Урок-проект "Крымская война 1853–1856 гг."

Разделы: История и обществознание


Учебный проект – это особый вид интеллектуальной деятельности учащихся, а также результат этой деятельности, отличительными особенностями которых являются: постановка проблемы на основе анализа учебной (научной, социокультурной) ситуации и темы проекта; самостоятельный поиск необходимой информации по теме проекта, определение круга источников, необходимых для работы над проектом в русле определенной проблемы и цели проектной деятельности; анализ, обработка и преобразование собранных источников в соответствии с задачами и этапами проектной деятельности, ориентированной на решение проблемы; творческое преобразование результатов проектной деятельности в материализованный, заранее определенный вид продукта (реферат, плакат, веб-сайт, программа, презентация и т. п.)

На основе темы и условий задания школьники должны определить проблему своей проектной деятельности. ситуации, заложенной в условиях научного исследования. Проектная деятельность учеников не зависит напрямую от состояния научного исследования проблемы. Она направлена на результаты.

Проект и проектная деятельность – это наиболее эффективные педагогические способы реализации требований ФГОС  к личностным и метапредметным результатам общего образования. Умения, которые формируются в процессе проектной деятельности учеников, соотносится со всем спектром «умений учиться», познавательный, регулятивный, коммуникативный и личностные блоки «универсальных учебных действий» в разной степени востребованы на отдельных этапах работы над учебным проектом; качества, способности и компетентности, отнесенные к личностным результатам общего образования, в отличие от метапредметных  умений, развиваются в целостном образовательном процессе.

Ключевые слова: Крымская война, «восточный вопрос, героизм русского народа, условия Парижского мирного договора

На изучение темы урока в 8 классе – 3 часа (1 час по рабочей программе отводится на изучение истории  и 2 часа берем из курса краеведения «история Камчатки»).

Урок предусматривает виды самостоятельной деятельности;

– работа с текстом учебника;
– анализ исторических источников;
– диалог (с элементами дискуссии);
– работа в группах;
– использование ИТ

Дидактическая цель: создание условий для системного усвоения и осмысления, закрепления и применения знаний.

Цель по содержанию: усвоение истории Крымской войны: причины, события, героизм защитников Севастополя, Петропавловска,  последствия Парижского мирного договора.

Задачи:

  • ознакомиться с текстом учебника;
  • проанализировать подготовленные опережающие задания;
  • выделить основные проблемы;
  • составить алгоритм (развернутый план) ответа;
  • создать текстовой вариант ответа;
  • провести групповую защиту подготовленного вопроса;
  • осмыслить полученную информацию, сформулировать свою точку зрения по изученным вопросам, сделать вывод по итогам проделанной работы;
  • подготовка презентации по отчету о проделанной работе;
  • внутренняя оценка каждого участника группы;
  • внешняя оценка работы группы.

Воспитательная цели:

  • воспитание интереса к истории Отечества, межличностное взаимодействие и сотрудничество, чувство социальной ответственности, удовлетворения от выполнения собственной работы.

Развивающие цели:

  • создание условия для формирования умений самостоятельно определять задачи своей деятельности;
  • осуществление поиска и отбора наиболее значимого материала;
  • развитие критического и системного мышления;
  • умение ставить и решать проблемы; направленность на саморазвитие.

Планируемые результаты:

Обучающие должны знать

  • причины и повод Крымской войны;
  • основные события;
  • участников военных действий;
  • последствия Парижского мирного договора.

Ученики должны понимать:

  • что собой представлял «восточный вопрос»;
  • международные противоречия, связанные с «восточным вопросом», продолжались более чем столетие, с русско-турецких войн второй половины 18 века до конца 19 века;
  • внешнеполитические планы европейских стран;
  • Крымская война – боевые действия в разных регионах империи (Кавказ, Камчатка);

Ученики должны уметь:

  • излагать историю Крымской войны;
  • анализировать информацию, интерпретировать результаты и составлять план ответа;
  • создавать и презентовать электронную модель проекта.

Результаты урока:

Проекты (мини-методические пособия) по изучению Крымской войны.

1. Причины Крымской войны. Начало военных действий. Вступление в войну Англии, Франции, Сардинии.
2. Оборона Севастополя.
3. Оборона Петропавловска.
4. Парижский мирный договор и последствия поражения России в Крымской войне.

Тип урока: урок осмысления и закрепления новых знаний, применение их на практике.

Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: учебник, исторические документы, карточки-инструкции, компьютер, проектор.

В начале урока, после определения темы,  учитель перед учениками ставит проблемный вопрос «Почему Россия разгромила армию Наполеона I и проиграла Крымскую войну ?» (возможны формулировки вариантов проблем).

Структура урока

Мотивационно-целевой этап (вызов)

Обеспечить мотивационную готовность и положительный настрой обучающихся к работе. Создать условия для самостоятельного определения обучающимися целевых ориентиров учебного занятия.

