Правописание слов с разделительным твердым (Ъ) и мягким (Ь) знаками. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: cовершенствовать умение пользоваться правилом и правильно писать слова с разделительными ъ и ь знаками.

Задачи

  • формировать умение обнаруживать орфограмму «Разделительные ъ и ь»;
  • закрепить умение пользоваться правилом о правописании слов с разделительными ъ и ь;
  • развивать умение обнаруживать орфограммы,
  • развивать мышление, устную и письменную речь  учащихся, их словарный запас;
  • воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе и самостоятельно.

Метапредметные

  • Познавательные: отвечать на вопросы учителя; осуществлять поиск   необходимой информации для выполнения учебных заданий.
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; учитывать выделенные действия в учебном материале в сотрудничестве со сверстниками и учителем.
  • Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; работать в паре.
  • Личностные: владеть навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками;  проявлять уважительное отношение к иному мнению; проявлять учебно-познавательный интерес к  учебному материалу.  

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку. Запись в рабочих тетрадях:

«Двадцать третье декабря.
Классная работа».

2. Актуализация знаний

Словарная работа. Слова записаны на доске:

«С..молет, комн…та,  ..днажды,  р ..бина,  тр..мвай».

– Спишите, вставляя пропущенные буквы.
– Какая орфограмма в записанных словах? (Непроверяемые гласные буквы в корне слова)
– Найдите лишнее слово  («Однажды»). Докажите свою точку зрения.

3. Работа по теме урока

– А с какой орфограммой мы познакомились вчера на уроке? («Разделительные ъ и ь»).
– Внимательно посмотрите на экран. Назовите изображенные предметы («Ружье, платье, ульи, воробьи, подъезд»).

Презентация

– Поиграем в игру «Истинно-Ложно». Я буду утверждать что-то про эти слова, а вы будете определять, правильное это утверждение или нет. Если согласны со мной, встаньте, если нет, то сидите спокойно. Свою точку зрения вы должны доказать.

Первое утверждение: «Ни в одном слове нет орфограммы «Разделительные ь и ъ».
Второе утверждение: «Во всех словах пишется разделительный ь».
Третье утверждение: «В одном слове пишется разделительный ъ, а в остальных словах – разделительный ь».

(После каждого утверждения учитель выслушивает точки зрения детей).

4. Самоопределение к деятельности

– Как вы думаете,  чему будем учиться сегодня на уроке?

1) будем учиться искать орфограмму «Разделительные ь и ъ» в словах.
2) будем учиться писать слова с этой орфограммой и пользоваться правилом (доказывать выбор буквы).(Вывешиваю  на доску).

5. Работа по теме урока

– Сейчас я проверю, кто самый внимательный в классе. Я читаю слова, если вы услышите слово с разделительными ь или ъ знаками, хлопните, если этой орфограммы не услышите, то сидите тихо.

– Какой признак помогает обнаружить эту орфограмму на слух? (звук [й?] после согласного).

«Объявление, поехали, съёмка, прибежал, вбежал, съёжился, соловьи, лисьи, объяснение, друзья».

– Молодцы! С заданием справились. Я прочитаю отрывок из письма, авторы которого были незнакомы с этой орфограммой.

«У нас всё хорошо! Я пю молоко. А я веду сёмку из ружя и делаю  фотографии».

– Кто написал это письмо? Из какого произведения этот текст? Кто его автор? (Эдуард Успенский. «Дядя Федор, пес и кот»)

– Посмотрите на доску.
– Прочитайте строчки из письма.  (Текст записан на доске)
– В каких словах допущены ошибки?
– Запишите предложения. Объясняйте написание слов с ошибками по алгоритму.
– Подчеркните изучаемую орфограмму.

Алгоритм написания слов с разделительными знаками:

1) Произношу слово и слышу звук [й? ] после согласного звука.
2) Выясняю, находится ли звук [ й?] после приставки.

ДА  – пишу __ъ____.  НЕТ – пишу ь.

6. Физкультминутка

Провожу физкультминутку.

7. Обобщение и систематизация знаний. Работа с текстом

– Слова с орфограммами встречаются не только в предложениях, их мы можем найти и в текстах.
– Какой праздник  приближается?
– С каким настроением вы ждете его?
– Послушайте отрывок из одного произведения.

«Воробышки порядком иззябли.
— Пип! — говорили они между собою. — И это Новый год! Да он хуже старого! Не стоило и менять! Нет, мы недовольны, и не без причины!
— А люди-то, люди-то что шуму наделали, встречая Новый год! — сказал маленький иззябший воробышек. — И стреляли, и глиняные горшки о двери разбивали, ну, словом, себя не помнили от радости — и все оттого, что старому году пришел конец! Я было тоже обрадовался, думал, что вот теперь наступит тепло; не тут-то было! Морозит еще пуще прежнего! Люди, видно, сбились с толку и перепутали времена года!»

