Интеграция образовательных полей во внеурочной деятельсности. 5–7-й классы

Разделы: Биология, Экология


Цель:формирование навыков научного анализа явлений природы, осмысление взаимодействия общества, культуры и природы, осознание значимости своей практической помощи природе.

Задачи:

  • Воспитывающие:
    • формирование нравственной отзывчивости на красоту природы родного края;
    • активизация мыслительных процессов и интереса к самопознанию;
    • осмысление взаимодействия общества, культуры и природы;
    • организация культурно-образовательной деятельности учащихся;
    • реализации эстетических потребностей ребенка.
  • Обучающие:
    • формирование общей культуры учащихся посредством интегрированного подхода в изучении объектов окружающей среды;
    • актуализация исследовательской потребности и вовлечение в поисковую деятельность;
    • формирование ключевых образовательных и экологических компетенций;
    • отработка информационно-учебных навыков в решении познавательных задач и саморазвития;
    • освоение методик проведения анализа окружающей среды;
    • поиск и реализация индивидуальной образовательной траектории ученика;
    • организация и проведение отчётных выставок творческих работ учащихся, участие в социально значимых акциях, конференциях, семинарах муниципального и регионального уровня;
    • деловое сотрудничество с образовательными учреждениями города, развивающее преемственность всех ступеней дополнительного образования.
  • Развивающие:
    • развитие коммуникативных способностей, творческого воображения;
    • формирование художественно-образного восприятия родного Подмосковья;
    • развитие самостоятельности, ответственности, любознательности;

УУД:

  • личностные: формирование личных качеств: патриотизм, любовь к людям, доброта;
  • познавательные: развитие умений наблюдать, работать с учебником, справочной литературой;
  • регуляторные: использовать навык критического мышления в анализе результатов самостоятельной работы;

В соответствие с выбранной методической темой, была разработана мной авторская программа курса: «Атлас природы России», рассчитан на 35(70) часов преподавания в 5(6) и 7 классах, и определены тематические разделы:

  • Многообразие жизненных форм.
  • Обитатели природных сообществ.
  • Обитатели искусственных сообществ.
  • Биология среди наук (биогеография, биометрия, бионика, биотехнологии).

Эти разделы могут изучаться параллельно основному курсу: биологии, географии, экологии или выполнять закрепляющую функцию. Обращаю внимание на используемый мной методический комплект это не только образовательные пособия, но и музыкальные диски, дидактические материалы, созданные руками ребят (лабораторный практикум, учебники, гербарии – атласы определители, модели – клетки, системы органов).

Структура и форма занятий разнообразна, что позволяет учитывать возрастные особенности ребят, вовлекать их в поисковую деятельность, развивать внимание, наблюдательность, логическое и критическое мышление, умение грамотно выражать свои мысли, описывать природные явления.

Уже на первом занятии по теме: «Красота как биологическая целесообразность:
« Растения в живописи, литературе, музыке», предполагает использование элементов знаний из школьных дисциплин: МХК, литературы, музыки, биологии. При подготовке к занятиям использую метод проектов, заранее ученики получают проблемно-поисковые задания, например: «Что мне известно о растениях в живописи, литературе, музыке?». Свой ответ они могут реализовать не только через презентацию, стихи, доклад, рисунок, плакат, постановку и даже вышивку – все, что подскажет фантазия ребенка. Так при обобщении изученных разделов: «Обитатели природных и искусственных сообществ» ребята готовят проекты: «Березовая роща в творчестве русских живописцев», «Хлеб всему голова», «Растения нашего города», «Растения (животные) символы»; «Животные в памятниках, памятники животным», а к юбилею победы « Животные на войне», оформляют выставку художественных работ и прикладного творчества: «Русский пейзаж», «Времена года», «Флора и фауна родного Подмосковья», «Растения и животные Красной книги».

С этой целью создания на занятиях среды комфортного обучения часто использую художественную и научно-популярную литературу, телевизионные передачи. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. Так при изучении с семиклассниками темы: «Животные помощники человека» разбираю басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там»; а на занятиях по теме: «Язык животных»; «Легенды и мифы о животных» прошу ребят прокомментировать с точки зрения биологии такие шуточные слова: «Глух и нем как рыба»; «Рыба – кит».

Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение. Применение игровых технологий и проектного обучения на занятиях – это не самоцель, а способ повышения интереса к предмету, развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка. Ведущей является технология педагогического проектирования.

