Урок-практикум по биологии на тему "Плесневые грибы и дрожжи". 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения мукора и дрожжей.

Задачи:

  • выяснить особенности строения, размножения и условия жизни плесневых грибов и дрожжей;
  • развивать умение готовить микропрепараты и наблюдать их под микроскопом; 
  • воспитывать трудолюбие, умение работать в группах

УУД

  • Познавательные. Устанавливают причинно-следственные связи  строения грибов и их среды обитания
  • Регулятивные. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
  • Коммуникативные. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений
  • Личностные. Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы

Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития

Оборудование: образовательные интернет-ресурсы drofa.ru school-collection.edu.ru, микроскопы, лупы, препаровальные наборы, стекла, плесневые грибы, медиапроектор,  ноутбук, ЦОР: презентация «Плесневые грибы и  дрожжи»

Технологии: групповая, критического мышления (мозговой штурм), игровая, проблемная, ИКТ

Тип урока: изучения нового материала

УМК: В.В.Пасечник «Вертикаль» « Биология. Бактерии. Грибы. Растения.» 5 класс М.: «Дрофа», 2014.– 141с. , (п.15 с 78)

СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

1 ученик.

а) Оставь в корзинке только съедобные грибы.
б) Найди грибы-двойники (лисички). Как отличить? Как оказать первую помощь при отравлении грибами?

Фронтальный опрос. Игра «Вопрос – ответ»

– Как называется вегетативное тело грибов?  Из чего оно состоит?
– Какое строение имеет плодовое тело шляпочных грибов?
– Что находится в трубочках или на  пластинках? .Для чего они ?
– Какими организмами являются грибы по способу питания? , по способу поглощения ?
– Чего нет в клетках грибов в отличие от растений?
– Как называется симбиоз мицелия  гриба с корнями растений?
– Какие грибы называются сапрофитами?
– Зачем разводят плодовые тела в овощных хозяйствах?

2. Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности

– А сегодня мы будем говорить о грибах, которые сами вырастают на хлебе, овощах.
– А еще об одноклеточных грибах. (на доске иллюстрации).
– Какова тема нашего урока?
– На столе стоят микроскопы, поставьте цели урока.

3. Создание проблемной ситуации

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

– Какие изменения произошли с гранатом на правом рисунке?
– Можно ли считать эти изменения результатом деятельности грибов?
– Докажите. Какие опыты вы ставили дома?

Формулируют  учебную задачу: как сохранить продукты свежими? Чем отличаются от шляпочных грибов?
– По способу питания все изучаемые грибы являются?
– Каких условий нужно избегать для роста плесневых грибов?  Где нужно хранить продукты?

4. Планирование

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать

Самостоятельная работа. Познакомимся со строением плесневых грибов п.15. Ваша задача разобраться в строении: 

1 ряд – изучает с.78 – гриб мукор
2 ряд – с.79 – гриб пеницилл
3 ряд – с.79, 80 – одноклеточные грибы дрожжи

По презентации одна группа рассказывает другой. Проводится словарная работа.

1. Как отличить мукор от других. плесневых грибов? (Белый пушистый налет, темнеет, нити мицелия тонкие, бесцветные, грибница – клетка одна с множеством ядер в цитоплазме, размножается вегет – обрывками грибницы, или спорами, которые находятся в спорангиях в виде шариков. Их можно рассмотреть только в мощный микроскоп) Фрукты, овощи, конский навоз. Размножается мицелием и спорами. Участвует в разложении растительных остатков.

Спорангий – орган, производящий споры у водорослей, растений, грибов.

2.  Пеницилл поселяется на пищевых продуктах и почве. Грибница –много клеток, с 1 ядром, спорангии в виде кисточек, называют кистевик. В клетках образуется вещество убивающее бактерии. Гриб специально разводят для его получения пенициллина. Размножается мицелием и спорами. Изготавливают антибиотики – вещества, угнетающе действующие на бактерии

3. Дрожжи. Для приготовления хлеба, пива, вина.
Из одной клетки, форм шара или овальная. Внутри вакуоли, жировые капли  Мицелий из овальных кл, одноядерный  ; обладает всеми основными свойствами грибов
Живут в среде, богатой сахаром.+ чуть соль – рост (быстро, выс. обмен в-в) Разлагают сахар на спирт и углекислый газ (тесто легкое). Выделяется Е расходуется на обеспечение  жизнедеятельности. Участвуют в разложении орган. Соединений, вызывая брожение. Являются объектом изучения биохимиков и генетиков
Размножаются почкованием и спорами, часть ядра остается в матер.кл, а часть в почке; похожи на цепи.
Пачки в магазинах – это спрессованные в виде брикета, замороженные живые организмы.

