Химические реакции: сущность и классификации. Урок №1. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Класс: 8

УМК: О.С. Габриелян. Учебник. Химия. 8 класс.- М.: Дрофа, 2014

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока – изучение и первичное закрепление новых знаний о химических реакциях, их признаках и классификациях.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • Рассмотреть в чём заключается сущность химических реакций и условий их протекания
  • Изучить признаки и условия протекания химических реакций, познакомиться с классификацией реакций по тепловому эффекту
  • Научить делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом.

Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:

  • Способствовать развитию познавательных интересов, учебной мотивации, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, нравственно-этических чувств и регуляторов морального поведения.

Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

  • Регулятивных - развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы, определять и формулировать цель, выдвигать гипотезу, способствовать приобретению навыков самостоятельной работы, планирования, прогнозирования, волевой саморегуляции, осуществления самоконтроля по результату и по способу действия. Развивать способности к рефлексии, к познавательной инициативе, самостоятельному учету результатов действия, внесение необходимых корректив.
  • Коммуникативных – развивать культуру общения, чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно через работу в парах, группе; воспитывать культуру умственного труда, сохранения своего здоровья, соблюдения техники безопасности при работе с химическими реактивами, ответственность за результаты своего труда, выражение своих мыслей в соответствии с поставленными задачами и условиями, формулирование и аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений, достижение договоренностей и согласование
  • Познавательных – развивать умение анализировать и оценивать информацию, строить логические цепочки рассуждений, выдвигать гипотезы и их обосновывать, составлять план действий, предлагать решение выдвинутых задач, устанавливать причинно-следственных связи, делать обобщающие выводы, структурировать знания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Ресурсы урока:

  • презентация к уроку, химические реактивы: KSCN, FeCl3 (признак реакции – изменение цвета); CuSO4, NaOH  выпадение осадка);
  • Na2CO3, HCl (выделение газа); бенгальская свеча, видео “Хемолюминисценция”. Для закрепления реактивы: BaCl2 , ZnSO4
  • презентация
Дидактическая структура урока Содержание деятельности учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов, ресурсы Содержание деятельности учеников УУД Приложения
Организация начала урока Приветствует учеников, отмечает отсутствующих Вступительные слова учителя, создание рабочего настроя Реагируют на приветствие в индивидуальной манере, дежурные сообщают об отсутствующих Коммуникативные: стиль общения с учителем и друг с другом

Регулятивные: самонастрой на работу

2 мин
Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний Учитель предлагает вспомнить, что изучает наука химия.

Далее в ходе беседы выясняет, что превращение веществ – это химические явления или проще, химические реакции.

Предлагает учащимся сформулировать тему урока.

Просит открыть оглавление учебника, найти параграф по названию и выписать определение “Химические реакции” Ответ учащихся: “Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях ”

Ищут по оглавлению параграф “Химические реакции”, записывают в тетрадь определение “Химические реакции – это превращение одних веществ в другие”

Регулятивные:

развивать умение определять и формулировать цель, выдвигать гипотезу

6 мин
Получение новых знаний Учитель объясняет, что сущность химической реакции заключается в том, что новые вещества образуются из тех же атомов, из которых состояли исходные вещества (слайд №) Вопрос: “Какие условия необходимы для начала реакции?” Запись в тетради “Сущность химической реакции – это образование новых веществ из тех же атомов, из которых состояли исходные вещества” и зарисовка схемы со слайда. Познавательные:

развивать умение оценивать полученную информацию, строить логическую цепочку рассуждений

5 мин.
  В ходе беседы выясняет условия, необходимые для начала реакции:

1) Соприкосновение веществ (для этого используют измельчение или растворение веществ)

2) Нагревание

3) Для некоторых электрический ток или яркий свет

Работа с учебником, стр. 159 (параграф 27) записывают условия начала химической реакции в тетрадь Регулятивные:

развивать умение выбрать из теста учебника необходимые данные.

5 мин.
  Учитель поясняет, что ход химической реакции сопровождается внешними признаками и предлагает обратиться к эксперименту и самостоятельно сделать вывод о признаке химической реакции.

