Обобщающий урок "Прилагательное как часть речи"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Цели:

  • Образовательная: повторить изученное об имени прилагательном как части речи; закрепить орфографические знания; продолжить обучение комплексному анализу текста.
  • Развивающая: развивать мыслительные способности учащихся при распознавании имен прилагательных; умения наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщать.
  • Воспитательная: привить любовь к языку через выразительность прилагательных; использовать прилагательные в устной и письменной речи; воспитать интерес к родному языку, его богатству.

Оборудование: доска, презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу

2. Работа над эпиграфом к уроку

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка  опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

И.С. Тургенев

Учитель: Какая часть речи помогает нам увидеть всю красоту и мощь нашего языка?
Как вы думаете, какие чувства испытывал писатель при написании этих прекрасных строк? Образуйте от этих существительных прилагательные? Какой способ образования вы использовали?
Какая часть речи помогает охарактеризовать все вокруг?
Конечно, имя прилагательное. И сегодня у нас заключительный урок по изучению этой части речи. В тетрадях запишите число и тему урока « Обобщение по теме имя прилагательное как часть речи».

3. Фронтальный опрос

Учитель:

Что такое имя прилагательное?
– Какие разряды есть у прилагательного?
– Как определить разряд прилагательного?
– Объясните н и нн в прилагательных. Есть ли исключения?
– В каких случаях не с прилагательными пишем слитно? Раздельно?
– Как пишутся сложные прилагательные?
– Меняется ли синтаксическая роль прилагательных от места в предложении?
– Как пишется прилагательное с шипящим на конце?

4. Работа по презентации (Приложение 1)

– Ребята, а какие прилагательные образуют степени сравнения?
Давайте образуем сравнительную и превосходную степень от прилагательного высокий. (2 слайд).

Высокий – выше, более высокий, высочайший, самый высокий.
Широкий (3 слайд).
Широкий – шире, более широкий, широчайший, самый широкий.

Два ученика выходят к доске и разбирают данные прилагательные по составу.

–  Ребята, посмотрите на следующий слайд и подумайте, как можно распределить слова по колонкам (4 слайд).
Объяснение распределения прилагательных (образуют и не образуют степени сравнения)
 (5 слайд).

А сейчас прочитаем пословицы и поговорки, в которых употребляются прилагательные, определим их синтаксическую роль. Учащиеся по цепочке читают предложения и говорят, определение это или сказуемое (6 слайд).

Два ученика выходят к доске и разбирают прилагательные как часть речи. Класс делает морфологический разбор прилагательного по выбору.

– Ставится ли ь знак на конце прилагательных после шипящих? Привести в пример пословицу из предыдущего слайда.

Теперь работаем самостоятельно. Задание такое: поставить н или нн в прилагательных, отметить суффиксы (7 слайд).

Самостоятельная проверка по  8 слайду. Учащиеся делают вывод.

Н пишем в прилагательных, которые образуются при помощи суффиксов -ин-, -ан-, -ян-.
НН пишем в прилагательных, которые образуются при помощи суффиксов -онн-, -енн- и в случае, когда основа существительного оканчивается на н.

– Какие слова исключения вы запомнили?

5. Редактирование текста (9 слайд).

– Определите выразительные средства, которые используются в данном тексте.
– Подставьте подходящие по смыслу прилагательные, определите разряд. (Работа по 9 слайду).

Работа со средствами выразительности.

– Что такое эпитет?

Эпитет – это образное определение, где прилагательное употребляется в переносном значении.

Выписываем эпитеты: серебряное платье , сонные хлопья.

6. Как пишется не с полными и краткими прилагательными?

Не?добрый, а злой; не?брежный, не?взрачный, не?счастливый, не?лепый; не?вежлив, а груб; не?отложный; не?мелкий, а глубокий; далеко не?удачный ответ, не?легкий, не?ряшливый и т. д.

(Учитель читает предложения с этими словами, ученики поднимают карточки: С – "слитно", Р — "раздельно").

Учитель: А теперь,  ребята, вы получите индивидуальные карточки с тестом по теме, внимательно читайте задания и постарайтесь показать все свои знания. Удачи! Оценки за данную работу узнаете на следующем уроке.

7. Тест по теме «Имя прилагательное»

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета;
б) действие предмета;
в) признак признака.

2. Прилагательные могут иметь степени сравнения (найдите неверное утверждение):

а) сопоставительную;
б) сравнительную;
в) превосходную.

3. По значению и форме прилагательные делятся (найдите неверное утверждение):

а) на качественные;
б) количественные;
в) относительные;
г) притяжательные.

4. Признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени, обозначают прилагательные:

а) качественные;
б) относительные;
в) притяжательные.

5. Признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени, обозначают: 

а) качественные;
б) относительные;
в) притяжательные.

6. Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному прилагательные:

а) качественные;
б) относительные;
в) притяжательные.

7. Одна н пишется в суффиксах прилагательных (найдите неправильное утверждение):

а) -ан;
б) -енн;
в) -ин;
г) -ян. 

8. Сложные прилагательные пишутся через дефис, если (найдите неправильное утверждение):

а) образованы на основе словосочетания;
б) обозначают оттенки цветов;
в) образованы от сложных сущ., которые пишутся через дефис;
г) образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и.

9. В каком из указанных случаев НЕ – приставка?

а) (не) взрачный кустарник;
б) (не) знакомый маршрут;
в) (не) здоровый, а больной человек;
г) дом (не) большой, а маленький.

10. Найдите прилагательное, в котором пишется одна буква Н:

а) листве..ый лес;
б) глин..ый сосуд;
в) деревя..ый дом;
г) подли..ая правда.

11. Укажите прилагательное с суффиксом -ов-:

а) плюш..вый;
б) ситц..вый;
в) ключ..вой;
г) свинц..вый

12. Найдите прилагательное, которое пишется слитно:

а) (юго) западный;
б) (ярко) красный;
в) (средне) вековой;
г) (научно)фантастический.

8. Общие выводы. Подведение итогов урока. Рефлексия   (11 слайд).

Учитель: Итак, наш урок подошел к концу. Мы достигли поставленных задач, повторили изученное об имени прилагательном, вспомнили морфемный и морфологический разборы, поработали редакторами текста. Надеюсь, что вам понравилась наша коллективная работа.

Выставление оценок.

9. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Зимний лес», употребить как можно больше имен прилагательных.