Младшие школьники – старшеклассникам

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Проект «Младшие школьники старшеклассникам» был начат в нашей школе в 2012 году. Толчком к его созданию послужили дополнительные занятия, проводимые в начальной школе, – «Театральная студия на английском языке «Глобус», участниками которой являлись учащиеся 2-4 классов. Мы решили полностью изменить формат проводимых занятий. Исходя из новых требований ФГОС и необходимости развивать у обучающихся не только предметные, но и метапредметные навыки, возникла идея о проведении занятий, на которых ребята работали бы над созданием и проведением творческих уроков для себя, своих одноклассников, а главное – старшеклассников. Последнее как раз и стало отличительной чертой наших занятий.

Подготовка и проведение обучающимися младших классов занятий для старшеклассников по-прежнему является главным инструментом для повышения мотивации ребят к изучению английского языка. У младших школьников, посещавших занятия театральной студии, не было проблем с использованием английского языка в общении между собой, поскольку все они владели языком примерно на одном уровне. А вот в общении с учителями и старшеклассниками существовал языковой барьер. Учащиеся начальной школы боялись оказаться непонятыми и не суметь понять собеседника, чей уровень владения английским языком был выше их. Поэтому мы решили организовывать работу театральной студии таким образом, чтобы продемонстрировать учащимся обеих ступеней школы – и младшей, и старшей – возможности применения языковых знаний на практике. Это позволяло укрепить навыки автоматического использования речевых конструкций и интонационных моделей современного английского языка.

И для учащихся начальной школы, и для старшеклассников подобный формат заданий стал новинкой. Практически все задания и объяснения материала во время занятий и творческих уроков ведутся на английском языке, поэтому учащиеся на собственном опыте учатся достигать поставленной коммуникативной задачи минимумом лексических средств, а старшеклассники – строить свои вопросы и ответы, соотнося их с возрастом и уровнем знаний своих младших собеседников.

В ходе подготовки и проведения подобных занятий раскрываются личные качества учащихся младшей школы. Это развивает организаторские и творческие способности ребят, взаимопомощь и умение договариваться. Развиваются также регулятивные УУД: под руководством учителя учащиеся учились целеполаганию и планированию. Для учащихся старшей школы подобные занятия являются, с одной стороны, возможностью отдохнуть от больших нагрузок и сложного материала, проходимого на уроках, а с другой стороны, – освежить тот лексический и грамматический материал, что они изучали ранее.

Обучающими задачами, достигаемыми в ходе реализации данного проекта, являются: дальнейшее развитие навыков говорения, усвоение новых лексических единиц, преодоление языкового барьера как учащимися начальной школы, так и старшеклассников. Воспитательными задачи являются воспитание уважительного отношения к традициям и культуре англоговорящих стран, построение позитивного общения между старшими и младшими учениками школы, преодоление психологического барьера в общении учащихся разных возрастов. К достигаемым развивающим задачам мы относим развитие навыков творчества и самостоятельной работы, развитие познавательных способностей детей.

Актуальность данного проекта не вызывает сомнений. Современные условия жизни требуют от людей, изучающих английский язык, высоких навыков общения: построение диалогов с носителями языка и другими людьми, изучающими язык, возможность произнести грамотно составленный монолог на заданную тему, при необходимости задать вопросы по интересующей теме и ответить на заданные вопросы. Подобные умения необходимо тренировать на практике, что и позволяют сделать занятия и мероприятия, проводимые в рамках проекта «Младшие школьники старшеклассникам». В ходе реализации этого проекта также устанавливается преемственность между разными ступенями школы, что позволяет самим обучающимися при переходе с одной ступени на другую, чувствовать себя более комфортно, уверенно в своих силах и навыках, которыми они обладают.

Как было сказано выше, в рамках нашего проекта мы устраиваем и организуем самые разнообразные мероприятия, которые, по сути, являются формами контроля. Из уже проведённых мероприятий можно отметить следующие:

  • «Творческий вечер С.Я. Маршака» (инсценировка стихотворения "This is the house that Jack built...", участие в конкурсах),
  • Рождественские песнопения (проведение мероприятия, исполнение песен на английском языке),
  • «В Рождественском лесу» (урок-квест для 10 класса),
  • «Хэллоуин» (викторина для 4-х классов),
  • Урок для 11-го класса по стихотворению «Tom Bombadil») Дж.Р.Р. Толкина,
  • «Международный день почты» (обучение одноклассников правилам написания письма на английском языке).

С переходом участников в среднюю школу стало очевидным, что данные занятия помогли бывшим младшим школьникам адаптироваться в новой обстановке. А с ведением в одном из 5-х классов дополнительного часа английского языка и страноведения появились новые возможности продолжения и развития проекта. Таким образом, в 2014-2015 учебном году было проведено самое масштабное на данный момент в рамках проекта «Младшие школьники – старшеклассникам» мероприятие: «Around the World in 60 minutes». Это было мероприятие, в котором приняли участие учащиеся всей параллели 5-х классов. Организаторами являлись 5 «Б» класс, в учебную программу которого и был добавлен предмет страноведение. Важно отметить, что, как и во всех раннее проведённых творческих уроках и мероприятиях, учащиеся вначале участвовали в разработке и планировании мероприятия, а затем в его проведении, являясь его ведущими. Роль учителя свелась к консультации учащихся, помощи в разработке сценария мероприятия, проведении репетиций, помощи в преодолении возникавших трудностей и организации обсуждения прошедшего мероприятия сразу после его завершения. Таким образом, учащиеся, во-первых, были вовлечены во все этапы подготовки и проведения мероприятия, а во-вторых, применяли свои организаторские и языковые навыки, накопленные за курс начальной школы.

Источники информации:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, - под ред. Сафроновой И.А., - Просвещение, 2014.
  2. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс, - Соловова Е.Н., - АСТ, Астрель, 2008.
  3. The TKT Course Modules 1, 2 and 3, - M. Spratt, А. Pulverness, M. Williams, - Cambridge University Press, 2012.