Сценарий внеклассного мероприятия «Вечер романса. Позвольте вас любить…»

Разделы: Литература, Музыка, Внеклассная работа, Классное руководство


Действующие лица:

  • Пушкин
  • Ведущие (1) и (2) - хозяева салона
  • Керн Анна Петровна Керн
  • Тютчев
  • Тургенев
  • Амалия – Амалия фон Лерхенфельд, возлюбленная Тютчева
  • Бакунина - Татьяна Бакунина, возлюбленная И. Тургенева

В центре стоит столик, за которым сидят ведущие; остальные персонажи свободно располагаются в креслах по обе стороны от кресла. Звучит романс “Глядя на луч пурпурного заката...”

ВЕДУЩИЙ (1): Его называют братом песни...

ВЕДУЩИЙ (2): Значит, песня – чья-то сестра. Как же это?

ВЕДУЩИЙ (1): А если есть брат и сестра, значит, у них есть и мать. Кто же она?..

ВЕДУЩИЙ (2): Музыка!

ВЕДУЩИЙ (1):

Стихия музыки – могучая стихия.
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие
Слезами наполняются при ней.

Она и невидна, и невесома,
И мы её в крови своей несем,
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде, растворена во всем.
(...)
Е.Винокуров

ВЕДУЩИЙ (2): Добрый вечер, уважаемые друзья. Сегодня нам хочется пригласить вас в мир высокого поэтического слова и яркой мелодии-- в мир русского романса.

ВЕДУЩИЙ (1): Удивительное это явление – русский романс... Услышишь, и в тебе все перевернется, охватит тебя невыразимой нежностью, печалью, любовью.

ВЕДУЩИЙ (2) : Он полон очарованья и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.

ВЕДУЩИЙ (1): У песни много причин быть спетой. У романса только одна-любовь.

ВЕДУЩИЙ (2): Особая нота, особая сила страсти, особые обстоятельства души.

Быть старомодной не боюсь,
Полна я грусти тривиальной,
Романс я помню наизусть,
Как доносил мне эту грусть
Твой голос странный и печальный.

(Звучит романс “Гори, гори, моя звезда...” (муз. П.Булахова, сл. В.Чуевского)).

ВЕДУЩИЙ (1): Родина романса — Испания. Именно там в средние века в творчестве странствующих поэтов-певцов (трубадуров) утвердился этот песенный жанр. Тогда он соединял в себе речитатив, напевное мелодическое начало и мимический танец. Свои песни трубадуры исполняли на родном романском (испанском) языке, отсюда и название песен—“романсы”.

ВЕДУЩИЙ(2): А в ХV!!! веке этот жанр обосновался в русском искусстве и явился миру загадочным феноменом русской культуры. Когда звучит русский романс, всегда есть повод говорить о судьбах, музах и творцах...

(Звучит романс “Я встретил вас...” на стихи Ф.Тютчева.)

ТЮТЧЕВ: В июне 1822 г. В Германию в русскую миссию прибыл молодой дипломат Ф.Тютчев. год назад он закончил Московский университет. Мюнхен принял Тютчева в свои объятия, окружил блеском придворных балов, изяществом музыкальных и литературных салонов. Новый, неведомый мир всецело и надолго захватил юную душу.

АМАЛИЯ: На одном из светских балов Тютчев встречает очаровательную Амалию фон Лерхенфельд—побочную дочь прусского короля Фридриха Вильгельма 3.

ТЮТЧЕВ: Амалия поразила Тютчева своей красотой, образованностью, глубиной чувств. Тютчев был околдован и очарован.

АМАЛИЯ: Трудно найти человека, которого любовь захватывала и потрясала в такой же степени, как Тютчева.

ТЮТЧЕВ:

(...)
Но для меня сей взор — благодеянье
Как жизни ключ, в душевной глубине
Твой взор живет и будет жить во мне,
Он нужен ей, как небо и дыханье.
(...)
Ф.Тютчев. К.Н.

ВЕДУЩИЙ(1): До нас дошли неясные сведения о драматических событиях начала 1825 года, когда Тютчев едва не оказался участником дуэли и должен был уехать из Мюнхена. Он отправился в отпуск. За время отсутствия Тютчева Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюденером, который тогда же стал первым секретарем русской миссии в Мюнхене.. он был на семь лет старше Тютчева и являл собою, конечно, гораздо более надежного супруга, чем Тютчев.

