Традиционные и инновационные формы работы учителя-логопеда школы с семьей

Разделы: Работа с родителями, Логопедия


Взаимодействие с семьей ребенка, имеющего нарушения речи, является одной из сложных сторон деятельности логопеда школы. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями учащихся. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач обучения, коррекции и воспитания.

Часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано со следующими причинами:

  • Родители не слышат недостатков речи своих детей.
  • Не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
  • Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями.
  • Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком  дома.

Помощь родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение  наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, необходимо проводить с родителями просветительскую работу, которая может варьировать в зависимости от конкретных проблем. Приобретённые знания помогут родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребёнка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации. Ведь ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Все формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей условно можно разделить на две группы: это непосредственного воздействия и опосредованного. К первой группе можно отнести такие формы, когда логопед обменивается с родителями необходимой информацией непосредственно в процессе общения (на родительском собрании, при сборе анамнестических данных, во время индивидуальной консультации, на открытых занятиях, семинарах-практикумах и т.д.). Однако в силу особенностей организации рабочего времени учитель-логопед в большинстве случаев видит родителей эпизодически, а необходимость регулярного информирования родителей возникает постоянно. Поэтому в своей работе логопед использует также опосредованные формы воздействия, в частности – оформление информационных стендов для родителей, размещение материала на школьном сайте, обмен мнениями по электронной почте и другое.

Рассмотрим немного подробнее эти формы сотрудничества с родителями.

Первая группа - непосредственного воздействия или традиционные формы работы с родителями:

1. Родительские собрания

Проводятся в течение года, их тематика планируется в зависимости от речевого диагноза и возраста детей. Как показывает практика, представления многих родителей о деятельности логопеда зачастую ограничены. Многие из них считают, что педагог только “ставит” звуки, тогда как целью логопедической работы является развитие речевой сферы в целом. Так, большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают тяжести этого речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи. Поэтому родителям на собраниях предлагается список литературы для ознакомления с некоторыми видами работы по коррекции ОНР, ФФН, дисграфии и дислексии.

На собрании логопед  формирует адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркивает, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка не происходили на коррекционных занятиях, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

2. Консультации.

В течение всего учебного года в разное время проводятся индивидуальные консультации и беседы: планово (1 раз в неделю) и внепланово (в случаях необходимости). Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. Также проводятся консультации для родителей будущих первоклассников своей школы, особенно если в дошкольном учреждении, которое посещает ребёнок, нет логопеда или ребёнок совсем не посещает детский сад.

3. Открытые занятия

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

4. Анкетирование.

Одно из первых проводится на родительском собрании в сентябре (см. приложение 1). Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей. В-третьих, это необходимо для дальнейшего заполнения речевых карт.

5. Семинары-практикумы

На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Например, родителям демонстрируются различные пособия, с помощью которых дети получают необходимую информацию по обучению грамоте, автоматизации звуков; имеется возможность попрактиковаться в выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда: в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики. Рекомендуется (по необходимости) изготовить аналогичные для занятий в домашних условиях. Как правило, такие практикумы оставляют у родителей положительные эмоции, сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

6. Памятки для родителей

Их можно распечатать и раздать на консультациях либо вклеить в тетради детей. (см. приложение 2)

7. Логопедические тетради

Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе “логопед-ребёнок-родитель”. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы. Это непросто тетради, а тетради-дневники. На первой странице пишется план логопедической работы с ребёнком на учебный год с указанием нарушенных у ребёнка звуков, расписания логопедических занятий и контактный номер телефона. В тетрадях записывается или вклеивается домашнее задание и оценивается работа ребёнка дома. Если домашнее задание выполнено хорошо, ставиться штампик “Молодец!” Детям очень нравится положительная оценка их деятельности, они даже подсчитывают, сколько штампиков “Молодец!”. Конечно же, о своих успехах на логопедических занятиях они с удовольствием рассказывают родителям, которым, в свою очередь, это тоже очень приятно. Но бывают случаи, когда приходится сделать запись о том, что домашнее задание не выполнено. Тогда на помощь приходят классные руководители таких ребят.

