Игровой стретчинг – повышение интереса детей к физкультурным занятиям

Разделы: Работа с дошкольниками


Каждому ребенку необходимо, независимо от условий жизни и его происхождения:

  • Быть здоровым.
  • Находиться в безопасной обстановке.
  • Получать удовольствие от жизни и добиваться поставленных целей.

Одной из важнейших проблем в жизни современного общества является здоровье наших детей. При решении этого вопроса необходимо развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни путем привлечения детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях. Ведь физиологическое определение здоровья ребенка– это динамическое и вместе с тем устойчивое к патологическим и экстремальным воздействиям состояние детского организма.
Активная двигательная деятельность не только оказывает положительное воздействия на здоровье и физическое развитие, но и обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего поведения в обществе.
Основные условия формирования навыков  будущего поведения в обществе:

  • воспитание у ребенка осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
  • развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;
  • выполнение детьми движений с установкой на легкость и красоту на занятиях;
  • создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на физкультурных занятиях;
  • создание  оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Стретчинг – это комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность и меньше травмируются снижаются болевые ощущения. Стретчинг повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Хорошая гибкость обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине, позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений.

Мы знаем, как трудно заставить ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями, поэтому занятия физкультурой надо превратить в игру-сказку. Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, снять закомплексованность, укрепить мышцы, выровнять осанку. Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры в ходе, которой дети изображают различных животных и выполняют упражнения на различные группы мышц в сопровождении музыкальных произведений.

Принципы организации занятий:

Принцип научности – это построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, физического и психического развития ребенка.

Принцип систематичности – это необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков адекватных особенностей их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности  использования средств, во всех возможных формах их проявления в течении всего курса занятий

Принцип постепенности – это необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному». «от простого к сложному», «от менее привлекательного в более привлекательному».

Принцип индивидуальности – это  такое построение процесса занятий , при котором осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, физического развития, двигательной подготовки. При индивидуальном подходе учитывается психическая и физиологическая стороны развития ребенка.

Принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть легким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей. Умелое соблюдение этого принципа – залог оздоровительного эффекта физического воспитания.

Принцип учета возрастного развития движений – это степень развития основных движений у ребенка, его двигательных навыков.

Принцип чередования нагрузки – это такое сочетание физических упражнений, которое обеспечивает чередование нагрузки и отдыха (т.е. работа одних мышц, которые осуществляют движение, сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов).

Принцип наглядности – это один из главных обще-методических принципов при работе с дошкольниками. Занятия строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной (демонстрация движений), звуковой (осуществляется в виде различных  звуковых сигналов) и двигательной ( она является специфической, ее значение важно при освоении сложных движений).

Принцип сознательности и активности – это формирование  у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

Задачи игрового стретчинга:

  • Оптимизация  роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).
  • Совершенствование физических способностей: развитие мышечной силы, подвижности в суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей.
  • Развитие психических качеств: внимания, памяти, воображения, умственных способностей.
  • Развитие  и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно– сосудистой и нервной системы организма.
  •  Создание условий для положительного психоэмоционального состояния дошкольников.
  • Воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.
  • Создание условий для благотворного влияния музыки и психосоматической сферы ребенка.

Структура занятий по игровому стретчингу.

  • Вводная часть –  начальная организация занимающихся, установка на психологический и эмоциональный настрой, сосредоточение их внимания.
  • Основная часть. Каждый сюжетный материал распределяется на два занятия: на первом – знакомство с новыми движениями, закрепление уже известных; на втором – совершенствование и точность выполнения упражнений (все упражнения на втором занятии выполняются при музыкальном сопровождении).
  • Заключительная часть –  восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности.

Рекомендации к использованию стретчинга  в домашних условиях

Ключ к успеху при занятиях стретчингом является систематичность упражнений. Поэтому проводить его необходимо не только в ДОУ, но и дома.

При выполнении растяжек необходимо придерживаться основных правил стретчинга:

  • разогрев перед упражнениями;
  • медленное и плавное исполнение упражнений;
  • расслабление мышц;
  • «правило ровной спины»: спина при выполнении упражнений должна быть ровной;
  • снижение травматичности;
  • спокойное дыхание;
  • регулярная растяжка.

Упражнения на растяжку необходимо выполнять и в повседневной жизни, так как только в эластичных мышцах осуществляется полноценное кровообращение, мышцы быстрее восстанавливаются после физических нагрузок. Выполнение таких упражнений улучшит осанку, уплотнятся мышцы и станут сильнее.
Упражнения, которые можно выполнять родителям вместе с детьми в домашних условиях:

  • наклоните голову, потяните правое ухо к плечу, Задержаться в таком положении 3с, а затем повторите упражнение в левую сторону;
  • встаньте рядом со стулом, спину выпрямить; обхватите левую стопу пальцами левой руки, осторожно потяните. Задержка на 3с. Повторить упражнение с другой ногой;
  • поднимите руки на уровень плеч, согните локти в поверните ладони вниз. Не поворачивая таза, поверните туловище и шею влево, задержитесь на 30с. Затем в другую сторону;
  • наклон вперед, Выполняется с прямыми ногами и спиной, руки тянутся к полу;
  • «выпад». Одна нога впереди согнута под прямым углом. Вторая сзади прямая, прямая спина. Постараться сесть как можно ниже;
  • растяжение передней поверхности бедра. Стоя на одной ноге, вторую взять руками и притянуть к соответствующей ягодице, колени находятся на одном уровне;
  • растягивание икроножной мышцы. Опереться на стену, одну ногу вынеся вперед и согнув. Нога сзади прямая, пятка тянется к полу;
  • растягивание внутренней поверхности бедра. Сидя, ноги как можно шире в стороны, взяться руками за пальцы ног, тянуть грудь к полу при прямой спине;
  • растягивание бедер. Положение то же, что и выше, только руки прямые тянем перед собой вперед, опуская грудь на пол;
  • очень эффективное упражнение для мышц внутренней поверхности бедер. Ноги широко расставлены, носки в стороны, колени сонаправлены с носками. Приседаем вниз, бедра параллельно полу, спины выпрямить, ягодицы напряжены, таз слегка вперед. Задержка на 1мин. Потом переход с одной ноги на другую в положении «сидя на стуле» таким образом, чтобы одна нога была согнута и напряжена, а вторая – выпрямлена;
  • растяжка на поперечный шпигат. Ноги в стороны как можно шире, локти на пол. Нагрузка на локти и ноги равномерна.
  • Растяжка должна выполняться симметрично, для обеих сторон тела.