Стратегия успешного выполнения задания ЕГЭ по английскому языку "Письменное высказывание с элементами рассуждения"

Разделы: Иностранные языки


набрать в этой части – 20 баллов. В свою очередь письменное задание состоит из двух частей – "Личное письмо" (максимальное количество баллов – 6) и "Письменное высказывание с элементами рассуждения" (максимальное количество баллов –14).

Задание "Письменное высказывание с элементами рассуждения" относится к заданиям повышенной сложности, поэтому, для того, чтобы успешно справится с ним на экзамене, необходима серьезная домашняя подготовка.

В результате многолетней работы экспертом по проверке письменных заданий ЕГЭ по английскому языку, уроков английского языка в 10-11 классах языковой гимназии, а также проведения спецкурсов для старшеклассников в течение 5 лет, мною накоплен большой материал для обобщения и представления его в виде определенной структуры, способной существенно помочь учителю при подготовке учащихся к успешному выполнению именно этой части письменного задания ЕГЭ по английскому языку.

Эксперт оценивает работу выпускника по пяти критериям – "Решение коммуникативной задачи/Содержание" (максимально 3 балла), "Организация" (3 балла), "Лексика" (3 балла). "Грамматика" (3 балла) и "Орфография и пунктуация" (2 балла) – итого максимально 14 баллов.

Для того, чтобы ученику справится с первым и самым важным требованием, предъявляемым к данной работе – "объем высказывания соответствует поставленной задаче 180-275 слов", я выделяю три основных критерия из пяти при подготовке обучающихся – "Содержание",

Лексика" и "Грамматика". Основные трудности, с которыми сталкиваются ученики, это:

1. Незнание того, что сказать, отсутствие идей, аргументов (Содержание) ;
2. Бедный лексический запас (Лексика);
3. Несоответствие теоретических знаний по грамматике и практических умений в составлении предложений на английском языке (Грамматика).

Таким образом, эти три направления и должны стать приоритетными в определении всей стратегии подготовки в успешному выполнению задания " Письменное высказывание с элементами рассуждения".

Проанализировав достаточное количество методической литературы для подготовки к ЕГЭ по английскому языку, в том числе и серию "ЭГЭ. ФИПИ-школе" и сборник под редакцией М.В.Вербицкой "ЕГЭ. Английский язык: тематические и типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов", приходим к выводу, что все темы эссе можно объединить в несколько более общих тем, которых, как оказывается, не так уж и много:

1. Семья, дружба, любовь;
2. Здоровье, еда, спорт;
3. Карьера, образование;
4. Современные технологии, наука;
5. Окружающая среда, путешествия;
6. СМИ, Интернет;
7. Культура, искусство, традиции;
8. Финансы.

Расширение кругозора учащихся, развитие у них навыков на полное и точное выполнение критерия "Содержание" не стоит выделять в отдельный пункт. Во многом, данная работа должна проводиться вне рамок урока английского языка, тем более, что накопление знаний, которые необходимы для успешного выполнения этого критерия должно осуществляться постоянно, методично и не только на уроках, поскольку речь идет об общем развитии и расширении кругозора. Учитель английского языка может помочь развить уже имеющиеся знания и выразить их в соответствующей форме, как того требуют критерии задания.

Поэтому в качестве основных направлений при подготовке учащихся в успешному написанию эссе остаются два раздела-критерия – "Лексика" и "Грамматика", в рамках которых также будет осуществляться преодоление трудностей, испытываемых учащимися при выполнении требований критерия "Содержание (Решение коммуникативной задачи)". Другими словами, невозможно написать эссе, если учащийся имеет бедный лексический запас и не имеет достаточных грамматических навыков.

Чтобы оформить свое высказывание, учащимся, прежде всего, не хватает лексического запаса, и, поэтому обогащение тезауруса будет способствовать более полному и широкому раскрытию темы в рамках задания, появлению идей для выражения аргументов в защиту собственной или противоположной точки зрения. Такая работа может проводиться в двух направлениях: составление тематического лексического блока и построение синонимического ряда по каждому из восьми выявленных блоков тем эссе.

Составление тематического лексического блока представляет из себя подбор лексики и устойчивых словосочетаний по данной тематике, соответствующей, как минимум, уровню владения выпускника общеобразовательной школы.