Основные формы занятий – это сочетание занятий лекционного типа с дискуссиями; обсуждениями сообщений, проведение «круглых столов» и уроков тренингов, коммуникативных практикумов и психотехнических игр и упражнений, организация экскурсий учащихся в сопровождении педагогов и родителей по «живописным уголкам» природы, с целью изучения памятников природы родного Подмосковья, участие в мастер-классах, открытых занятиях на базе городского краеведческого музея, дома детского творчества, городской детской библиотеки; проведение передвижных отчётных выставок творческих работ учащихся; участие в социально значимых акциях, научно-практических конференциях в городском округе и регионе. Формы обратной связи разнообразны – тестовые занятия, решение познавательных задач, презентации проектов и социально значимых акций, практические работы в микрорайоне, оформление выставок. Особое внимание уделяю выполнению творческим заданиям, на которых отрабатываю навыки исследовательской деятельности, как универсального способа познания действительности, активизации личностной позиции в сохранении и укреплении здоровья, по результатам выполнения которых, выявляется группа исследователей. Этих ребят знакомлю с критериями проектной и исследовательской деятельности, обучаю правилам написания проектов и научно-исследовательских работ. При выполнении таких заданий формируются информационные компетенции учащихся, поскольку при этом учащиеся используют дополнительные источники информации, в том числе, и информационно-коммуникационные. Учащихся-исследователей я включаю в программу работы с одаренными детьми, ребята помогают в организации семинаров, конференций, участвуют внеклассных мероприятиях городского, регионального Всероссийского уровня. В нашей гимназии постояннодействует экспозиция творческих работ учащихся, которая послужили основой в оформление интерьера школьных помещений. Выставка представлена не только художественными работами ребят, но и вышивкой, которой мы гордимся и это «визитная карточка» гимназии №1.

Программа курса «Атлас природы России» (5-6 класс, 35 часа)

Тема: Многообразие жизненных форм организмов

Раздел №1 Многообразие жизненных форм растений.
Красота как биологическая целесообразность: растения в живописи, литературе. Многообразие растительных организмов. Классификация и методы изучения растений. Жизненные формы растений. Сезонные изменения в жизни растений.

Раздел №2 Обитатели природных сообществ.
Растения леса. Растения луга. Растения болота. Растения водоема. Лекарственные растения.
Ядовитые растения.

Раздел №3 Обитатели искусственных сообществ.
Растения города. Растения полей. Растения сада.

Тема: Биология среди наук.

Раздел №4 Ботаника – наука о растениях.
Флора материков. Центры происхождения растений. Биотехнология традиционная: хлебопечение, виноделие, сыроделие. Ботаника – источник идей для инженерной мысли. Происхождение ботанических терминов. Организм растений в цифрах.

Программа курса «Атлас природы России» (7 класс 35 часов)

Тема: Многообразие жизненных форм организмов.

Раздел №1 Многообразие животных.

Красота как биологическая целесообразность: животные в живописи, литературе. Классификация и методы изучения животных. Среды жизни и их обитатели. Сезонные изменения в жизни животных. Животный мир твоего региона. Охраняемые территории Московской области.

Раздел №2 Обитатели природных сообществ.
Животные леса, луга, болот, водоема. Гиганты и карлики в мире животных. Животные – строители. Животные заботливые родители. Опасные и ядовитые и животные. Язык животных.

Раздел №3 Обитатели искусственных сообществ.
Животные города. Животные – помощники человека. Легенды и мифы о животных.

Тема: Биология среди наук.

Раздел №4 Зоология наука о животных. Фауна материков. Биохимия животных: белки структурная единица организации жизни. Иностранный язык в биологии животных. Зоология – источник идей для инженерной мысли. Генная инженерия: генетически модифицированные продукты. Организм животных в цифрах.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Атлас природы России» 6 класс (35 часов)


Наименование разделов и дисциплин

Всего
часов

Лекции
Семинар

Практич
занятия

Экскурсии

1

Раздел №1 Многообразие организмов.

8

2

3

3

1.«Красота как биологическая целесообразность: растения в живописи, литературе»

2.Классификация и методы изучения растений.

3-4 Жизненные формы растений.

5-6. Сезонные изменения в жизни растений.

7-8 Растения зимой.

2

Раздел №2 Обитатели природных сообществ.

13

6

6

1

9-10 Растения леса.

11-12. Растения луга.

13-14. Растения болота.

15-16 Растения водоема.

17-18.Презентация исследовательских работ:
«Хлеб – всему голова»; «Национальное дерево России»;
«Растения в прикладном искусстве» «Растения нашего города»
« Береза в произведениях русских художников»
«Растения – увлечения человека»; «Растения помощники человека»; «Растения – символы»; «Растения в гербах стран и городов»;

19-20.Лекарственные растения.

21-22.Ядовитые растения.

