли это (каждое прочитанное стихотворение обсуждается).

Саша драться любит очень,
Обижает всех подряд.
В детском садике ребята
С ним играть и не хотят.

– Как вы думаете, ребята, почему никто не играет с Сашей? (Я думаю, что с Сашей никто не играет, поскольку он обижает всех подряд. )
– Он умеет дружить? (Мне кажется, что Саша не умеет дружить, ведь он со всеми дерется, а  настоящие друзья помогают друг другу.)

Своего щенка Андрюша
Покормить не захотел.
К вечеру щенок Андрюшин
Загрустил и заболел.
Мальчик очень огорчился,
Он щеночка пожалел.
Накормил его сметаной,
И щенок повеселел.

– Можно ли считать Андрюшу другом щенка? (По-моему, в начале стихотворения Андрюша вел себя ни как настоящий друг. Во-первых, он не кормил щенка, во-вторых, щенок у него даже заболел. Но, поскольку, потом Андрюша исправился и стал ухаживать за щенком, то, можно назвать его другом.)

Мы с вами выяснили, кто же является настоящим другом и по каким поступкам это можно определить.
– Дружить могут не только люди, животные, но и предметы.
– Я вам буду называть предметы, а вы отвечайте, какой предмет, по вашему мнению, с каким дружит и почему, возможны различные ответы. Давайте вспомним, какие слова помогают нам высказать собственное мнение. (Я думаю..; мне кажется…; по-моему…)
– Стол «дружит» с кроваткой или тетрадкой? (По-моему стол дружит с тетрадкой, поскольку тетрадку можно положить на стол.)
– Стол «дружит» с креслом или тестом? (Мне кажется, что стол дружит с тестом, потому что тесто месят на столе)
– Шкаф «дружит» с полкой или иголкой? (Я думаю, шкаф дружит и с полкой и с иголкой, ведь полка находиться в шкафу, а иголка на полке.)
– Кастрюля «дружит» с мышкой или крышкой? (Я уверен, кастрюля дружит с крышкой, поскольку крышкой накрывают кастрюлю.)
– Король «дружит» с троном или поклоном? (Я знаю, король дружит с троном, поскольку он на нем сидит.)
– Рыбак «дружит» с рыбкой или улыбкой? (Могу предположить, что рыбак ловит рыбку с улыбкой, следовательно, он дружит и с рыбкой, и с улыбкой.)
– По-моему с этим заданием справились на отлично, поскольку ни один вопрос не остался без ответа.
– А бывает так, что друзья ссорятся?
– Что нужно делать, чтобы такое не произошло? (Уважать мнение и желание друга, не обижаться, не жаловаться, уметь прощать, делиться игрушками, вместе играть)

Игра «Дрозд»

Я – дрозд, и ты – дрозд,
У меня – нос, и у тебя – нос,
У меня – ушки, и у тебя – ушки,
У меня – щечки, и у тебя – щечки,
Мы – два друга, любим друг друга.

Воспитатель предлагает детям разделиться на подгруппы и подойти к столам, на которых лежат карточки с иллюстрациями ситуаций, 1подгруппе нужно выбрать карточки с настоящими друзьями, а 2 подгруппе с теми, кто не умеет дружить.

– Ребята, кто догадался, где здесь настоящие друзья?
– Как вы догадались?
– А если у кого-то нет друга, можно его найти?
– Послушайте, что говорит русский народ о дружбе.

Пословицы.

  • Нет друга – так ищи, а нашел – береги!
  • Сам пропадай, а товарища выручай.
  • Настоящий друг познается в беде.

– Во всех наших рассуждениях сегодня нам помогали наши друзья Почему и Потому.
Почему нас учит задумываться, а  Потому учит нас не только объяснять, но и доказывать, кто прав, что верно или нет.
Сегодня нам удалось помочь друзьям, но чтобы они никогда не ссорились давайте подарим им схему предложения-рассуждения, схему ответа на вопросы,  которые задает  Почему?

Дети в подгруппах составляют схемы и затем объясняю

– Итак, у нас получается:

  • Первый элемент схемы «Я думаю…»
  • Второй элемент – тезис, высказывание «Что…» 
  • Третий элемент – почему «Поскольку…»
  • Четвертый элемент – обоснования своего мнения «Доказательство…»

 

Я думаю, …
Мне кажется, …
По-моему, …
То, что доказывается Потому что
Ведь
Поскольку
Доказательство.
Значит, …
Во-первых, …
Во-вторых, …
Следовательно, …

– Какое слово-мостик, кроме,  потому что, может быть в рассуждении?

Заключительный этап

Игра «Если б я был волшебником» (подарки и пожелания друзьям)

Я желаю своему другу…

– Сегодня мы учились устанавливать причинно-следственные отношения между объектами и выражать эти отношения соответствующими словами, т.е.  учились правильно строить свои высказывания. Вы были дружны и старались помогать друг другу. А наши друзья, Почему и Потому, дарят вам мультфильм «Друзья познаются в беде»
Часто бывает, что ваши друзья не приходят в детский сад: кто-то болеет, кто-то уехал к бабушке, кто-то отправился на прием к врачу…И так бывает грустно без друга. Давайте представим, что вы не видели целый день своего друга, а на следующий день его встретили и сказали ему: «Этот день без тебя…» (был грустным, долгим…)