ВЕДУЩИЙ(2): В 1833 году Тютчев, давно уже женатый на другой, пишет одно из обаятельнейших своих стихотворений, которым отмечает десятую годовщину своей влюбленности в Амалию.

ТЮТЧЕВ:

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край,
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени шумел Дунай.
(...)
Ф.Тютчев “Я помню время золотое”

ВЕДУЩИЙ(1): Тютчев продолжает свою дипломатическую карьеру. Он уже дважды женат, отец большого семейства. В жизни его началась страшная череда потерь: мать, брат, четверо детей. Тютчев тяжело болен. Ему 67 лет.

ТЮТЧЕВ:

(...)
Жизнь, как подстреленная птица
Подняться хочет --и не может...
(...)
Ф.Тютчев “О, этот Юг, О, эта Ницца...”

АМАЛИЯ: И вдруг – новая встреча с Амалией, ей почти 60. Казалось бы, встретились два старых человека, все в прошлом, все поросло травой забвения. Но... как будто романтичный юноша встретил ту же девочку, которая когда -то бесконечно давно так потрясла его воображение и сердце.

ТЮТЧЕВ: “Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с моей дорогой Амалией, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В её лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй”.

ВЕДУЩИЙ(2): Если бы в 70-е годы 19 века проводился ,как в наши дни, конкурс “Лучшая песня года” , первое место занял бы романс “Я встретил Вас...”, написанный неизвестным композитором на стихи Федора Ивановича Тютчева.

(Звучит последний куплет романса “Я встретил Вас...” на стихи Ф.Тютчева)

ВЕДУЩИЙ(1): Юные и прекрасные девы, вечные спутницы вечных поэтов земли. Они всегда рядом; иногда чуть впереди. Они ведут своих избранников сквозь рокот и лязг жизни.

Верь в великую силу любви!..
Свято верь в её крест побеждающий,
В её свет, лучезарно спасающий
Мир, погрязший в грязи и крови.
Верь в великую силу любви!
С.Надсон “Верь в великую силу любви...”

ВЕДУЩИЙ (2): они могут быть умными и не очень, не всегда красивыми, но всегда незаменимыми. Как нет человека без тени, так нет поэта без его избранницы.

(Звучит романс “Белой акации гроздья душистые” (муз. Баснера, сл. М.Матусовского).)

ПУШКИН: В июльские дни 1825 года, находясь в Михайловской ссылке, Пушкин посетил соседнее имение Тригорское, где во второй раз встретил прекрасную женщину Анну Петровну Керн.

КЕРН: “Погода была чудесная, лунная июльская ночь дышала прохладой и ароматами полей. Мы ехали в двух экипажах: тетушка с сыном в одном; сестра, Пушкин и я –в другом. Ни прежде, ни после я не видела его так добродушно веселым и любезным”.

ВЕДУЩИЙ(1): После шестилетней разлуки эта неожиданная радостная встреча “во мраке заточенья” потрясла поэта. И вот глубокой ночью поэт сидит за своим столом. Перед ним – чистый лист бумаги, горящая свеча, камушек, о который споткнулась Анна Керн во время прогулки, и сорванный ею цветок... Гусиное перо бежит по белому листу — и рождаются незабываемые строки великого гимна любви.

ПУШКИН:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное видение,
Как гений чистой красоты...
(...)
А.С.Пушкин “Я помню чудное мгновенье...”

Ведущий (2): Много лет спустя другой русский гений — композитор Михаил Иванович Глинка – переложит это стихотворение на музыку. Свой романс он посвятит своей возлюбленной, которая — так судьбе было угодно! — окажется дочерью Анны Петровны Керн. Послушаем же этот романс.

(Звучит романс “Я помню чудное мгновенье...” М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина.)

ВЕДУЩИЙ(1): Одно их свойств романса—быть всегда правдивым, нести в себе радости и печали, страсть и горечь своих создателей. Это маленькая человеческая драма, рассказанная с подлинным вдохновением, страстным чувством.

Есть книга вечная любви.
Одни едва в ней несколько страниц перелистали,
Другие, все забыв, её читали,
Слезами полили слова.
Её читают много тысяч лет.
От строк её и мне покоя нет.
С.Щипачев “Есть книга вечная любви...”