8. Специальные “логопедические уголки”, информационные стенды;

Как показывает опыт работы, данная форма работы имеет ряд положительных сторон:

Во-первых, удобство использования, как родителями, так и логопедом. Родители могут получить интересующую их информацию в удобное для себя время. Во-вторых, весь материал, который логопед хочет сообщить родителям, преподносится в краткой, сжатой форме, в виде тезисов, резюме, составляется как памятка. Это облегчает восприятие родителями данной информации, позволяет сэкономить время для объяснения не всегда понятных для родителей теоретических сведений или терминов (например, что такое слоговая структура слова, чем отличаются звуки от букв, как отличать гласные звуки от согласных и т.д.).

В-третьих, при оформлении родительского стенда логопед учитывает степень актуальности, значимости того или иного вопроса для родителей. Зачастую информация, которую логопед сообщает родителям, носит опережающий характер, учитывается опыт работы с родителями детей предыдущих лет обучения. Например, как показывает многолетний опыт работы, в начале первого года обучения целесообразно информировать родителей об основополагающих, базовых понятиях, причем в той же последовательности, какой преподносится материал детям на уроках. Так первые памятки, которые можно предложить родителям, могут быть такими: “Как правильно заниматься с ребенком дома”, “Как правильно проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику” и т.д. Это позволит родителям глубже вникнуть в суть логопедической работы, познакомиться с содержанием занятий в школе.

Обратная связь между логопедом и родителями может осуществляться через учителей, которые сообщают логопеду о наиболее часто задаваемых родителями или непонятных для них вопросах. Тем самым логопед может достаточно быстро отреагировать на возникшую проблему и устранить ее.

Вторая группа - опосредованное воздействие или инновационные формы работы с родителями:

Использование информационно-коммуникативных технологий

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Осуществляется это с помощью применения разнообразных форм взаимодействия с родителями:

  • массовый опрос – сентябрь, май;
  • вебинары – ежемесячно;
  • общение с помощью программы Skype – еженедельно;
  • обновление информации на сайте – ежемесячно;
  • рассылка рекомендаций посредством электронной почты;

Для осуществления данного проекта необходимо изменить условия работы с родителями: технически оборудовать рабочий кабинет логопеда; технически подготовить место работы родителей и логопеда в домашних условиях для использования Интернет-ресурсов. Частично перестроить рабочую неделю логопеда с учетом реализации новых форм взаимодействия с родителями (например, вынести часть непосредственной образовательной деятельности на выходные дни). Изменений требует и само содержание работы с родителями. Так мы все консультации и родительские собрания переводим на проведение вебинаров; сбор анамнеза и заполнение речевых карт осуществляем посредством программы Skype (ту часть, которую необходимо заполнить совместно с родителями); рекомендации логопеда родители получают в электронном виде ежедневно на свой почтовый ящик; взаимодействие с родителями, в большей своей части, осуществляется дистанционно.

Например, логопед создает собственный сайт с организацией форума для родителей с четким разграничениями на сообщества по интересующим темам.

1. Сайт — это определенное место в Интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира. Содержание логопедического сайта для родителей может составлять следующее: информацию о развитии речи детей  в онтогенезе, о  причинах  нарушения  речи, последствиях несвоевременной коррекции, а также, список популярной логопедической литературы, игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков,  приложения в виде иллюстрационного материала, ссылки на сайты с логопедическими играми и многое другое.

Таким образом, при помощи сайта  родители имеют возможность получать информацию о школьных мероприятиях, осуществляемых учителем-логопедом, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалиста.

2. Форум. В нашем случае форум – это часть сайта. Такое место в Интернете, где собираются люди, которых объединяет одно увлечение или идея, и общаются на интересующие их темы. Они помогают друг другу советами и подсказками, обмениваются жизненным опытом, поддерживают друг друга. В отличие от чата, на форуме обсуждают определенную тему. То есть Логопед имеет доступ ко всем обсуждениям пользователей, тем самым может определить для себя основные направления работы с родителями, понять их.

