Деление обыкновенных дробей

Разделы: Математика


Тип урока: урок открытия нового знания

Цели деятельности педагога: познакомить с делением дроби на дробь; создать условия для развития умений использовать правило умножения дроби на дробь и сокращения дробей в практической деятельности.

Предметные: выводят правило деления дроби на дробь; выполняют деление обыкновенных дробей; решают задачи на нахождение S и a по формуле площади прямоугольника, объема.

Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, доброжелательное отношение к сверстникам; адекватно воспринимают оценку учителя; понимают причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

  • регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществляют поиск средства ее достижения;
  • познавательные: умеют передавать содержание в сжатом или развернутом виде;
  • коммуникативные: высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности - 1мин

Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дализвестный учёный Аль - Бируни: “Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит”. Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

2. Проверка готовности учащихся к уроку

3. Показатель выполнения психологической задачи учащихся: доброжелательный настрой, быстрое включение класса в деловой ритм.

II. Практическая деятельность учащихся - 5 мин

Быстрый счет – 1 мин(обязательная часть)

1)17*14=238

2) 16*18=288

3) 53*11=583

4)25*25= 625

5) 13*19=247

6)16*13=208

Устный счет – 4 мин

1. Сократитедроби: ,, , ,

2. Выполните действие:

а)

  • 1-=
  • 3 - 2=
  • 1-=

б)

  • * 3=
  • *=
  • *=
  • *с=

в)

  •  +=7(+2)=
  • (- 0,5) * 455=

III. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний-7мин

Фронтальный опрос учащихся по пройденному материалу взаимно обратные числа

- Какие числа называются взаимно обратными?

- Два числа, произведение которых равно единице, называются взаимно обратными числами.

- Какое число будет обратно натуральному числу ?

- Дробь числитель, которой =1, а знаменатель само натуральное число (П=1/п)

- Какое число будет обратное обыкновенной дроби?

- Числитель и знаменатель поменять местами а/в и в/а

- У всякого числа имеется обратное?

- Нет? Нуль не имеет обратного, потому что на нуль делить нельзя!

- Произведение двух взаимно обратных дробей может быть больше единицы?

- Нет.

- Почему? Можете ли вы мне ответить на этот вопрос дружно ?

- Да! Два числа, произведение которых равно единице, называются взаимно обратными числами.

- Назовите обратные следующим числам:

; 1 ;7; 1; 0,75

Ответ: ;;; 1;

2) Откройте тетради. Запишите дату и оставьте место для темы. А теперь я предлагаю вам решить следующие уравнения. Переходят к работе в парах. Работа в парах принимается ответ, только после согласования пары и пара приходит к единому мнению.Только когда пара будет готова отвечать я приму ваш ответ: (Знак готовности пары - поднятые руки сжатые вместе)

1) 3*х=12,6 Ответ: х=4,2

2) Х*0,5=2 Ответ: х=4

3)*х=2 ответ : х=4

- Трудности возникли при решении третьего уравнения? Как вы с ними справились?

- Перевели обыкновенную дробь в десятичную и получили уравнение под №2

- Осталось решить уравнение под №4.Найдите корень данного уравнения.

4) *х=1

- Ответ корня уравнения х=5

- Какие знания вам помогли решить?

- Произведение взаимно обратных чисел=1. Мы вспомнили, что это правило взаимно обратных чисел.

- Рассмотрите следующие уравнение и решите его: *х=

а) Новое знание (понятие) (применяют известный способ нахождения неизвестного множителя, но для действия с обыкновенными дробями)

б) пробное действие (пытаются решать )

- Что является неизвестным в данном уравнении?

- Неизвестный множитель. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение поделить на известный множитель

Проделывают работу по известному правилу Х=2/7:1/3

в) фиксация затруднения

- Вы можете решить данное уравнение?

- Я не могу выполнить это задание, потому что у нас нет правила по которому могли решить это уравнение.

- В чем ваше затруднение? Вы же решили все предыдущие уравнения успешно! А это....

