Урок русского языка на тему "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

  • познакомить с обобщающими словами;
  • отрабатывать умение находить обобщающие слова при однородных членах;
  • формировать умения:
    • правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах,
    • составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах,

Оборудование: таблица «Обобщающие слова при однородных членах предложения», запись на доске.

Эпиграф: Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А.И.Куприн)

ХОД УРОКА

I. Объявление темы и цели урока

II. Опрос

1. Орфографическая пятиминутка

Никто не верит в этот проект, это не что иное, как трясина, во что бы то ни стало, ни к кому не обращался, не подумав о предстоящих преобразованиях, не встретил его впоследствии, изнемогающий от жары, ни от кого не хотел зависеть

– Какие орфограммы встретились?
– Допишите диктант двумя своими примерами с этими же орфограммами.

2. Синтаксический разбор предложения (у  доски 1 ученик):

Хранить дружество с соседями, помогать ближним и защищать угнетенных издавна было священным обычаем россиян. (Ф.Глинка)

– Указать однородные члены предложения.
– Эпиграфом  к уроку  я  взяла  слова  известного писателя  А.И Куприна: (на  экране)

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

– Найдите однородные члены предложения, подчеркните их

III. Новый материал

1. Слово учителя

– Вспомните, какие члены предложения называются однородными? Приведите примеры.
Из курса русского языка  вы знаете, что при однородных членах в предложении мо­гут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и одно­родные члены. Обобщающее слово заключает в себе родовое понятие (более общее, а одно­родные члены – видовое, например: реки: Волга, Обь, Дунай; художники: Рафаэль, Левитан, Репин). Обобщающими словами могут быть и словосочетания (Гипербола, метафора, олице­творение – изобразительно-выразительные средства языка.).

2. Наблюдения

Безмолвие царствовало везде: в поле, в роще, над рекой

Назовите однородные члены предложения
– Каким членом предложения они являются?
– Каким одним словом можно заменить однородные члены?
– Что произойдет с предложением, если мы обобщающее слово поставим в начало предложения, после однородных членов?
– Читаем правило и делаем выводы (стр. 125)

3. Работа с учебником

Упр.266

1) Найдите обобщающие слова, определите его место в предложении
2) Начертите схемы предложений

– Заметьте! На обобщающее слово падает логическое ударение.

Физкультминутка

IV. Тренировочные упражнения

1. Самостоятельная работа

–  Спишите с доски, раскрывая содержание обобщающих слов:

Теперь уже ни гор ни неба ни земли (н..)чего (не) было видно.  Всё выгл..дело радос?ным и пр..вл..кательным з..лёная тр..ва шумящая л..ства солнце  над г..л..вой.  Нулевым результатом матча остались довольны все  и   игроки  и болельщики.  Везде в ст..пи за р..кой по д..рогам было пусты(н,нн)о

2. Проверка самостоятельной работы.

– Определите, каким членом предложения является обобщающее слово.
– Поменяйте местами обобщающее слово и однородные члены в последнем предложении. Что изменилось?

3. Составление предложений.

–  В качестве обобщающих слов могут выступать местоимения и местоименные наречия: никогда, всё, все, везде, это все, всюду, повсюду, нигде..
Составьте и запишите 2 предложения с однородными членами, Составьте схемы предложений.

4. Проверка.

–  Прочитайте записанные предложения. Какое значение они имеют? (Все предложения имеют отрицательное значение. Однородные члены стоят в той же падеж­ной форме, что и обобщающее слово.)

V. Работа с учебником

Упражнение 272 (устно).

– Чем отличаются эти предложения?

VI. Творческое задание

– Передайте содержание текста одним предложением с однородными членами, перед кото­рыми должно быть обобщающее слово.

На доске текст:

В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-ма­рья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лес­ных полянках мы собирали душистые ночные фиалки. А у глухого ручья любовались го­лубыми незабудками.
(В начале лета в лесу появилось много цветов: иван-да-марья, лиловые колокольчики, иван-чай, ночные фиалки, голубые незабудки,)

– Как расставили знаки препинания? Укажите обобщающее слово. Составьте схему предложения.

VI. Итог урока

– Что нового вы узнали об обобщающих словах?
– Каким членом в предложении является обобщающее слово?
– Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающими словами?

VII. Задание на дом

§44, упр. 270, упр. 273 (для сильных учеников).