3

Раздел №3 Обитатели искусственных сообществ

6

2

2

2

23-24 Растения города.

25-26. Растения полей.

27-28. Растения сада.

4

Раздел №4 Ботаника – наука о растениях

8

4

2

2

29-30. Биогеография. Биохимия растений.

31-32. Иностранный язык в ботанике. Бионика.

33-34.Биотехнология. Биометрия растений.

35. Итоговое занятие: Подготовка и организация

  • Презентация проектов – победителей года;
  • Выставка: Поделки из природного материала; фотовыставка; художественные работы; вышивка; гербарии.

35


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Атлас природы России» 7 класс (35 часов)


Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

Лекций
Семинар

Практич
занятий

Экскурсии

1

Раздел №1 Многообразие организмов.

8

2

3

3

1-2. Многообразие и методы изучения животных.

3-4 Среды жизни и их обитатели.

5-6 Сезонные изменения в жизни животных.

7-8. Животный мир твоего региона. Охрана.

2.

Раздел №2 Обитатели природных сообществ.

13

6

6

1

9-10 Животные леса.

11-12 Животные луга.

13-14 Животные болота.

15-16 Животные водоема.

17. «Гиганты и карлики в мире животных».

18. Животные – строители.

19. Животные заботливые родители.

20-21. Опасные и ядовитые. Язык животных.

3.

Раздел №3 Обитатели искусственных сообществ.

6

2

2

2

22-23. Животные города.

24. Животные – помощники человека.

25. Легенды и мифы о животных.

26-27Презентации исследовательских проектов: «Животные – увлечения человека»;
«Животные помощники человека»; «Животные – символы»; «Животные в гербах стран и городов»;
«Мое любимое животное»; «Животные нашего города»

4.

Раздел №4 Зоология – наука о животных

8

4

2

2

28-29 Зоогеография. Биохимия животных.

30-31 Иностранный язык в зоологии. Бионика.

32-33 Биотехнология. Биометрия животных.

34-35 Итоговое занятие: Подготовка и организация

  • Презентация проектов – победителей года;
  • Выставка:

Поделки из природного материала Фотовыставка
Художественные работы Вышивка Гербарии

35

Приложение 1

Список используемой литературы

  1. Блинников В.И., Блинникова Л.Н. «Биологические экскурсии в природу» \Рязань: «Горизонт»,1993 (Российское энциклопедическо-информационное книжное издательство);
  2. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. «Окружающий мир» с увлечением: 4-7 класс. \М.: «5 за знания»,2007 (Методическая библиотека);
  3. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н., Владимиров А. «Книга природы»\М.: «Детская литература»1990;
  4. Зубакин В.А., Тихомиров В.А. «Красная книга Московской области» \ М.: «Аргус. Русский университет»1998;
  5. Ким О.А. «Мир дикой природы: В полях и лесах»\ М.: «Росмен» 1998;
  6. Никишов А.И. «Школьный практикум. Биология животных» Методическое пособие 7 класс \ М.: «Владос» 2009;
  7. Сивоглазов В.И. «Многообразие живой природы. Растения» \ М.: «Дрофа»,2007;
  8. Степанчук Н.А. «Практикум по экологии растений». Методическое пособие 6 класс \ Волгоград.: «Учитель» 2004;
  9. Своллоу С., Стефанс М. «Юный натуралист: Мир ручьев, прудов и рек»\М.: «АСТ-ПРЕСС»1996;
  10. Своллоу С., Стефанс М. «Юный натуралист: кто живет в саду?»\М.: «АСТ-ПРЕСС»1997;
  11. Своллоу С. «Юный натуралист: Мир побережья»\М.: «АСТ-ПРЕСС»1999;
  12. Стефанс М. «Юный натуралист: деревья и листья» \М.: «АСТ-ПРЕСС»1997;
  13. Стефанс М. «Юный натуралист: дикорастущие цветы» \М.: «АСТ-ПРЕСС»1998;
  14. Томсон Р., Стефанс М. «Юный натуралист: наблюдаем насекомых» \М.: «АСТ-ПРЕСС»1997;
  15. Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. «Организмы и среда их обитания». Практикум \ М.:«НЦ ЭНАС» 2002;
  16. Харитонов Н.П. «Животные и растения Московской области, включенные в «Красную книгу России» и их охрана». Справочно-информационный материал. \ М.: «Москва» 1999;
  17. Харт М., Стефанс М. «Юный натуралист: наблюдаем птиц» \М.: «АСТ-ПРЕСС»1997;
  18. Хартилл Р. «Юный натуралист: Дикие животные» \М.: «АСТ-ПРЕСС»1999;