Проект оздоровительной работы по программе М.Л.Лазарева "Здравствуй". Сказка "Воздушный волшебник" (2-й год обучения)

Разделы: Работа с дошкольниками


Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития. Порадоксально, но постепенно человек утрачивает способность правильно дышать, его газообмен нарушается, в кровь поступает меньше кислорода, что приводит  к дисбалансу в организме.

Задача взрослых – всячески стараться сохранить у ребенка врожденную способность к правильному дыханию.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Цель: Обучение ребенка правильному дыханию и улучшение дыхательных функций ребенка.

Задачи:

  • Воспитательные:
    • воспитание потребности в здоровом образе жизни, выработка привычки к соблюдению режима, осознанно подходить к своему питанию;
    • воспитание  физических качеств,  необходимых для полноценного  развития личности;
    • воспитание  желания общаться  на татарском языке,  уважительного отношения  к культуре родного края, создание  положительной  основы  для воспитания патриотических чувств.
  • Развивающие:
    • развитие основных физических качеств ребенка: скорости, силы, выносливости, реакции, координации, прыгучести, гибкости;
    • расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире;
    • развивать интерес к изучению татарского языка, способствовать пониманию речи и желанию говорить и общаться на  разных языках.
  • Обучающие:
    • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
    • создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; развитие самостоятельности в организации народных (татарских) игр;
    • формирование навыков ухода за телом, целостные представления о себе как о члене семьи,  негативного отношения к вредным привычкам;
    • обучать детей правильному произношению слов на татарском языке.

Оздоровительные:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, музыки, дыхательной, вокально-речевой гимнастики, массажа, закаливания.

Задачи работы с родителями

  • Выявление запросов родителей, их педагогической грамотности в вопросах оздоровления детей в семье (анкетирование, тестирование).
  • Формирование практических навыков в воспитании здорового ребенка в семье (беседы, опросы, наблюдения, родительские собрание).
  • Установление эмоционального контакт между родителями, детьми и воспитателями (современные праздники, развлечения, игры здоровья, Здравиады).

Срок реализации проекта – 2015-2016 учебный год.

Разработка проекта

Довести до участников проекта важность данной проблемы. Участие в программе всех сотрудников детского учреждения, их взаимодействие, обучение.
– Привлечение к участию в программе родителей, учет их мнения.
– Составление расписания оздоровительных занятий и их сочетание с другими занятиями.
– Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в группе.
– Приобретение оборудования для проведения занятий, изготовление муляжей, кукол по темам занятий.
– Организация режима двигательной активности.

Описание проекта

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.

В связи с этим в детском саду открыли группу, работающую по оздоровительно-развивающей программе «Здравствуй!» М.Л.Лазарева.   В программу курса входят не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности. При этом содержание курса,  включающее в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности  физического, психологического и личностного роста
детей. У ребенка-дошкольника формируется позиция признания ценности здоровья, расширяется кругозор ребенка, развивается как физически, так и эстетически. особую роль в программе играет музыка, которая является интегральной основой всего курса, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка.

Схема реализации опыта работы по направлениям развития

Направления развития

Виды игр в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Социально-коммуникативное

Праздники здоровья «Здравиады». Дидактические,  настольно – печатные игры, игры на сближение, социальное взаимодействие. Повторение слов на татарском языке. Просмотр аудио и видеоматериалов по учебно-методическому комплекту.

 Речевое

Сочинение сказок, разучивание стихотворений, речевая гимнастика, речевые игры, игры со словом. Речевые игры на закрепление произношения слов на татарском языке.

Познавательное

Знакомство с оздоровительно-развивающими  сказками, юными учителями здоровья по программе М.Л.Лазарева «Здравствуй!».

Художественно-эстетическое

Музыкально-оздоровительные занятия, цветоинтонационная, мимическая гимнастика, художественный урок здоровья (рисование, лепка, аппликация). Прослушивание и исполнение песен по  учебно-методическому комплекту.

Выполнение краткосрочного проекта по оздоровительно-развивающей программе «Здравствуй!»
Срок реализации проекта 2015-2016 учебный год

                                                         
Раздел программы

Формы и методы работы

I блок
Познавательная деятельность – Оздоровительные уроки.

I. «Космический совет». Рада.
Цель:
1. Познакомить детей с новым сказочным героем программы.
2. Обучить детей ролевому разыгрыванию сказок о здоровье. Экологически подкрепить полученные оздоровительные навыки.
3. Познакомить детей с явлениями природы (в сентябре).

