Правописание корней -раст- (-ращ-) – -рос- и -лаг- (-лож-). 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель: освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.

Формирование УУД:

Познавательные метапредметные умения

  • Использовать орфографическое правило для решения проблем правописания.
  • Воспроизводить текст, воспринимаемый под диктовку, соблюдая орфографические нормы.
  • Уметь работать с толковым словарем.
  • Уметь объяснять причину ошибок, исправлять их, приводить свои примеры.

Коммуникативные метапредметные умения

  • Опираясь на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные метапредметные умения

  • Планировать свою деятельность на уроке,осуществлять самопроверку письменных текстов.
  • Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи, оценивая чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам.
  • Исправлять речевые недостатки.

1 этап (Приложение 1. Слайды 1, 2, 3, 4, 5)

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Учащимся предлагается решить два ребуса.

В результате в тетрадях учащихся и на доске записываются слова:

Заря.
Горение.

– По каким правилам пишем эти слова?

Формируемые УУД

Развитие «Я – концепции»
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

2 этап ( слайды 6, 7, 8)

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

– Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой а в корне. Прокомментируйте свой выбор.
– Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой о в корне. Прокомментируйте свой выбор.

Затруднение. Проблемная ситуация.

Орфографическая 5-минутка. Вставить пропущенные буквы. Обсудить в паре.

А или О

Оч…ровать красотой
Заг…дать желание
Небо в з…рницах
Подг…ревший пирог
Прил…гать усилия
Дети подр…стают

Вот только на этом этапе формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь.

Формируемые УУД

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Поиск разнообразных способов решения задач

Формулирование проблемы

3 этап ( слайды 9, 10, 11)

Этап открытия новых знаний, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, возможна работа со словарем.

Поразмышляем!

– Вот вам карточки с группами слов.
Понаблюдайте, когда в этих словах пишется о, а когда а .

Сделайте вывод.
(Работа в парах)

Карточка 1

Буквы о-а в корне -лаг- -- -лож-

  • Предлагать – предложить
  • Слагаемое – сложение
  • Прилагать – приложение

Карточка 2

Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) -- -рос-

  • раст- растение
  • -ращ- выращенный
  • -рос- заросли

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, подростковый, на вырост.

На основании исследования закономерностей в написании слов учащиеся устно формулируют два орфографических правила, затем учитель предлагает сверить с формулировкой, данной в учебнике. В процессе работы может возникнуть необходимость в толковании слов «ростовщик», «отрасль». Как правило, пятиклассники не могут объяснить их значения. Поэтому следующим этапом работы может стать работа с толковым словарем, в результате которой учащиеся составляют предложения со словами «ростовщик», «отрасль».

Словарь подскажет

  • Отрасль– отдельная область науки, производства.
  • Ростовщик– тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.

Формируемые УУД

  • Поиск необходимой информации для решения учебных задач с использованием учебной литературы
  • Структурирование знаний
  • Использование речи для регуляции своего действия

4 этап (слайды 12, 13)

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Учащимся предлагается выполнить следующее задание на карточке (работа в парах)

Вставьтепропущенныебуквы:

1) изл_гать,
2) пол_гать,

3) сл_гаемое,
4) предл_гать,

5) возл_гать,
6) изл_жение,

7) возл_жить,
8) пол_г,

9) перел_жить,
10) распол_гать,
11) сл_гать,
12) предпол_гать

13) прил_гательное,
14) р_стение,
15) прор_сти,

16) отр_сль,
17) р_стовщик,

18) р_сток,
19) подр_сли,

20) прор_сти,
21) выр_щенный,

22) дор_сти,
23) р_стительность,

24) возр_ст,
25) прир_сти.

Формируемые УУД

  • Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  • Структурирование знаний
  • Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы

5 этап (слайд 14)
Этап включения в систему знаний и повторения

Определите «третийлишний»

  • прилагать, ловить, помирить;
  • усложнить, положить, изложение;
  • произрастать, потрясти, излагать.

Игра «Третий лишний» позволяет учащимся не только повторить изученные правила, но и осознать необходимость различения корней с чередованием и корней с проверяемой безударной гласной. Кроме того, учащиеся вспоминают о таком важном умении для формирования орфографических навыков, как умение верно выделять морфемы.

Формируемые УУД

  • Развитие «Я концепции»
  • Владение диалогической формой речи.
  • Писк разнообразных способов решения задач
  • Структурирование знания

6 этап (слайд 15)

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На этом этапе учащимся предлагается вспомнить этапы освоения орфографических правил и применить новые знания при решении очередной орфографической задачи, представленной на слайде. На этом же этапе учитель опрашивает учеников о том, как им работалось в парах, просит рассказать о положительных моментах совместной деятельности и о том, какие затруднения испытывали учащиеся, ребята заполняют карту успеха и сдают учителю.

Фамилия учащегося

Устный ответ (дал правильный ответ)

Работа в паре

Не допустил ошибок в выполнении самостоятельной работы по карточкам

Твоя самооценка

Принимал активное участие в поиске решения

Твоя пара справилась с заданием, не получив замечаний

Твоя пара успешно провела экспертизу и не получила замечаний

Формируемые УУД

  • Развитие «Я - концепции»
  • Самооценка личности

Домашнее задание разных уровней сложности (слайд 16) (учащиеся выбирают одно задание)

  • Выполнить упражнения 98 на стр.88 и упр.100 на стр.89 из учебника А.Д.Шмелева «Русский язык. 5 класс. В двух частях» М. «Вентана-Граф» 2014
  • Составить связный текст для диктовки с использованием слов на изученные правила .
  • Придумать стихотворение, которое поможет запомнить слова-исключения.