– А как вы думает, что это –  рассказ или сказка?
– А как узнали?
– Кто главные герои?
– Как вы думаете, почему воробьи были недовольны наступлением Нового года?
– Кто-нибудь узнал произведение?
– Эту сказку написал Ганс Христиан Андерсен  и называется она «История года».
– Что произошло дальше, вы можете узнать, прочитав сказку до конца. Мы же будем работать с маленьким отрывком из этой сказки. Найдите его. (у каждого ученика).

«Метель

Бушевала страшная метель. Снежные вихри носились по улицам и переулкам. Снег валил с крыш комьями. Ветер подгонял прохожих. Они бежали и попадали друг другу в объятия.          
К вечеру метель стихла. Небо стало ясным. Звездочки искрились голубыми огоньками. К утру верхний слой снега окреп. Воробьи  прыгали с сугроба на сугроб. Но ничего съестного им не попадалось».

– Прочитай его про себя. Если встретятся непонятные слова, отметьте их.
– Все ли слова вам понятны?
– Прочитаем вслух.
– Найдите в тексте слова с орфограммой «Разделительные ь и ъ».

«Комьями, в объятия, воробьи, съестного».

(Ребята находят слово, читают его, объясняют).

– Комьями, в слове слышу звук [й? ] после согласного звука, не после приставки, однокоренные слова  ком, комок, значит пишу Ь.
– В объятия в слове слышу звук [й? ] после согласного звука, после приставки, значит пишу Ъ.
– Съестного в слове слышу звук [й? ] после согласного звука, после приставки, значит пишу Ъ.

– Молодцы. Нашли слова и объяснили их написание. Но и это еще не вся работа.  Ваша задача – подготовится к письму под диктовку. Мы будем писать не все предложения, а только некоторые. Найдите задание № 2. Прочитайте предложения и постарайтесь запомнить написание всех слов с опорой на главный тип памяти. На подготовку даю 2 минуты.

«Снег валил с крыш комьями. Прохожие бежали и попадали друг другу в объятия. Воробьи  прыгали с сугроба на сугроб. Но ничего съестного им не попадалось».

(Запись текста под диктовку).

– Сейчас будете работать в парах. Возьмите зеленый карандаш, проверьте диктант друг у друга. При проверке сравнивайте свою запись с текстом на карточке.
– Кто написал без ошибок? Поднимите руку.
– У кого 1-2 ошибки?
– Молодцы. Остальным надо быть более внимательными.

8. Работа в парах

– Я еще приготовила для вас задание,  сейчас каждый из вас может побыть в роли учителя.
– Задание на листе. Работайте дружно. Прочитайте тексты. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму «Разделительные ь и ъ». Укажите над текстом, правописание каких букв он поможет усвоить: ь, ъ, ь и ъ.

 «У пруда
Растут
Две ели,
Мы ершей
Под ел_ю
Ели.
Мы их еле-еле с_ели,
С_ели, спать легли под  ели».

(И. Демьянов).

 «Ёжик и ёршик — колючи, и всё же
Ёжик и ёршик совсем не похожи.
Ёршик при виде врагов не тревожится —
Ёжик тотчас же пытается с_ёжиться».

(В. Лунин).

 «У бабочки крыл_я, словно ладошки,
Но не ловите летун_ю в ладошки.
Коробочкой крыл_я у бож_ей коровки,
Но не держите коровку в коробке».

(Л. Яхнин).

– На следующем уроке мы напишем одно из этих стихотворений по памяти.

9. Рефлексия

– Наш урок заканчивается.

«Лесенка  знаний»

– На полях поставьте букву:

«А» – ничего не понял на уроке;
«Б» – было все понятно, смогу объяснить;
«В» – хочу знать больше.

10. Итог урока

– С какой орфограммой мы сегодня работали на уроке?
– Как находить эту орфограмму в словах?
– Кто запомнил, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с разделительными ъ или ь знаками?
– Давайте вспомним, какие задачи стояли перед нами в начале урока.
– Ваше мнения. Мы справились с поставленными задачами?

11. Домашнее задание (по выбору)

Записать по 5 слов с разделительным ъ и ь знаками, которые не встречались сегодня на уроке. Кому будет сложно выполнить это задание, то можно выполнить  упр. 274 (4 предложения). Прочитайте задание вслух, расскажите, как будете его выполнять.