II. “Огник и Фырка» Огник – юный спортсмен.
Цель:
1. Научить детей правильно дышать во время физических нагрузок.
2. Познакомить детей  с дыхательным качеством – скорость. Освоить технику ритмичного дыхания.
3. Обучить приемам тренировки  вестибулярного аппарата.
4. Познакомить детей с явлениями  природы (в октябре)

III. “Орси и Фырка». Орси – юный психолог
Цель: 
1. Объяснить детям значение семьи в жизни человека.
2. Познакомить детей с двигательным качеством силой.
3. Освоить технику силового дыхания.
4. Познакомить детей с явлением природы (в ноябре).

IV.  Яник и Фырка. Яник – ученый
Цель:
1. Познакомить детей с гостями тела и рефлексогенными точками.
2. Познакомить детей с двигательным качеством – реакцией.
3. Освоить технику дренажного дыхания.
4. Познакомить детей с явлениями природы (в декабре).

V. “Ростик и Фырка». Ростик – диетолог.
Цель:
1. Познакомить детей с полезными и не очень полезными продуктами питания.
2. Познакомить детей с двигательным качеством –гибкостью.
3. Освоить технику полного дыхания.
4. Познакомить детей с явлениями природы (в январе).

VI. «Йоник и Фырка». Йоник – медик.
Цель:
1. Продолжить знакомство с функцией дыхания (дыхательный объем легких).
2. Познакомить детей с двигательным качеством – прыгучестью.
3. Освоить технику парадоксального дыхания.
4. Продолжить знакомство с явлениями  дыхательной выносливостью и общей выносливости организма.
5. Ознакомить детей с явлениями природы (в феврале).

VII. «Капелия и Фырка».Капелия – эколог.
Цель:
1. Воспитывать у детей положительное и эмоциональное отношение к плаванию и купанию.
2. Познакомить детей с двигательным качеством – выносливостью.
3. Освоить технику гипоксического дыхания.
4. Познакомить детей с явлениями природы (в марте).

VIII.  «Вита и Фырка» Вита – музыкант.
Цель:
1. Продолжить знакомство со звуками речи и буквами алфавита.
2. Познакомить детей с двигательным качеством – координацией.
3. Освоить технику дыхательной вибрации (звуковое дыхание).
4. Познакомить детей с явлениями природы (в апреле).

IX.  “Моя диагностика»
Цель:
1. Провести соревнования и заключительную диагностику в игровой форме.
2. Учить детей проявлять способности в каком-либо виде деятельности.
3. Познакомить детей с явлениями природы (в мае).

II блок
Музыкальная деятельность.
Игры здоровья – Здравиады.

 

 

 

 

 

 

I. «Первичная диагностика». Осенняя Здравиада!
Цель:
1. Формирование у детей мотивации и навыков здорового образа жизни.
2. Создание условий для системного оздоровления детей.
3. Повышение физиологических резервов организма детей.
4. Раскрепощение детей, повышение эмоционального настроя и радостного настроения.

II. “Волшебство веселых движений – Огник»
Цель:
1. Научить детей правильно дышать во время физических нагрузок.
2. Обучать детей быстрым движениям.
3. Освоить технику ритмичного дыхания.
4. Провести тренировку вестибулярного аппарата.

III. «Волшебство дружной семьи – Орси”
Цель:
1. Объяснить детям значение семьи в жизни человека.
2. Продолжить знакомство с двигательным качеством – силой.
3.Освоить технику силового дыхания.
4. Познакомить детей с игрой «Армреслинг».

IV. “Волшебство зеркальца – Яник»
Цель:
1. Познакомить детей с частями тела и рефлексогенными точками.
2. Продолжить знакомство с двигательным качеством-реакцией.
3. Освоить технику дренажного дыхания.
4. Познакомить детей с игрой «Блоу».

V. “Волшебство здоровой еды – Ростик»
Цель:
1. Познакомить детей с полезными и не очень полезными продуктами питания.
2. Продолжить знакомство с двигательным качеством – гибкость.
3. Освоить технику полного дыхания.
4. Познакомить детей с явлением  «Дыхательная выносливость»

VI.  “Волшебство чудо носика – Йоник»
Цель:
1.Приобрести навыки надувания воздушных шариков.
2. Продолжить знакомство с двигательным качеством – прыгучесть.
3. Освоить технику парадоксального дыхания.
4. Продолжить знакомство с функцией дыхания – дыхательный объем легких.

