Урок литературы на тему "Яркие созвездия поэзии Серебряного века". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель: дать определение понятиям «Серебряный век», «символизм», «акмеизм», «футуризм»; показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века; развивать интерес учащихся к литературе.

Методический приём: лекция с элементами беседы.

Оборудование: портреты поэтов Серебряного века (А. Ахматовой, М. Цветаевой, И. Бунина, О. Мандельштама, Б. Пастернака, М. Волошина, К. Бальмонта, Н. Гумилёва, И. Анненского, И. Северянина); сборники стихов; Презентация (Приложение).

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о периоде расцвета русской поэзии в начале 20 века, характеризующемся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедующих новую эстетику. Речь пойдет о поэзии Серебряного века. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления на свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век русской поэзии» (1933). Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком», веком Пушкина, Толстого, Тургенева. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX—XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.
Давайте обратимся к блестящим поэтам Серебряного века (слайд № 2).

Начнём мы наш разговор с поэтов-символистов. Перед вами будет стоять следующий вопрос: «Что объединяет поэтов этого направления?»
Впрочем, на этот вопрос вы должны будете ответить, знакомясь и с творчеством поэтов других литературных направлений.

Поэты символисты (слайды 3-23).

Слово учителя:  Символизм – одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже 19-20 веков. Началом русского символизма считается момент, когда Мережковский опубликовал свою статью «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе», прочитанную им в Петербурге в декабре 1892.

– Ребята, давайте обратимся к эпиграфу и постараемся понять его смысл:

«Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами,
Только отблеск, только тени
От незримого очами?»  (В. Соловьев)

Общее, к чему должны прийти учащиеся: поэты-символисты пытаются понять то, что скрыто от глаз интуитивно.

Знакомство с биографией поэтов, их творчеством, чтение стихов, аналитическая беседа.

– Ребята, мы с вами поговорили о поэтах-символистах и прочитали их стихотворения. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что же объединяет поэтов этого направления?»

Вывод: Наряду с индивидуальным взглядом на мир, в творчестве поэтов прослеживается общее: музыкальность, легкость слога, отношение к слову, как к шифру, использование иносказания, стремление создать картину идеального мира.

Поэты акмеисты (слайды 24-42)

Слово учителя: Акмеизм – одно из модернистских течений в поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов», в 1912-1913 гг. издавали журнал «Гиперборей». Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в 1913 году в № 1 журнала «Аполлон» (литературном органе группы в период ее расцвета), издававшемся под редакцией С. Маковского.

– Ребята, давайте обратимся к эпиграфу и постараемся понять его смысл:

Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он.
И вот Адаму он поручен,
Изобретателю имен.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн и ветхой мглы —
Вот подвиг первый. Подвиг новый —
Всему живому петь хвалы. (С. Городецкий «Адам»)

Общее, к чему должны прийти учащиеся: всё в поэзии должно быть ясно, точно, конкретно.

  1. Знакомство с биографией, творчеством поэтов, чтение стихов, аналитическая беседа.
  2. Ребята, мы с вами поговорили о поэтах-акмеистах и прочитали их стихотворения. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что же объединяет поэтов этого направления?»

Вывод: Наряду с индивидуальным взглядом на мир, в творчестве поэтов прослеживается общее: возвращение поэзии ясности, отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, предметность и чёткость образов.

Поэты футуристы (слайды 43-57).

Слово учителя: Футуризм –  литературное направление начала XX в., характеризующееся демонстративным разрывом с традиционной культурой и классическим наследием. Эстетические и идеологические установки футуристов были отражены в манифесте «Пощёчина общественному вкусу» (1912 г.).

– Ребята, давайте обратимся к эпиграфу и постараемся понять его смысл:

«Эгополонез»

Живи, Живое! Под солнца бубны 
Смелее, люди, в свой полонез! 
Как плодоносны, как златотрубны 
Снопы ржаные моих поэз.
В них водопадит Любовь и Нега, 
И Наслажденье, и Красота! 
Все жертвы мира во имя Эго! 
Живи, Живое! – поют уста.
Во всей вселенной нас только двое, 
И эти двое – всегда одно: 
Я и Желанье! Живи, Живое! 
Тебе бессмертье предрешено! (И. Северянин)

Общее, к чему должны прийти учащиеся: игра со словом, внимание к самому себе.

  1.  Знакомство с биографией, творчеством поэтов, чтение стихов и их анализ.

 

  1.  Ребята, мы с вами поговорили о поэтах-футуристах и прочитали их стихотворения. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что всё же объединяет поэтов этого направления?»

Вывод: Наряду с индивидуальным взглядом на мир, в творчестве поэтов прослеживается общее: отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее, экспериментаторство в области ритмики, рифмы; пафос эпатажа.

Заключительное слово учителя: Ребята, мы с вами рассмотрели творчество поэтов разных литературных направлений: символизма, акмеизма, футуризма. Как вы уже поняли, все поэты стремились выразить настроение, нерв, музыку эпохи. Именно это объединило их в яркие созвездия поэзии Серебряного века. Думаю, вы согласитесь с этим.

Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение понравившегося вам поэта.

 Литература:

  1. Литература. 11класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Авторы-составители: В. А. Чалмаев, С. А. Зинин. – 10-е изд. – М.: «Русское слово», 2011 г.

Ресурсы сети Internet:

  1. http://literatura5.narod.ru
  2. http://web.zone.ee
  3. http://dic.academic.ru
  4. https://ru.wikipedia.org
  5. http://free.megacampus.ru