Например, по тематический блок по разделу "Здоровье, еда, спорт" может содержать такие слова и выражения:
to operate on, to suffer from, to do serious harm, to come down with, to fall ill, to eliminate illness, severe, hazardous, contagious, wholesome(food), beneficial, sedentary (life), life expectancy, remedy, benefit, poor sanitary conditions/eyesight, disease prevention, side effect, heart attack, pain relief, incurable illness, fever, acute pain, medical examination/check-up, healthcare institution, ailment, physician, obesity, perilous, ubiquitous

Подобные слова и выражения, присутствующие в лексическом запасе обучающегося, могут служить хорошей опорой для составления необходимых аргументов, и, соответственно, успешно справиться с таким основным критерием, как "Содержание".

Построение синонимического ряда также позволяет расширить лексический запас обучающихся. Практически в каждом эссе учащемуся необходимы такие слова как: important, beautiful, to think и т.п. Синонимическая цепочка к самым часто используемым словам позволяет избежать повторения одного и того же слова и однообразности в высказывании.

Например: important – significant, essential, considerable, crucial substantial, influential, vital, urgent;
to think – consider, reflect ,ponder, meditate, brood, contemplate, muse

Конечно, необходимо также познакомить с ситуациями , в которых используется тот или иной синоним и объяснить основные различия в значениях между ними.

Основные грамматические ошибки, допускаемые учащимися при написании эссе – это буквализм, выражение мыслей на английском языке в той же грамматической структуре, как и в русском языке, что очень часто также приводит к серьезным смысловым ошибкам и, как следствие, снижение баллов при оценивании эссе не только за грамматику, но и за содержание.

Отработать навык необходимых грамматических трансформаций может помочь такое упражнение, как перевод предложений с русского языка на английский в рамках определенных ранее нами восьми блоков-тем эссе.

1. Раньше путешествие морем из Европы в Индию занимало полгода.
The voyage from Europe to India used to take half a year.

2. Мы не должны забывать о том что нужно беречь окружающую среду.
We should remember to protect the environment.

3. Многим людям интересно, есть ли жизнь на других планетах.
Many people wonder if there is life on other planets.

4. Маловероятно, что они смогут принять дерзкие новаторства.
They are unlikely to accept daring innovations.

5. Это оборудование необходимо постоянно чинить.
This equipment needs constant repairing.

Более того, можно выделить грамматические шаблоны, которые останется наполнить необходимой лексикой в рамках нужной темы. Отработка с использованием таких шаблонов также поможет выполнить основную коммуникативную задачу и наполнить письменное высказывание необходимыми лексическими и грамматическими структурами. Такая методика используется, например, при подготовке к экзамену IELTS.
Пример нескольких таких шаблонов:

The undeniable usefulness of _ _ _ is largely taken for granted.
The spread of _ _ _ is sure to have far reaching effect.
The view that _ _ _ has shown itself to be true throughout history.
There is no doubt that _ _ _ can be a frustrating and sometimes painful experience.
I strongly believe that _ _ _ is an integral part of daily life and we cannot avoid its influence.

Письменное высказывание будет выглядеть более целостно, грамотно, оригинально, если в нем будут использованы цитаты известных людей. Подобрать такие, относительно общие цитаты , которые могут быть использованы в том или ином блоке тем не так уж и сложно. И даже если они не пригодятся при написании экзаменационной работы, они могут пригодиться в устном высказывании при выполнении задания "Говорение" или при каких-либо олимпиадных заданий. В любом случае, это не только обогащение лексической и грамматической, но также и социокультурной компетенции, которая является неотъемлемой частью успешного владения иностранным языком.

Как пример, можно привести несколько высказываний Оскара Уайльда, автора множества цитат на разные темы, удивительного мастера парадоксов, которые делают его высказывания удивительными, многогранными и глубокими по смыслу:

1. Education is an admirable thing, but it is well to remember from time to time that nothing that is worth knowing can be taught.
2. There is no such thing as a moral or an immoral book. Books are well written, or badly written. That is all.
3. Experience is merely the name men gave to their mistakes.
4. A good friend will always stab you in the front.
5. I am not young enough to know everything.
6. Women are meant to be loved, not to be understood.

Каждый из восьми блоков-тем, выделенных ранее, и проработанных по такой структуре существенно поможет каждому обучающемуся справиться с таким заданием ЕГЭ по английскому языку как "Письменное высказывание с элементами рассуждения", то есть, выдержать необходимый объем высказывания, привести правильные аргументы за и против, наполнить свою работу лексикой в соответствии с коммуникативной задачей, использовать нужные грамматические структуры, максимально избежать ошибок в использовании лексики и грамматики и выполнить в отведенное для этого время.