VII. «Волшебство воды и мыла – Капелия»
Цель:
1. Воспитывать у детей положительное и эмоциональное отношение к плаванию и купанию.
2. Продолжить знакомство с двигательным качеством – выносливость.
3. Освоить технику – гипоксического дыхания.
4. Научить детей задерживать дыхание.

VIII.  “Волшебство целебных звуков – Вита»
Цель:
1. Продолжить знакомство со звуками речи, и буквами алфавита.
2. Продолжить знакомство с двигательным качеством – координацией.
3. Освоить технику звукового дыхания.
4. Познакомить детей со значением  слова «дикция».

IX. “Весенняя Здравиада»
Цель:
1. Формировать у детей  мотивацию навыков здорового образа жизни.
2. Повышать физиологические резервы организма детей.
3. Провести заключительную диагностику в игровой форме.
4. Учить детей проявлять способности в каком-либо виде деятельности.

III блок
Художественно-продуктивная деятельность

 

 

 

 

 

Рисование.
Цель:
1. Подготовить пособия связанные с образами сказки «Воздушный волшебник» по программе «Здравствуй!».
2. Вызвать интерес к иллюстрированию сказок доступными изобразительно-выразительными средствами.
3. Учить составлять сюжет рисунка, развивать композиционные умения, выделять главное цветом, расположением на листе бумаги.
4. Развивать у детей индивидуальность, художественно-творческие способности.

Рада – (радуга-дуга).  
Белая песенка.  Гимн сентябрю. Лика – Дитя-Звезда.
Красная песенка. Гимн октябрю.
Оранжевая песенка. Гимн ноябрю.
Желтая песенка. Гимн декабрю.
Зеленая песенка. Гимн январю.
Голубая песенка.  Гимн февралю.
Синяя песенка. Гимн марту.
Фиолетовая песенка. Гимн апрелю. Гимн маю. Здравствуй лето.
Работа в тетрадях воздушный волшебник.

Лепка.
Цель:
1. Активизировать умения варьировать разные художественные материалы, техники и приемы работы с целью создания выразительного образа.
2.Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений пластическими средствами в лепках, поделках и композициях.
3. Развивать способности к формообразованию и сюжетно сложению.
 Парящая птица. Хоровод. Слон. Джунгли. Я люблю фрукты и овощи. Змея. Кузнечик.  Конь-огонь. Мои любимые животные.

 

 

Аппликация.
Цель:
1. Совершенствовать аппликативную технику – составлять аппликативную композицию из отдельных элементов, стараясь передать особенности силуэта.
2. Свободно варьировать разными приемами работы с бумагой в соответствии с замыслом.
3. Поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность в поиске  средств художественно-образной выразительности.
Белая волна. Паровоз. Осень.  Веселые друзья. Котята и бабочки.  Лодочка. Воздушный шар. Рыбки плавают в аквариуме. Зимушка зима.
Дружный оркестр. Весна-красна.

IV блок
Игровая деятельность

Игры по программе “Здравствуй!»
Цель:
1. Акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма.
2. Улучшение функций зрительного и слухового анализатора.
3. Развить у детей 7 двигательных качеств: координацию, реакцию, гибкость, прыгучесть, скорость, силу, выносливость.
4. Учить детей владеть своим телом, сохраняя правильную осанку.

1. Море волнуется раз.
2. «Отгадай животное».
3.«Лисы и зайцы».                       12. «Ловцы …»
4.«Дышит паровоз»                     13. «Поймай зайчик»
5.«Веселая прогулка»                  14. «Лужа»
6.«Хобот»                                    15. «Кто дальше»
7.«Знай, свое тело»                     16. «Собери урожай»
8.«Котенок ловит мяч»                17. «Самолет»
9.«Горячий пол»                          18. «Лошадки»
10.«Блоу»                                    19. «Шар надуваем»
11.«Сухой бассейн»

Пальчиковые игры.
Цель:
1. Развивать у детей мелкую моторику и координацию движений.
2. Активизировать речевые навыки, память мышления.
3. Пробудить творческое воображение и внимание.
 Семья. Гномики. Разноцветная лужайка. «Весна». «Осень». «Зима».
«Колобок». «Приглашение».