Опыт №1

“Изменение цвета”

KSCN + FeCl3 —> кроваво-красный цвет

Опыт №2

“Выпадение осадка”

CuSO4 + NaOH —> осадок голубого цвета

Опыт №3

“Выделение газа”

Na2CO3 + HCl  —> бурное выделение углекислого газа

Опыт №4

“Выделение (поглощение) тепла и света” - горение бенгальской свечи или видео опыта по люминисценции. (слайд №)

Наблюдение химических опытов, проводимых учителем. После обсуждения записывают после каждого опыта признак химической реакции. Познавательные развивать умение наблюдать, анализировать, оценивать полученную информацию, строить логические цепочки рассуждений 6 мин.
  Учитель предлагает догадаться, какой признак не был назван (подсказывает, когда учащиеся заходят в кабинет после практической работы, этот вопрос звучит чаще всего) Вопрос на сообразительность Формулируют определение признака реакции: “Изменение запаха” Познавательные: развивать умение строить логические цепочки рассуждений, выдвигать гипотезы и их обосновывать 5 мин
  Классификаций химических реакций существует несколько. Сегодня познакомимся с первой. Она называется “По тепловому эффекту”.

Тепловой эффект – это тепло, которое выделяется или поглощается в ходе химической реакции.

По тепловому эффекту реакции делят:

Экзотермические

Эндотермические

Вопросы для размышления:

Названия отличаются приставками. Как вы думаете, что они обозначают? Изучая какой предмет, вы ещё встречались с этими приставками?

(если возникнут затруднения – работа с учебником, стр.157)

Приходят к выводу что “экзо” обозначает “наружу” , а “эндо” - “внутрь”

и соответственно строят логическую цепочку и записывают в тетрадь.

1) Экзотермическая реакция – реакция, протекающая с выделением теплоты.

2)Эндотермическая – реакция, протекающая с поглощением теплоты

Коммуникативные: - умение выражать свои мысли, слушать собеседника

Познавательные:

развивать умение анализировать, оценивать полученную информацию, строить логические цепочки рассуждений.

6 мин.
Первичное закрепление знаний Учитель просит ребят подумать над вопросом, по каким признакам мы отличаем реакцию горения.

После ответов детей, вопрос “на засыпку”: “Когда дома поджигаем газ на плите, тоже считаем, что горит, но ведь дым не виден, хотя он есть. (просто углекислый газ - невидимка).

Вопрос: “Какие самые важные признаки у реакции горения?”

Вопрос к размышлению: Каковы признаки реакции горения? (Когда впору кричать: “Пожар!”

 

 

 

Вопрос: “Какие самые важные признаки у реакции горения?”

Ребята приходят к выводу, что признаками реакции горения являются свет, тепло и выделение газа

Ребята делают вывод о том, что достаточно и двух признаков (выделение тепла и света) и записывают определение в тетрадь

Регулятивные:

развивать умение выдвигать гипотезу и её обосновывать

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

построение логической цепи рассуждений.

3 мин.
Контроль знаний Учитель осуществляет первичную проверку уровня освоенности материала

Демонстрация опыта предваряется вопросами:

1)Условия для прохождения реакции

2) Признаки реакции

3) К какому типу относится? (изученному сегодня)

Демонстрация опыта:

BaCl2 + ZnSO4

Ответы детей:

вещества соприкасаются в растворённом виде

признак реакции – выпадение осадка

ни к какому типу реакции данная реакция не подходит (в ней нет теплового эффекта)

Познавательные развивать умение наблюдать, анализировать, оценивать полученную информацию 4 мин
Информация о домашнем задании Параграф 27   записывают задание в дневник   1 мин.
Подведение итогов урока, рефлексия Беседа по вопросам:

1. Какой была тема нашего урока?

2. Что больше всего запомнилось?

Благодарит за работу на уроке

Вопрос: Какую бы оценку вы поставили себе за урок? Анализируют свою деятельность, осуществляют самооценку. (поднимают руку как при голосовании) Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка

результатов деятельности

Регулятивные: оценка, самооценка,

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения

Личностные:

внутренняя позиция школьника,

самооценка на основе критерия успешности

2 мин.