Наблюдение в проектной деятельности

Разделы: Начальная школа, Экология


Что такое метод проектов? Под проектом (от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:

1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;

2) предварительный текст какого-нибудь документа;

3) замысел, план.

Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных, развлекательных и других проектах.

А что же проект для учеников начальной школы?

Мы понимаем, что проекты в младших классах – это трудная задача. Дети еще слишком малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Мы решили остановиться на проектной деятельности на уроках окружающего мира.

Проектная деятельность на уроках окружающего мира в 1 – 2 классах оказывает развивающее и воспитывающее влияние на такие стороны личности, как сенсорное развитие ребёнка и формирование его интеллекта. О важности развития сенсорного восприятия говорили многие классики педагогики. “Всё, что есть в речи логического, - писал К.Д. Ушинский, - проистекает из наблюдений человека над природой”, а сама логика “...не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы”. Конечно, развитие сенсорной сферы происходит всю жизнь, но часто дети приходят в школу с небогатым чувственным опытом. А значит, задача учителя развивать детскую наблюдательность, “провоцировать” детские вопросы, расширять представления ребёнка о свойствах и признаках предметов окружающего мира. Эту работу помогает организовать проектная деятельность на уроке.

Главным методом расширения и уточнения сенсорного опыта детей является наблюдение. Наблюдение – это преднамеренный и целенаправленный процесс восприятия, основное назначение которого – накопление, уточнение, систематизация фактов, рассказывающего о данном объекте окружающего мира. В познавательной деятельности оно выступает в качестве главного метода познания.

Организуя различные наблюдения в процессе проектной работы, необходимо учитывать следующие особенности.

На этапе предпроекта чётко сформулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи. В начале проекта дети обмениваются знаниями по теме, интересами, вопросами, обсуждают возникшие идеи и делятся уже имеющимся опытом. Викторина проводится для повышения интереса учащихся к заданной теме. Здесь же ставится общая цель, например: “Смог бы мир существовать без птиц?”). Затем общая цель конкретизируется, например: Легко ли живется птицам зимой?”, “ Что легче переносить им: голод или холод?”, “ Как человек может помочь птицам?”, “Почему одни птицы улетают, а другие остаются зимовать?”, “Какие птицы зимуют в наших краях?”, “Как они приспосабливаются к климату нашего края?”, “Нужно ли заботиться о птицах?” , “Какую помощь они от нас ждут?”. Дети по желанию делятся на творческие группы и выбирают подтему проекта. Например, первая творческая группа ученые-орнитологи - “птицы нашего края”, спасатели - “как кормить птиц?”, творцы - “игры, пословицы, поговорки о птицах”).

Этапы планирования работы над проектом.

На этом этапе необходимо наметить план и способы наблюдения. Участники проектных групп получают задание: найти литературу, используя различные источники информации, связанную с проблематикой своей подтемы. Основная цель этапа планирования – получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы. Например, группа “спасатели”:

  • понаблюдайте, какие птицы прилетают и что клюют;
  • в какое время суток;
  • какова температура днём.

По месту проведения наблюдения выделяем:

  • Проект “Покормите птиц зимой, 1 класс” дети наблюдали за птицами из окна школы и дома, т.к. кормушки висели напротив.
  • А в проекте “Растения нашего класса, 2 класс” наблюдали за ростом и развитием растений в условиях, специально созданных человеком.

Определяем временные рамки, ограничивающие этапы работы.

Аналитическим этапом будет продуктивная деятельность, которая была предложена детям во время наблюдения.

Например, “....Чтобы удобнее было наблюдать за птицами, две кормушки мы повесили на ёлку напротив окна нашего класса.

В первый день к нам никто не прилетел. На второй день нашей радости не было предела: на разведку прилетел храбрый воробей. Он показал дорогу остальным птицам. Мы вели наблюдения с 20 ноября по 10 марта. Больше всего птиц прилетало в конце января и в феврале.

Дата Температура воздуха Кол-во птиц Какие птицы прилетали
27.01.2015 -10° 6 4 воробья,2 синицы, горлинка
28.01.2015 -12° 8 3 воробья, 5 синиц
29.01.2015 -12° 7 3 воробья, 4 синицы
30.01.201 -18° 10 4 воробья, 6 синиц
2.02.2015 -8° 10 5 воробьёв, 5 синиц
3.02.2015 -11° 14 6 воробьёв, 8 синиц
4.02.2015 -14° 12 8 воробьёв, 4 синицы

Из своих наблюдений мы сделали вывод:

В морозную погоду на кормушку прилетает больше птиц. Значит, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать птиц зимой, то мы поможем им пережить трудный период года, т.е. бескормицу и сохраним их численность.”

Такие отчёты о проведённых наблюдениях формируют ещё одну интеллектуальную способность школьника – формулировать задачи восприятия природного (а позже и социального) объекта.

Кроме непосредственного рассматривания объекта, которое происходит на основе зрительного восприятия, нужно использовать другие анализаторы – слух (звуки птиц), обоняние.

На этапе обобщения предлагается презентация творческих групп, обсуждение полученного опыта. Подводятся итоги, выявляются степени освоения материала. Оформляется презентация, с которой дети выступают перед учащимися других классов и родителями.

Мы считаем, проектная деятельность на уроке окружающего мира учит детей не только наблюдать, но и развивать их познавательную деятельность в широком смысле слова. А всё это приводит к развитию личностного качества ребёнка – наблюдательности, что существенно изменяет его отношение к познанию.

Литература.

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир:1- 2 классы: методика обучения-М.: Вентана-Граф, 2012

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 1,2 кл.: учебник в 2 частях.

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, рабочая тетрадь 1,2 кл., в 2 частях.

4. “Я познаю мир”, Ляхов П.Р., М., Астрель, 2002.