Сюжетно-ролевые игры
Цель:
1. Развивать  умение слушать друга по игре.
2. Развивать бережное отношение к людям, умение учитывать интересы других.
3. Развивать творческое воображение и непосредственность в общении.
«Травма», «Обжора и Ростик», «Вредные и полезные продукты», «Тихий голос», «Шумовой оркестр»
Дидактические игры
Цель:
1. Закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
2. Развивать логическое мышление.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему и своему здоровью, к своему организму дорого человека.
«Цветные нотки», «Ковер самолет», «Если я сделаю так», «Что ты знаешь о…», «Подбери пару», «Мой выбор»

V блок
Работа с родителями

Информационно-аналитическое сотрудничество.
Проведение опросов, анкетирование тестирование.
Познавательное сотрудничество
1. Родительское собрание «Поход по стране Здоровья»;
2. Круглый стол с родителями «Дыхательная гимнастика: как правильно ее делать»;
3. Встреча с медицинскими работниками детского сада «Защита органов дыхания от простуды».
4. Встреча с участковым педиатром «Как правильно подготовить ребенка к школе»

Наглядно-информационное сотрудничество
1. Памятка для родителей.
«В мире графических фантазий»
«Бережем своё здоровье»
«Восточная гимнастика»
2. Рекомендации родителям:
«Будущим первоклассникам»
«О речевом дыхании детей».
3. Оформление папки-передвижки: «Грипп и его профилактика», «Как знакомить ребенка с историей семьи», «Семь НЕ».
4. Оформление альбомов: «Семейный альбом», «Путешествие в музей»
5. Выпуск газеты «Крепыши».
6. Работа по диагностике детей в рабочей тетради «Воздушный волшебник»
Досуговое сотрудничество
1. Участие в празднике «День матери».
2.Участие пап в празднике «Папы разные нужны»
3. Участие в семейных спортивных праздниках «Папа, мама, я – спортивная семья».
4. Участие в детских играх здоровья – «Здравиада!»

IV блок
Ознакомление с художественной литературой

Цель:
1. Учить детей понимать жанровые особенности сказок.
2. Учить оценивать поступки героев, анализировать, иметь свое мнение о прочитанном.
1. Книга сказок «Воздушный волшебник».
2. Серия книг «Добрый ребенок».
3. А.Барто «Я расту», «Мы с Тамарой санитары».
4. С.Михалков «Прививка», «Не спать», «Чудесные таблетки», «Грипп», «Тридцать шесть и пять».

3. Развивающая предметная среда в детском саду

1. Для реализации программы «Здравствуй!» в детском саду созданы все условия. Открыт физкультурный зал, музыкальный зал, зал для ритмических занятий, изостудия, логопункты, кабинет психолога. Работает сауна, физиокабинет, галокомплекс, «солевая шахта».
2. В процессе работы по курсу «Здравствуй!» в детском саду совместно с воспитателями и родителями изготовлены игровые пособия, куклы, которые используются в процессе общения. В группе оборудованы: центр спорта, музыкальный центр, центр художественно-эстетического труда, открыт мини музей воздуха. Имеются атрибуты для подвижных игр, дидактическое  оборудование для дыхательных упражнений, массажные коврики, нетрадиционное оборудование, дорожка здоровья. Имеются дидактические, настольные игры, альбомы, много художественной литературы.
3. В методическом кабинете имеется обобщенный опыт работы по оздоровительной работе, материал  дидактических игр сделанный руками воспитателей, наборы плакатов, дидактические и настольные печатные игры.

Ожидаемые результаты

– Осознание взрослыми и детьми понятия здоровье и влияние образа жизни на состояние здоровья.
– Снижение заболеваемости.
– Повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств в динамике).
–  Успешное развитие основных психических процессов (по тестированию психолога).
– Стабильность  функциональных показателей организма во всех сезонных периодах.
– Использование полученных знаний и сформированных умений в повседневной жизни.

Критерии оценки эффективности проекта

– Построение педагогического процесса с учетом результатов диагностики.
– Взаимосвязь с семьей по вопросам формирования здорового образа жизни.
– Интеграция современных научных и педагогических знаний основанных на опыте и практических рекомендациях.
– Снижение уровня заболеваемости.

4. Перспективы дальнейшего развития проекта.

Дальнейшая реализация программы «здравствуй!» предполагает:

– Сотрудничество с автором программы, научными организациями.
– Активное внедрение инноваций.
– Ориентация на ребенка, на его потребности, возможности и способности.
– Приобретение современных игрушек и оборудования.
– Распространение опыта оздоровительной работы, подготовка статей.
– Разработки памяток для родителей  по воспитанию здорового ребенка.

Литература:

[1]. М.Л. Лазарев «Воздушный волшебник», Книга сказок, Часть 2, Мнемозина, 2006 год
[2]. М. Л. Лазарев Книга песен, 2006 год.