Художественные достоинства и герои рассказа И.С.Тургенева "Бирюк". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цель: ознакомить учащихся со сведениями о жизни и творчестве И.С.Тургенева, историей появления сборника “Записки охотника”, с содержанием рассказа “Бирюк”; формировать умения определять тему, идею, конфликт рассказа, видеть авторскую позицию автора, объяснять роль пейзажа как важнейшего средства характеристики персонажей;развивать связную речь, логическое и абстрактное мышление; прививать интерес и любовь к литературе.

Оборудование: учебник; Портреты И.С.Тургенева и его членов семьи; электронная презентация с фотография Спасского-Лутовинова; фрагменты фильма о И.С.Тургеневе; иллюстрации художников А.Лебедева и Е.Бема к рассказу “Бирюк” ; ТСО.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования навыков и умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

1. Нестандартное начало:

У ч и т е л ь “Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению...” (Ж.Ж.Руссо)

  • Нужно ли ставить цели?
  • Когда обычно ставят цели?
  • Связана ли цель с результатом?

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

У ч и т е л ь. Какие произведения Ивана Сергеевича Тургенева вы читали? Что запомнилось больше всего и почему? О чем эти произведения? Конечно, вы помните знаменитый рассказ “Муму” и знаете, что главная его идея - осуждение крепостного права, попирающего достоинство человека и ломающего его жизнь. Сегодня мы начинаем знакомство с рассказом И.С.Тургенева “Бирюк”, входящим в сборник “Записки охотника”. Этот сборник рассказов современники восприняли как антикрепостническую книгу. Но нам, сегодняшним читателям, рассказы Тургенева говорят не столько об ужасах крепостного права, сколько о жизни и характере людей, живших в то время, об их горестях и радостях, об их нравственных качествах, которые являются вечными для всех времен.

III. Работа над темой урока.

1. Слово учителя об И.С.Тургеневе.

(используется электронная презентация и фотографии Спасского-Лутовина, портреты писателя, его родителей и т.п.)

2. Знакомство с содержанием рассказа “Бирюк” с использованием приема “Целенаправленное чтение”.

Стадия вызова

  • Спрогнозируйте, о чем пойдет речь в рассказе , если он называется “Бирюк”.
  • Как вы понимаете смысл этого слова?

Стадия осмысления

а) Чтение первого отрывка (первый абзац). Беседа после остановки.

  • В какое время суток происходит действие?
  • Что испытывает барин повествователь?
  • Кем может быть “фигура”, словно выросшая из земли возле дрожек.

б) Чтение второго отрывка (диалог рассказчика с лесником до слов: “Извольте сидеть”). Беседа после остановки.

  • Каким вам представляется лесник по его репликам?
  • Какой увидит избу лесника барин?
  • Встретит ли там кто-нибудь барина и лесника?

в) Чтение третьего отрывка (от слов лесника: “Просвети барину...” до слов лесника: “Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною”). Беседа после остановки.

  • Предположите, почему девочка в избе одна.
  • Что в портрете лесника совпало с вашими представлениями по его репликам?
  • Что может рассказать о себе лесник барину, если тот его спросит?

г) Чтение четвёртого отрывка (от слов: “Я поблагодарил его и спросил его имя” до слов “Со двора слышно”). Беседа после остановки.

  • Действительно ли услышал лесник Бирюк звук порубки дерева?
  • Найдёт ли он тех, кто срубил дерево, и как он с ними поступит?

д) Чтение пятого отрывка (от слов: “Мы вышли вместе” до слов: “Лесник не говорил ни слова; мужик тоже молчал и только головой потряхивал”). Беседа после остановки.

  • Как поведет себя пойманный мужик?
  • Отпустит ли лесник мужика, если его об этом попросит барин?

3. Стадия рефлексии.

Чтение шестого отрывка ( от слов:”Отпусти его...” до конца рассказа). Беседа после остановки.

Удивил ли вас поступок лесника? Чем удивил барина? Каковы ваши впечатления?

4. Аналитическая беседа по содержанию рассказа “Бирюк”.

  • Какова роль пейзажной зарисовки в начале рассказа?
  • Вчитайтесь в описание дождя в лесу. Какие зрительные образы у вас возникают?
  • Что вы слышите, когда читаете описание грозы.
  • Найдите слова, вызывающие у вас другие ассоциации.
  • Почему описание избы лесника заставляет “заныть сердце” барина? Возникло ли у вас такое же чувство при чтении текста? Какими вы представляете героев рассказа?
  • Какая сцена в рассказе является кульминационной? Какие неожиданные черты в образах мужика-порубщика и Бирюка она открывает? Именно в этих чертах отражена главная мысль рассказа. Как вы её поняли?
  • Почему Бирюк так ревностно исполняет свои обязанности? Как относились мужики ближних деревень к Бирюку?
  • Почему Бирюк отпустил провинившегося крестьянина? Считаете ли вы крестьянина виновным?
  • Кто и когда называет героя Фомой, кто – Фомой Кузьмичом, кто -Бирюком? Как вы объясните это? Как Фома стал “бирюком”?
  • Почему рассказ называется “Бирюк”?
  • Рассмотрите иллюстрации художников А.Лебедева и Е.Бема к рассказу “Бирюк”. Какая из них, на ваш взгляд, наиболее полно отражает содержание того или иного эпизода и характер главного героя? Какую иллюстрацию к рассказу нарисовали вы?

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

V. Домашнее задание.

Для всех: написать сочинение-миниатюру “Один день из жизни лесника Бирюка”

Групповое: подготовить выразительное чтение (по желанию - наизусть),анализ, иллюстрации и словесное рисование стихотворений И.С.Тургенева в прозе:

  • 1-я группа: “Собака”;
  • 2-я группа: “Два богача” или “Близнецы”;
  • 3-я группа: “Русский язык”;
  • 4-я группа: “Воробей”.