5. Открытие нового знания

Лабораторная работа.  Инструктивные карточки. [Приложение]

Групповая работа. Распределение обязанностей в группе.

Цель: формирование основ практической работы, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.
– Чем дрожжи отличаются от плесневых грибов? (нет мицелия в виде нитей)

6. Применение нового знания

Цель: применить знания в новой ситуации

– Какие продукты поражает гриб мукор?
– Почему гриб поселяется на продуктах питания?  Откуда берутся споры на продуктах питания?
– Как защитить продукты от поражения плесневыми грибами?
– Как человек использует плесневые грибы?
– Как человек использует дрожжи?
– Почему дрожжевое тесто в теплом месте начинает «подниматься»?
– Чем отличаются от шляпочных грибов?

Биологические задачи (дополнительно)

– Собрали плоды малины и земляники и оставили их в стеклянной банке. Вскоре плоды дали сок, а через несколько дней он забродил. Что могло вызвать брожение сока?
– В  тесто для выпечки добавляют пекарские дрожжи. Каким получится хлеб без дрожжей? Почему?.

7. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

– Ребята призадумайтесь и ответьте что важного и значимого для вас вы уносите с сегодняшнего урока.

8. Домашнее задание

1. П. 15, с.80 – «подумайте»
Творческое задание:
– в таблице оформить  сравнительную характеристику гриба пеницилл и мукор (грибница)
– где в природе встречаются дрожжи? (показано, что дрожжи постоянно обитают на поверхности ягод винограда и других сладких плодов, в цветочном нектаре, в кишечнике многих ксилофагов, проложенных ими галереях и личиночных камерах, в измельченной древесине, в кишечниках самых разных беспозвоночных, на наземных частях растений, в почве, листьях, пораженных тлей и т.д.; произошли от плесневых гр? ) Круговорот?
– история открытия пеницилла

Приложение

Инструктивная карточка 1

Лабораторная работа (5 кл. ФГОС, Пасечник)

Тема. «Плесневый гриб мукор» (п.15 с.78 рис. 49 + раб тетр. на печ. основе с.34)

Цель:

Оборудование и материалы: натуральные объекты, готовый микропрепарат мукор

Ход работы:

1. Прочитай текст п.15 с. 78
2.Ознакомься со строением плесневого  гриба мукор  рис.49
3. Вспомни правила ТБ и правила работы с микроскопом.
4. Рассмотри внешнее строение гриба мукора  с помощью лупы. (опыт, поставленный дома)
5. Рассмотрите готовый  микропрепарат. Найди основные части гриба (грибницу, головки со спорами). Какое строение имеет  мицелий мукора.

Вывод:

– Каково строение  мукора?
– Сходство и различия плесневых грибов пеницилла и мукора.

Инструктивная карточка 2

 Тема. «Приготовление культуры дрожжей и наблюдение за  дрожжевыми клетками» (п.15 с.79, 80 рис. 50 + раб тетр. на печ. основе с.34)

Цель:

Оборудование и материалы: натуральные объекты

Ход работы:

Предварительная подготовка: (выращивание культуры дрожжей).

Для получения культуры дрожжей в теплое молоко + сахар + 10г дрожжей. На 15 мин. В теплое место. Развести 1:10 с водой.

1. Прочитай текст п.15 с. 79,80
2. Ознакомься со строением дрожжей рис.50
3. Вспомни правила ТБ и правила работы с микроскопом.
3. Приготовь микропрепарат: каплю раствора помести на предметное стекло, накрыть покровным стеклом и удалить излишки жидкости фильтровальной бумагой.
4. Рассмотри  микропрепарат под микроскопом, найти дрожжевую клетку, зарисовать в тетради.(при малом и большом увеличении). Найди на клетках выросты.

Вывод:

– Как размножаются дрожжи?
– На что похожи почкующиеся клетки дрожжей?
– Сравни строение плесневых грибов с дрожжами.