Химические реакции: сущность и классификации. Урок №2. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Класс: 8

УМК: О.С. Габриелян. Учебник. Химия. 8 класс.- М.: Дрофа, 2014

Тема урока: Химические реакции: сущность и классификации (урок №2)

Тип урока: Комбинированный урок.

Цель урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний о классификациях химических реакций.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • Повторить в чём заключается сущность химических реакций и условий их протекания, а также признаки химических реакций
  • Познакомиться с классификациями химических реакций : а) по числу и составу веществ, участвующих в реакции, б) по изменению степени окисления, в) по использованию катализатора, г) по направлению реакции.
  • Научить делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом.

Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:

  • Способствовать развитию познавательных интересов, учебной мотивации, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, нравственно-этических чувств и регуляторов морального поведения.

Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

  • Регулятивных - развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы, определять и формулировать цель, выдвигать гипотезу, способствовать приобретению навыков самостоятельной работы, планирования, прогнозирования, волевой саморегуляции, осуществления самоконтроля по результату и по способу действия. Развивать способности к рефлексии, к познавательной инициативе, самостоятельному учету результатов действия, внесение необходимых корректив.
  • Коммуникативных – развивать культуру общения, чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно через работу в парах, группе; воспитывать культуру умственного труда, сохранения своего здоровья, соблюдения техники безопасности при работе с химическими реактивами, ответственность за результаты своего труда, выражение своих мыслей в соответствии с поставленными задачами и условиями, формулирование и аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений, достижение договоренностей и согласование
  • Познавательныхразвивать умение анализировать и оценивать информацию, строить логические цепочки рассуждений, выдвигать гипотезы и их обосновывать, составлять план действий, предлагать решение выдвинутых задач, устанавливать причинно-следственных связи, делать обобщающие выводы, структурировать знания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Ресурсы урока: презентация к уроку, химические реактивы: медная пластинка, спиртовка, CuO в баночке; видео “разложение малахита”, железный гвоздь, CuSO4, Na2CO3, CaCl2, H2O2, MnO2, лучинка

Дидактическая структура урока Содержание деятельности учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов, ресурсы Содержание деятельности учеников УУД Приложения
Организация начала урока Приветствует учеников, отмечает отсутствующих, включает учащихся в деловой ритм урока, совместно с детьми формулирует цель урока (продолжить знакомство с классификациями химических реакций) Вступительные слова учителя, создание рабочего настроя Реагируют на приветствие в индивидуальной манере, дежурные сообщают об отсутствующих.рассказывают о том что проходили на прошлом уроке и формулируют цель урока. Коммуникативные: стиль общения с учителем и друг с другом

Регулятивные: самонастрой на работу

развивать умение определять и формулировать цель

2 мин
Мотивация учебной деятельности Учитель готовит ребят к сознательному восприятию материала, дополняя цель урока: “Мы изучим не только классификации химических реакций, но и научимся по уравнению реакции давать ей характеристику”.        
Проверка домашнего задания Учитель проводит опрос учащихся: Вопросы

Что называют химической реакцией и в чём её сущность?

Какие условия начала реакции вам известны?

Перечислите признаки химической реакции.

Ребята отвечают на оценку на вопросы учителя Познавательные:

развивать умение оценивать полученную информацию, строить логическую цепочку рассуждений

5 мин.
Актуализация опорных знаний Учитель оценивает подготовленность учащихся к освоению новой темы Показ видеофрагментов, в которых нужно определить признаки химической реакции:

коррозия металла

плавление алюминия

взаимодействие цинка с соляной кислотой и т. д.

ребята внимательно просматривают видеофрагменты и отвечают на вопросы Познавательные развивать умение наблюдать, анализировать, оценивать полученную информацию 5 мин.
Получение новых знаний Рассказ учителя: “Существует несколько классификаций химических реакций. С одной из них “По тепловому эффекту” мы познакомились на прошлом уроке. Сегодня знакомство продолжаем.

Классификация №2: “По числу и составу веществ, участвующих в реакции”

а) реакции соединения – реакции, в ходе которых из нескольких веществ получается одно

Посмотрим опыт “обжиг медной пластинки в пламени спиртовки”.

Запись реакции на доске:

2Cu + O2 —>2 CuO

.Демонстрация опыта: “Обжиг медной пластинки (проволочки) в пламени спиртовки) и показ CuO в баночке.

Вопросы по ходу демонстрации об условиях и признаках реакции.

. Наблюдение химических опытов, проводимых учителем

Запись определения реакции соединения и уравнения в тетрадь

Познавательные развивать умение наблюдать, анализировать, оценивать полученную информацию, строить логические цепочки рассуждений 6 мин.
  б) реакции разложения.

Учитель просит детей самостоятельно сформулировать определение реакции разложения.

