Разные формы работы с книгой на уроках литературы (тематические задания)

Разделы: Литература


В школьном изучении литература является не только одним из трудных предметов (вспомним, для скольких это экзамен по выбору?), но и для многих учащихся скучным, а потому и нелюбимым. Невольно способствует этому большой объём обязательных текстов для прочтения, большей частью однообразные формы работы на уроке для получения положительного результата. Преподнести материал так, чтобы увлечь учащихся, чтобы те сами захотели прочитать тот или иной текст, под силу только любящему свой предмет, творческому учителю. При всём обилии материала возникают вопросы, как более продуктивно построить урок, чем его разнообразить. И как ни крути, именно книга остаётся основным источником знания на уроке.

Развивать самостоятельное мышление, творческую активность учащихся необходимо на протяжении всего процесса обучения как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. В основе этого направления – всесторонняя работа со словом как структурным элементом речи.

Предложенные задания помогут творчески мотивировать учащихся.

Устное народное творчество.

Неиссякаемая народная фантазия порождает всё разнообразие форм.

1. Если это загадки, то можно предложить придумать «свои», ограничивая одних – тематической группой (о животных, о явлениях природы..), например:

  • Крепкий, прозрачный, но не стекло. (лёд);

других – проблемой издания (оформление: карманный календарь, книжка – раскраска, книжка – «угадайка»…);

третьих – построением самой загадки,

например:

в основе – вопрос

  • Где собраны самые заветные желания? (в снах)
  • Кому всегда праздник? (лентяю)

в основе – рифмованный вопрос

  • Что за чёрный конь, что скачет в огонь? (кочерга)

в основе – противопоставление

  • Прыгает, а не кенгуру, плавает, а не рыба, зелёная, а не трава. (лягушка)

в основе – последовательное перечисление

  • У него есть зубы, но нет рта; он ест мясо, но не пьёт вина. Что это такое? (ножик).

2. Если это пословицы и поговорки, наибольший интерес, наряду с традиционными заданиями, типа:

подобрать пословицы и поговорки на заданную тему (например, «День и Ночь») (по сборнику В. Даля в двух томах); придумать рассказ на тему … с использованием наибольшего количества пословиц и поговорок, например:

«Летом с удочкой – зимой с сумочкой»,-подумали мы с дядей Володей и собрались на рыбалку. «Где много слов, там мало дела». Решили лечь пораньше, а то «спишь – спишь, а отдохнуть некогда». Утром слышу: «Долго спать – добра не видать», а глаза не открываются. Но тут я подумал: «Кто рано встаёт – тому бог даёт». Быстро вскочил с кровати, собрался. Мы взяли удочки и пошли на речку, ведь «улица крива, да рыбалка пряма». К обеду наловили много окуньков, потому что «у умелого и долото рыбу ловит» –

вызывают задания творческого характера, типа:

создать свой «салат» из уже известных пословиц и поговорок, например:

  • Кто не работает, тот не ест. Кто любит науки, тот не знает скуки.
    Кто любит науки, тот не ест.
  • Слов много, да складу нет. Слова сладкие, а дела гадкие.
    Слов много, а дела гадкие.

Стихотворный размер. Стихосложение.

Начинаем, как правило, с самого простого – с придумывания стихотворения по заданным рифмам, знакомства с буриме, с «прореживания» строк, переходим к акростихам. Осложнённые двойным заданием акростихи вызывают повышенный интерес.

1.Зашифровать своё имя, используя текст стихотворения (например, «Бородино» М. Лермонтова)

  • С французами битва была очень важная.
    «Атака!» – Кутузов сказал. Впереди
    Шатры загорелись, пошла рукопашная…
    А Смерть сидит у Москвы на груди.

2. Придумать акростих – загадку. Отгадкой будет и имя автора, и то, о чём (о ком) он загадал.

Кто это там притаился за лавочкой?
Очень тихонько царапает лапочкой,
Ласково муркает, глазки откроет.
Я только вижу хвостик трубою.

3. Придумать акростих – наставление (поучение).

  • Нос у обманщиков, то есть лгунов,
    Растёт длинный – предлинный.
    А у лентяев и озорников
    Вырастут уши ослиные.

4. Придумать своё «стихотворение как мышиный хвостик».

  • Мышь любит сыр,
    Который в комоде
    Лежит, а кот
    Часто ходит в
    Комод, у которого
    Нет ног. У
    Комода спит
    Дог, который
    Грыз
    Хот –
    дог.

5. Интересны задания «вслед за автором». После изучения рассказа Б.Шергина «Рифмы», появились свои «подражатели». Они создавали небольшие четверостишия, где стержнем для завязки стало имя. Расширяя границы четверостишия, их стихотворения превращались в частушки.

  • Дима всё ругается,
    К слабым придирается,
    К этой девочке и к той,
    Думает, что он крутой.

  • Саша вроде умный,
    Только шутит странно.
    Он плюёт из трубки,
    Как верблюд песчаный.

  • Что же ты, Максим, шалишь?
    Может, ты ещё малыш?
    Так возьми совочек
    И копай песочек…
    Мелькаешь, словно маятник,
    Ты замри, как памятник…
    Если ты уже большой,
    Хватит дурью мучиться.
    Выучишься – джентльмен
    Из тебя получится.

Художественная литература.

1. Полезной в познавательном и творческом плане будет работа по созданию разного рода словарей: рисованные карты – словари, словари – справочники, словарик в виде объяснительной записки (в «гоголевской манере» письма), словарик в виде памятки (*«Что необходимо знать и уметь, отправляясь в тайгу?» По повести В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Из прочитанного текста выбираются положения, добавляются свои замечания, всё оформляется.) Интересны словари новообразований писателей (например, по сказам Н.С. Лескова:

  • «забулькотало» = забулькало + заклокотало (сращение) «Человек на часах»). Ученики доказывают, что выписанные в алфавитном порядке словообразования писателя являются примерами удачной, остроумной подделки под «народную этимологию».