(Звучит романс “А напоследок я скажу...” муз А.Петрова, сл.Б.Ахмадулиной)

ВЕДУЩИЙ(2): В 1841 году, вскоре после приезда в Москву, Иван Сергеевич Тургенев гостил в имении Бакуниных у своего друга, где он познакомился с Татьяной Бакуниной.

ВЕДУЩИЙ(1):  Белинский, приезжавший в те годы , восторгался Татьяной.

БАКУНИНА: “Что за чудное, за прекрасное создание Татьяна Александровна! Эти глаза, темно-голубые и глубокие, как море, этот взгляд внезапный, молниеносный, долгий, как вечность, это лицо кроткое, на котором ещё как будто не изгладились следы жарких молений к небу—нет обо все этом не должно говорить, не должно сметь говорить...”

ВЕДУЩИЙ(2): Приезд Ивана Сергеевича всколыхнул, взволновал Татьяну Бакунину, воскресив в ней смутные мечты и надежды.

ТУРГЕНЕВ: Поэт, философ, остроумный собеседник, близкий друг её брата, он сразу завладел воображением Татьяны Александровны. С первых же дней знакомства Тургенев звал её старшей сестрой, а затем стал называть своей музой.

ВЕДУЩИЙ(1): Роман с Бакуниной оставил заметный след в поэтическом творчестве молодого Тургенева. Сопоставляя отдельные строфы стихотворений Тургенева, посвященных Бакуниной, с соответствующими строками из его писем к ней, не трудно заметить, что стихотворения эти были как бы лирическим дневником.

БАКУНИНА: Роман Тургенева с Татьяной Бакуниной длился недолго. Уже весной 1842 года наметился разрыв их отношений.

ТУРГЕНЕВ: “Я хочу все забыть, все, исключая вашего взгляда,который я так живо, так ясно вижу...” — пишет Иван Сергеевич Тургенев Татьяне Бакуниной.

ВЕДУЩИЙ(2): Под впечатлением разрыва с ней написано стихотворение “В дороге”, известное нам теперь как романс “Утро туманное, утро седое...”

Звучит романс “Утро туманное” м (уз. Абаза, сл. И.С.Тургенева

ВЕДУЩИЙ(1): Как много прекрасных мгновений запечатлели романсы! И совсем неважно, сколько с тех пор прошло лет. Образы романса вечны. Видимо, потребность в нем все так же сильна, как желание любить. Глагол “любить”, которым рождено великое созвездие старинных романсов, остается живым и трепетным “нервом” романса.

Как любовь возникает? В улыбке?
В первом взгляде? В движении глаз?
Или знак есть невнятный и зыбкий,
О котором не сложен рассказ.

Или, может быть, просто так надо,
Чтобы ветер прибрежный гремел
В золотые часы листопада
Как простой, без раздумья пример?
В.Саянов “Как любовь возникает? В улыбке?...”

ВЕДУЩИЙ(2): Романс всегда современен. Каждое новое поколение как бы прочитывает его заново.

(Звучит романс “Калитка” А.Обухова)

ВЕДУЩИЙ(1):

Позвольте вас любить! Нет, это не возврат,
Не вспышка бурная мальчишеского пыла.
Не грешное меня стремленье охватило
Вам говорить о том, как чувства ум пьянят.
(...)
Мне просто хочется средь праздничного бала
Вас увести от всех, в тиши ночного зала
Беспечной болтовнёй молчанья лед разбить.
Увидеть, как Ваш взор весельем заискрится,
И, взяв Вас за руку, с толпою шумной слиться
Где легкий вальс царит...

ВСЕ хором:

Позвольте Вас любить!
Шарль Сент-Бёв

(Звучит романс “Не уходи, побудь со мною... “ муз. Н.Зубова, сл. М.Пойгина)

Литература

  1. Богословский Н. Тургенев 1961 г. “Жизнь замечательных дюдей”
  2. Гимн любви. М, 1991 г.
  3. Керн А.П. Воспоминания о Пушкине.  М. 1987г.
  4. Русская поэзия 20 век Антология. М. 1999 г.
  5. Тютчев Ф.И. Стихотворения. М. 1976.
  6. Старинные вальсы, романсы и песни. Л.1987г.
  7. Чагин Г.Г. Ф.И.Тютчев. М.1990г.