Обсуждение и запись с “подсказкой” детей уравнения реакции

(CuOH)2CO3 —> t> 2CuO + CO2 +H2O

Если нет видео, можно использовать демонстрацию разложения гидроксида меди (II)

Вопрос на сообразительность

 

 

 

Демонстрация видеофрагмента “Разложение малахита”

Формулируют определение реакция разложения – это реакция, в которой из одного вещества образуется несколько. Познавательные: развивать умение строить логические цепочки рассуждений, выдвигать гипотезы и их обосновывать

Коммуникативные: - умение выражать свои мысли, слушать собеседника

5 мин
  в) реакция замещения – это реакция, в ходе которой простое вещество замещает часть сложного.

Демонстрирует опыт “Взаимодействие железа с медным купоросом”

Записывает уравнение реакции:

Fe + CuSO4 —> FeSO4 + FeSO4

Демонстрация опыта “Взаимодействие железа с медным купоросом” Записывают определение реакции.

Наблюдают демонстрацию опыта.

Записывают уравнение реакции.

Коммуникативные: - умение выражать свои мысли, слушать собеседника

Познавательные:

развивать умение анализировать, оценивать полученную информацию, строить логические цепочки рассуждений.

6 мин.
  г) реакция обмена – реакция, в ходе которой два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

Демонстрация опыта “Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция”

Запись уравнения реакции на доске

Na2CO3 + CaCl2 —> CaCO3 + 2NaCl

Демонстрация опыта “Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция”

Вопрос о признаках реакции.

Записывают определение реакции.

Наблюдают демонстрацию опыта.

Записывают уравнение реакции

Познавательные:

развивать умение анализировать, оценивать полученную информацию

2 мин
  Следующая классификация называется “По изменению степени окисления”

а) окислительно-восстановительные – реакции, в которых хотя бы один элемент изменяет степень окисления

Запись уравнения:

Ba 0 + Cl20 —> Ba +2Cl2 -

б) реакции, идущие без изменения степени окисления

Запись уравнения:

Ca +2 O-2 + C +4 O2 -2 —> Ca+2C+4O3-2

Вопрос: “Что такое степень окисления?” Записывают определение реакции.

Наблюдают демонстрацию опыта.

Записывают уравнение реакции

Познавательные:

развивать умение анализировать, оценивать полученную информацию

2 мин
  Следующая классификация называется “По использованию катализатора”

Возникает вопрос: “Что такое катализатор?”

Демонстрирует опыт “Получение кислорода из перекиси водорода каталитическим путём”, рассказывая при этом, что если перекись на некоторое время оставить открытой, она превратится в воду. Но реакцию можно провести намного быстрее и определить, что она прошла по второму продукту реакции – кислороду, если добавить вещество, ускоряющее химическую реакцию (катализатор). В данном случае это MnO2

Запись уравнения:

2H2O2 —> 2H2O + O2

Обнаруживаем кислород притушенной лучинкой.

Демонстрация опыта “Получение кислорода из перекиси водорода каталитическим путём”

Задание на странице 175 учебника выписать определение катализатора

Вопрос: “Как могут называться реакции в данной классификации”

Наблюдают демонстрацию опыта.

Записывают уравнение реакции

Записывают определение “Катализатор – вещество, ускоряющее химическую реакцию, но при этом остающееся неизменным”

Рассуждают, что реакции будут называться “каталитическими” и “некаталитическими” в зависимости от применения катализатора.

Регулятивные:

развивать умение выдвигать гипотезу и её обосновывать

Познавательные:

развивать умение анализировать, оценивать полученную информацию

2 мин.
  Следующая классификация называется “По направлению реакции”

Предлагает поработать с текстом учебника на странице 180

 

Дополняет, что в уравнении реакции это обозначается стрелками

Вопрос по тексту учебника: “Какие бывают реакции по направлению?” Ребята работают с текстом учебника, находят определение обратимой реакции, выписывают его в тетрадь. “Обратимыми называются реакции, которые протекают одновременно в двух противоположных направлениях – прямом и обратном”. Самостоятельно делают вывод, что необратимые реакции протекают только в одном направлении” Регулятивные:

развивать умение выбрать из теста учебника необходимые данные.

6 мин
Первичная проверка усвоения знаний Учитель предлагает выполнить упражнение (на усвоение главного в новой информации) Упражнение:

Дайте характеристику данной реакции по всем известным вам типам реакций;

CaO + H2O —> Ca(OH)2 + Q

Вместе с учителем данной реакции даётся следующая характеристика:

экзотермическая, реакция соединения, без изменения степени окисления, некаталитическая, необратимая

Регулятивные:

развивать умение выдвигать гипотезу и её обосновывать

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

построение логической цепи рассуждений.

3 мин.
Подведение итогов урока, рефлексия Учитель благодарит ребят за работу на уроке. Учитель спрашивает: “Удалось ли Вам достичь поставленной цели урока?” Ребята анализируют свою работу Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка

результатов деятельности

Регулятивные: оценка, самооценка,

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения

Личностные:

внутренняя позиция школьника,

самооценка на основе критерия успешности

1 мин.
Информация о домашнем задании Параграфы 30, 31   записывают задание в дневник   1 мин.