Таким образом, родители в любой момент могут обсудить какие-либо вопросы, как со специалистами, так и с другими пользователями. В открытом доступе находятся все необходимые материалы и рекомендации специалиста, что не требует траты времени на поиски нужной информации. По самым распространенным и интересующим вопросам организуются вебинары. Накануне родители на форуме обсуждают наиболее актуальную тему, коллегиально решают, что они хотят узнать. Если таких тем нет, то логопед предлагает свои темы, а родители выбирают понравившуюся путем голосования. Затем они получают информационное письмо на свою электронную почту с темой будущего вебинара и инструкцией по подключению, ссылкой. Время проведения интенет-конференции так же решается коллегиально.

3. Вебинар – разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. В некоторых случаях ведущий может говорить через телефон, комментируя информацию, отображаемую на экране, а слушатели могут ему отвечать, предпочтительно по телефону с громкоговорителем. Преимущества проведения вебинаров: никуда не надо ехать, чтобы попасть на тренинг.

4. Программа Skype позволяет совершать конференц-звонки, видеозвонки, осуществлять непосредственное общение с визуальным контролем, а так же обеспечивать передачу текстовых сообщений и передачу файлов. С помощью данной программы родители могут не только обозначить свою проблему, но и продемонстрировать ее (например, при выполнении рекомендаций логопеда). Консультирование с помощью скайпа продуктивнее письменных советов логопедов на сайтах и форумах. Специалист может наглядно показать все тонкости и особенности многих коррекционных (логопедических)  приёмов: массаж, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры – упражнения и др. Для многих  родителей эта форма работы, взаимодействия с логопедом является наиболее приемлемой и очень желаемой, потому что соответствует следующим их требованиям. Так же Skype помогает осуществлять логопеду контролирующую функцию, например, если ребенок заболел, часто пропускает занятия, или родители неэффективно выполняют рекомендации специалиста.

5. Блог — это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Блог – удачная площадка в Интернете для совместного сотрудничества. Использование блога в работе логопеда МБОУ помогает создать среду сетевого общения с коллегами, родителями, среду взаимодействия автора (авторов) с читателями. Блог в работе учителя–логопеда помогает сопровождать родителей в области логопедического просвещения. Возможность размещения ссылок, фото, видео, дает логопеду возможность создать электронное портфолио, методическую копилку. В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке. Родители становятся соучастниками процесса воспитания и обучения детей. Каждый родитель может воспользоваться разработанными материалами блога, задать вопрос логопеду и получить ответ. Блог является новым эффективным информационным пространством для организации дистанционной поддержки родителей.

6. Электронная почта — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых письмами или электронными письмами).

При помощи электронной почты учитель-логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации. Кроме того, логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать школу. Таким образом, родители также становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

7. Группа в социальных сетях. Практически каждый человек зарегистрирован в различных социальных сетях. Только сеть “ВКонтакте” имеет более 111 млн. пользователей и почти каждый из них интересуется минимум тремя группами. Создание группы в социальных сетях – это сообщества пользователей, объединенных какой-либо идеей или общим интересом. Если родителям неудобно обсуждать свои проблемы и задавать интересующие вопросы на сайте логопеда, то они могут делать это в специально созданной группе в социальных сетях. Пользователи находятся в социальных сетях, когда у них есть свободное время. Следовательно, к новым предложениям они открыты, что делает процесс коммуникации более эффективным.

Подводя итог всему сказанному, отметим, что преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой логопедов и родителей на совместную работу по обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении логопедических проблем и в тоже время не навредят. Логопеды, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Логопед, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционного процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день. При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи традиционным формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Высокие возможности современных компьютеров разрабатывают абсолютно новые и интересные варианты обучения. Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка. А ведь несколько лет назад о таком взаимодействии мы даже не предполагали! Бесспорным преимуществом его является доступность. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на нужный сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим.

Таким образом, какие бы формы работы не выбрал для себя логопед- традиционные или инновационные или и те и другие совместно, зависит от желания педагога и возможностей конкретной школы: главное в коррекционной работе – не отпугнуть родителей, показать им значимость логопедической работы и призвать к активному сотрудничеству.