2. При изучении «сюжетных» произведений малых объёмов предложить издать один кадр или весь диафильм полностью. Вариантом такой работы может стать собственная презентация (использовать или свои иллюстрации, или иллюстрации всего класса, или уже готовые). (Например, по сказке Д. Родари «Сказки по телефону».)

3. Не стоит забывать и о словесном рисовании.

Например, приготовить устное сообщение на основе самостоятельно прочитанных произведений («Скандинавские сказания о богах и героях»: «Асгард и Асы», «Путешествие короля Гюльфи в Асгард». Рассказ «собирается» по всем прочитанным сказаниям. Вопросы: «Как выглядит Асгард и кто в нём обитает?» «Каким я представляю себе Тора?» «Каким мне видится Локи?» )

4. Развёрнутый ответ на вопрос:

  • «Сказание и кинематограф о богах. Каковы черты сходства и отличия?»
  • «За что был награждён фригийский царь Мидас величайшим даром и в чём состоял этот дар? У какого писателя-сказочника встречается такой же персонаж и как называется его произведение?»

Знание основных понятий, владение текстом можно проверить, предложив задание, которое будет интересным и на уроке русского языка при прохождении темы «Сложное предложение».

5. Тема – идея –сюжет.

Задание. Вспомните произведение Д. Дефо «Робинзон Крузо», где каждая из глав имеет обширное предисловие – название, в котором заключено почти всё её содержание. Попытайтесь так же обстоятельно (по возможности, 1-2-мя сложными предложениями) озаглавить 10, 13, 16 главы повести А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».

Например,

  • «Глава, в которой рассказывается об особых достоинствах девочки, по имени Ева-Лотта, которая в храбрости и ловкости не уступала любому мальчишке. О том, как дерзко отвечала она с большой высоты полицейскому Бьорку, и как тот в несколько секунд спас её, заслужив тем уважение всех ребят»

Придумать самое короткое название.

  • «Ева-Лотта»

6. Наиболее продуктивной на уроках литературы остаётся работа по заполнению разного рода таблиц.

6.1. Итоговые (обобщающие) таблицы.

  • «Мифы народов мира»

(Приложение 1, Приложение 2)

Мифы Происхождение мира Главное божество Пантеон богов Герои Боги, которые помогали людям
Древней Греции          
Скандинавские          
Славянские          
Японские          
Китайские…          
  • «Литературные направления»
Направление Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм…
Время возникновения и распространения        
Подход к изображению человека        
Что движет героем?        
Особенности конфликта        
Место действия        
Основные жанры        
Особенности языка        
Представители(литература, живопись, архитектура…)        

6.2. Цитатная характеристика героя.

(*Приложение 4)

6.2.1. Сравнительно – сопоставительная (цитатная) характеристика.

(Приложение 4.1.)

6.3. Вопрос – ответ. Работа по формулированию тезисов.

(Приложение 4.2.)

  • Теория Раскольникова.

Продолжить начатое высказывание.

Принципы жизни. Предназначение в жизни.
«обыкновенные» люди
(низший разряд)
«необыкновенные» люди
(высший разряд)
не имеют права … имеют право …
придерживаются … во имя идеи готовы …
не признают … преступник – это …
живут интересами … ведут человечество к …

7. При изучении произведений больших объёмов полезным бывает составление так называемой «событийной линии жизни» героя. В таком виде материал лучше систематизируется, а, следовательно, и усваивается. Судьба персонажа воспринимается как единое целое.

  • Л. Толстой «Война и мир»
  • Николай Ростов (по 1 тому)
    Николенька в семье → В полку → Ростов и Телянин (кража) → Первый бой → Рассказ о сражении → Взаимоотношения в полку → Любовь к императору → Проигрыш в карты → В госпитале у Денисова → Тильзит → …

По мере прочтения учащиеся продолжают «линию жизни» героя и доводят её до логического завершения.

8. Коллективная разработка тем рефератов, проектов.

Курирование работ.

Например:

  1. «Летопись трагического времени». Имена, образы, художественное осмысление исторических событий. (По произведениям Бунина, Шмелёва, Розанова.)
  2. «Дьяволиада» в художественной литературе. (История происхождения образа. Система параллелей в мире литературы.)
  3. Псевдонимы, их происхождение и назначение. Влияние на судьбу человека. (На примере жизненных судеб известных людей Прошлого и Настоящего.)
  4. Роль символов в произведениях русских писателей. (Представление и толкование.)
  5. Лирический герой 20 века в субъективном восприятии читателя.
  6. «Город Жёлтого Дьявола». (Особенности изображения Америки и американского образа жизни в творчестве русских писателей.)
  7. Традиции Гоголя, Щедрина, Достоевского в творчестве М. Булгакова.

9. Нетрадиционная форма написания сочинения.

9.1. Сочинение-осмысление произведения (в виде дневниковых записей).

Если после многолетнего терпеливого труда учителя-словесника, целью которого всегда было и будет воспитание любви к родному слову, кто-нибудь из учеников изъявит желание написать сочинение-осмысление произведения в стихотворной форме, не препятствуйте этому. И Вас порадует полученный результат.

Необходимо разными способами актуализировать собственный языковой опыт учащихся, развивать их творческие способности и навыки владения языком. И в этом главная роль, несомненно, отводится работе с книгой. Помогут в этом смоделированные традиционные и нетрадиционные тематические задания.