Действия учителя

Предполагаемые действия обучающихся

Методические комментарии

Задает вопросы: как связана история региона с темой урока? Какие географические названия, связанные с событиями Крымской войны вы знаете?
Работа с картой.
Отвечают на вопросы, осмысливают информацию. Прием – ведение диалога, активизирует внимание всех участников, возбуждает интерес
к  предмету разговора.

Целеполагание (проводится совместно с учениками)

Действия учителя

Предполагаемые действия обучающихся

Методические комментарии

Предлагает проанализировать предыдущий диалог, оглавление изучаемого параграфа, названия дополнительной литературы на учебных столах; задает вопросы «что вы знаете об участниках Крымской войны из уроков литературы, биологии? (Л.Н. Толстой, Н.И.Пирогов»; «что вы узнали нового по теме? (опережающее задание)»;
просит предложить форму и методы изучения темы с учетом того, что в процессе работы к этому вопросу будут возвращаться.
Формулируют тему урока – «Крымская война 1853-1856 гг.»; определяют познавательную цель, цель, задачи урока; предлагают организовать работу по группам, в форме проекта; каждая группа анализирует один из вопросов темы, готовит устный проект, а затем презентацию. Использование данных приемов создает условия для самостоятельного формулирования обучающимися темы урока, определения цели; определяет форму и методы изучения темы и достижения цели; подводит к проблеме урока.

Организационно-деятельностный этап (осмысление)

Создать возможность для соотнесения имеющихся у обучающихся знаний с полученной информацией (ученики должны самостоятельно отслеживать уровень восприятия нового материала)

Действия учителя

Предполагаемые действия обучающихся

Методические комментарии

Организует самостоятельную работу обучающихся в группах. Деятельность учителя носит консультативный характер
Предлагает работу в группах: составить алгоритм (развернутый план) ответа; составить текстовый вариант проекта; предложить подготовить оценочный лист; провести защиту подготовленного ответа на вопрос; осмыслить полученную информацию; сформулировать собственную точку зрения по предложенному вопросу

 

 

 

 

Организует итоговое коллективное обсуждение по вопросам и помогает сформулировать вывод.

Работа в группах по карточкам – инструкциям
Составляют развернутый план ответа, создают текстовый вариант проекта:
1. Причины Крымской войны. Начало военных действий. Вступление в войну Англии, Франции, Сардинии.
2. Оборона Севастополя.
3. Оборона Петропавловска.
4.Парижский мирный договор и последствия поражения России в Крымской войне.
Готовят и проводят защиту устного проекта, слушают ответы одноклассников, формулируют собственную точку зрения
На основе полученных знаний высказывают свои мнения.
Работа в группах предполагает активное погружение в текст параграфа и исторические источники

Использование исторических документов, дополнительной литературы, электронных пособий создает ощущение новизны, эмоциональную привлекательность, способствует актуализации жизненного опыта каждого ученика

 

Предложенная форма работы позволяет каждому участнику проявить себя в общем деле.

Рефлексия: осмысление и обобщение полученных знаний и умений

Действия учителя

Предполагаемые действия обучающихся

Методические комментарии

Предлагает обсудить: уровень полученных знаний; форму избранной работы (что понравилось, в чем испытывали затруднения), просит внести предложения по повышению практической значимости подготовленных проектов. Предлагает задания по теме. Высказывают мнения: полученные знания – более осознанные; знания, перенесенные в ситуацию составления проекта, имеют практическую направленность.
Устанавливают связь изучаемого материала с предыдущим, объясняют свою позицию, защищают свою точку зрения, аргументируя ее.
Составляют тест по теме.
Прием позволяет ученикам думать, актуализировать знания, осмысленно обобщать изученный материал, применить к новым условиям, выразить собственную позицию.

Мотивация к следующему уроку

Создать ситуацию, вызывающую потребность зафиксировать изученный материал

Действия учителя

Предполагаемые  действия обучающихся

Методические комментарии

Предлагает оценить деятельность на уроке по десятибалльной системе. Оценивает работу групп. Оценочные листы. Оценивают свою деятельность. Оценочные листы у каждого участника и лидера. Внутренняя оценка работы каждого: все ли сделал, что мог для группы.

Домашнее задание: опережающее задание, учебник: История Росси XIX век. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М.,  Просвещение, 2009. пар. 14; правила составления проекта, составить проект в электронном виде

Литература:

  1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. XIX век. Учебник для 8 класса. М., Просвещение, 2012.
  2. И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Учим детей мыслить критически. СПб, 2003.
  3. С.Л.Островский. Как сделать презентацию к уроку? // Первое сентября. 2010.
  4. П.Н.Зырянов. История России XIX – начало XX вв. Учебник для 8 – 9 классов. М., Русское слово, 1997.
  5. В.Д.Сергеев. Страницы истории Камчатки. Дальневосточное книжное издательство, 1992.