Урок русского языка "Простое осложненное предложение". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения».
  • Развивающая: развивать умение  самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;
  • развитие практических умений по применению теоретических знаний и аналитических способностей учащихся.
  • Воспитательная: воспитание любви к родному слову, способствовать умению открывать для себя красоту окружающего мира с помощью умелого использования слова.

Оборудование: доска, презентация, раздаточный материал.

Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, решение тестовых заданий, индивидуальная работа, взаимопроверка.

Предполагаемый результат: овладение учащимися умениями правильной постановки знаков препинания в простом осложненном предложении, способность составлять самостоятельно подобные синтаксические конструкции.

Технологии: компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока «Простое осложнённое предложение». Она рассчитана на несколько уроков, а сейчас мы постараемся закрепить материал, изученный в предыдущих классах, вспомним односоставные предложения.

2. Повторение пройденного материала

Фронтальный опрос

– Какие предложения являются определенно-личными? Обобщенно-личными?
– Как определить неопределенно-личные предложения?
– Чем выражено сказуемое в безличном предложении?
– Как называются предложения, где главный член выражен существительным?

На партах у учащихся лежат листки с предложениями (по вариантам)

Задание: определить вид односоставного предложения.

1. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок А. А.)
2. Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с   собой уношу, уношу. (Б. Окуджава)
3. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог. (С. Есенин)
4. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. (А. Пушкин)
5. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница… (Н. Гоголь)
6. По улицам слона водили… (И. Крылов)

1. Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели. (Л. Ошанин)
2. И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас покорней не было и нет (Н. Гумилёв)
3. И скучно и грустно (М. Лермонтов) ; Но в них не видно перемены… (А. Пушкин)
4. Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, — тогда именно и овладевает тобою этот     сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн)
5. Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин)
6. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
7. Сделал дело — гуляй смело.

Учащиеся меняются тетрадями и проверяют задания  под контролем учителя.

3. Объяснение материала

а) Синтаксическая пятиминутка

1. Сказочные узоры, украшающие стекла окон, казались необыкновенными и , наверное, заставляли прохожих ненадолго задуматься о красоте.

Учащиеся выделяют грамматическую основу, однородные члены, обособленное определение и вводное слово.

2. Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной.

Учащиеся выделяют грамматические основы предложения.

– Подумайте, чем отличается сложные и осложненные предложения. Как определить, какое оно?

Делается вывод.

б) Работа над  презентацией (Приложение 1)

Анализ 1 слайда. Запись в тетрадях.

Учитель: Вспомним, какие члены предложения называются однородными? Расскажите о знаках препинания при однородных членах. Работа над 2 слайдом.

Вопросы: что делая? что сделав? как? Какой это обособленный член?

Расставьте знаки препинания, объясните схемы. Анализ  3 слайда.

Назовите вопросы определения и  условие для обособления. Работа над 4 слайдом.

– Что такое вводные слова, как они выделяются на письме?
– Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? Что   добавляют к смыслу предложения вставные конструкции?

Анализ 5 и 6 слайда.

– В каких случаях мы используем обращения в нашей речи? Объяснение знаков препинания по 7 слайду.

в) Работа над упражнением в учебнике (222).

Задание: определите, чем осложнены данные предложения. Средства осложнения выделены. Спишите, расставляя пропущенные знаки разделения и выделения (предложения разбираются по вариантам)

 г) Работа над орфограммами:

 т..рчат                            (не)погоды 
 пот..мнели                      свинц..м 
 сла..ко                             дремл..т
 (темно) зеленый              об..ятый
 г..лубой                           ябл..ни  
 убеле(н,нн)ой                  др..жащими

– А сейчас давайте поработаем  редакторами. Перед вами небольшой отрывок из художественного текста. Внимательно прочитайте и расставьте знаки препинания. Чем осложнены предложения? Работа над 8 слайдом.

5. Тест по простым осложненным предложениям

Тетради учащихся собираются на проверку.

1. В полутьме северной ночи(1) напоминавшей нам утренний рассвет(2) посёлок казался (3) особенно(4) угрюмым.

1) 1,3,4       2) 1,2        3) 3,4       4) 1,2,3,4

2. На иных берёзах(1) обращённых к солнцу(2) появились серёжки золотые(3) чудесные(4) нерукотворные.

1) 1,2,3     2) 2,3,4     3) 3,4      4) 1,2,3,4

3. Старые зимовщики рассказывают о невероятном скоплении зайцев(1) по неизвестным причинам(2) теперь(3) почти исчезнувших(4) на берегах озера.

1) 1,3,4     2) 1      3) 3     4) 1,2,3,4

4. Иногда (1) тихо планируя(2) размахнув белые крылья(3) над каменной россыпью(4) бесшумно пролетает полярная сова.

1) 1,2,3     2) 1,2     3) 2,3     4) 2,3,4

5. Сопоставьте предложения и номер вопроса.

1) Мудрость приносят следующие три плода – дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать. (Демокрит)
2) Далеко-далеко на фоне зари летит, вероятно, куда-то ночевать стая диких уток.. (А.П.Чехов)
3) Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими крутым берегами, заросшими цепкой ежевикой. (К.Паустовский)
4) Спасибо, красота родная, за твой врачующий простор.
5) А Петр Петрович, по крайней мере, по многим признакам человек весьма почтенный (Ф.Достоевский)

1. Укажите предложения с обращениями.
2. Укажите номера предложений с однородными членами предложения.
3. Укажите номера предложений с вводными конструкциями.
4. Укажите номера предложений с обособленными определениями.
5. Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.

6. Общие выводы. Подведение итогов урока

– В каких случаях простое предложение считается осложнённым?
– Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.
– Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?
– Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?

7. Рефлексия   (9 слайд)

Учитель: Итак, наш урок подошел к концу. Мы достигли поставленных задач, повторили изученное об односоставных предложениях, вспомнили обособленные, однородные члены, вводные слова, поработали редакторами текста. Надеюсь, что вам понравилась наша коллективная работа.

8. Выставление оценок

9. Информация о домашнем задании:

1. Подготовить сообщение о простых осложненных предложениях.
2. Составить 8 осложненных предложений, объединенных темой патриотизма.