- Мы не можем найти корень уравнения?

г) причина затруднения

- Что остановило нашу работу?

- Мы не умеем делить обыкновенные дроби

д) формулировка цели деятельности

- Возникла проблема: мы не знаем правило деления обыкновенных дробей

Проблемная ситуация, которая подводит нас к цели нашего урока

Ученики

Цель урока: Правило деления обыкновенных дробей

IV. Этап усвоения новых знаний - 10 минут (фиксация нового знания)

Запишите тему урока: Деление обыкновенных дробей

- Можете ли вы предложить способ решения нашей возникшей проблемы? (целепологание)

Ученики предлагают различные варианты ответов.

- Откройте учебник на странице 97, прочитайте правило деления дробей по учебнику. Также прочитайте текст на стр.98 в рубрике “Говори правильно”.

Учащиеся первого варианта рассказывают это правило учащимся второго варианта.

- А теперь решаем последнее уравнение. Кто его решил?

1) Как решили уравнение? Применили правило деления дробей.

2) На какое действие заменили деление?

3) Что изменилось? Что не изменилось?

4) 1/3 и 3. Как называются эти числа?

- Сформулируйте правило деления обыкновенных дробей.

- Чтобы разделить обыкновенную дробь на обыкновенную нужно, делимое умножить на дробь обратную делителю

Физминутка

V. Этап закрепления новых знаний - 9 минут

С.98 Решить № 596(а-д)

а) 21/40

б) 4/15

в) 7/5=1 2/5,

г) 9/20,

д) 15/9=1 2/3

Решение представляют у доски проговаривая правило с полными комментариями в решении.После проделанной работы учитель останавливает их от решения и предлагает ответить на вопрос.

- А в делении могут быть опасности? или ловушки?

- На нуль делить нельзя!

Работа над задачей. С.98 № 600

Ответ:кг- масса 1 дм3; 2 дм3- объем 1 кг соснового бруска

- Вы работали по нашему открытию "Правило деления обыкновенных дробей". В работе вы встречались не только с обыкновенными дробями, но и с натуральными числами, смешанными дробями. И вы справились. В чем ваш успех?

- Потому что обратные числа есть у всех чисел, кроме нуля.Это правило подходит и для решения натуральных и смешанных дробей.

VI. Этап проверки новых знаний - 6 минут

Предлагаю вам решить самостоятельную работу, по найденному нами способу деления обыкновенных дробей:

1) :=

2) :=

3) 4:=6

4) :

5) В:=

Один ученик решает у доски, а затем показывает свое решение. А ученики меняются тетрадями с соседом. Проверяют самостоятельную работу, ключ ответов написан на доске.

Один верный пример принесет вам 1балл

Верных ответов Отметка
5 5
4 4
3 3

VII. Этап информации о домашнем задании - 1 минута

Откройте дневники и запишите домашнюю работу: п. 17(стр. 99-100) учить правило. №633(а-е), №637(стр.105). Откройте книги на этой странице и посмотрите задание. Кому, что не понятно? Если есть вопросы, задавайте или можно подойти к учителю на перемене.

VIII.Этап рефлексии и итога урока - 1 минута

- Что нового мы узнали на уроке?

- Мы нашли способ деления обыкновенных дробей.

- Цель нашего урока достигнута?

- Да. Мы нашли способ решения нашей проблемы сами и наше открытие подтвердилось .

- Сформулируйте открытие вместе (проговаривают хором правило)

- Чтобы разделить обыкновенную дробь на обыкновенную, нужно делимое умножить на дробь обратную делителю.

В древности на Руси говорили: “Умножение - мучение, а деление – беда” А мы сегодня весь урок доказывали обратное. Поднимите руку, кто согласен со мною. Спасибо за урок!

Использованная учебно-методическая литература.

  1. Математика.6 класс: учебник для общеобр. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. М.: Мнемозина, 2012.
  2. Поурочные разработки по математике. 6 класс-Выговская В.В.-М:ВАКО, 2014
  3. Сайт ИД “Первое сентября”