Соединения химических элементов

Разделы: Химия


Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Соединения химических элементов”, уметь применять их при выполнении заданий практического характера.

Задачи:

  • Образовательные: организовать обобщение знаний и обеспечить понимание обучающимися основных понятий темы.
  • Развивающие: продолжить формирование учебно – познавательных компетенций: выделять главное, логически мыслить, умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать навыки самостоятельной работы, проведения эксперимента, соблюдая правила ТБ.
  • Воспитательные: создавать условия для увлеченного учения, формирования способов эффективного взаимодействия обучающихся; воспитывать чувство ответственности и гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Методы и методические приемы: фронтальный опрос, беседа, наглядные методы, рассказ с использованием опорной схемы, ИКТ, метод сотрудничества, демонстрация средств наглядности, лабораторный эксперимент, самостоятельная работа.

Формы деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование и реактивы: рисунок “Корабль знаний”, карточки с формулами веществ разных классов, “Волшебный цветок”, тренажеры; карточки “Этапы урока”, растворы кислот, щелочей, индикаторов; презентация “В мире веществ”; коллекция минералов: гранит, горный хрусталь, апатит, магнитный железняк, мрамор.

“Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать”.
Гете.

Этапы урока:

1. Химическая разминка.

2. Эстафета формул.

3. В мире веществ.

4. Формулы солей. Решение задач.

5. В царстве минералов.

6. Загадки о веществах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами проведем необычный урок - путешествие на волшебном “Корабле Знаний”.

Сообщение целей и задач урока.

2. Актуализация знаний.

1 этап “Химическая разминка”

1. Что изучает химия?

2. На какие группы можно разделить вещества по составу? (простые и сложные)

3. Перечислите основные признаки веществ каждого класса.

4. Определи классы веществ (по карточкам).

5. Назовите самый распространенный и необходимый оксид на нашей планете? (вода)

6. Эта кислота содержится в желудке человека (соляная кислота).

7. Как называются вещества, изменяющие окраску под действием кислот и щелочей? (индикаторы).

8. Твердый углекислый газ называют “сухой лед” и применяют для хранения мороженого? (да).

9. Нерастворимые основания называют щелочами? (нет).

10. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде становиться малиновым? (да).

11. Соли угольной кислоты называют силикатами? (нет).

12. При разбавлении кислоты нужно кислоту лить в воду (да).

2 этап “Эстафета формул”

Задания по рядам:

1 ряд – “Эстафета формул” (устно).

По химическому тренажеру “Формулы неорганических соединений” каждый учащийся читает одну формулу, называет вещество и указывает класс данного вещества. Выполнив задание, переходят к следующему этапу.

3 этап “В мире веществ”

2 и 3 ряд по вариантам выполняют задание – “В мире веществ” (10 мин.)

По химическому тренажеру учащиеся по формуле пишут название веществ, определяют класс; для одного из них находят относительную молекулярную массу.

Выполнив задание, переходят к этапу “Эстафета формул”.

4 этап “Формулы солей. Решение задач”.

1. Упражнение “Волшебный цветок”.

На лепестках цветка написаны названия солей. Учащиеся выходят к доске и пишут формулы солей.

2. Самостоятельная работа.

По химическому тренажеру “Формулы солей” учащиеся пишут формулы солей, решают задачи. (1 и 2 варианты).

1 вариант.

1.Составьте формулы солей: хлорида бария, нитрата алюминия, карбоната натрия, сульфата меди (I), фосфата кальция, нитрита магния, силиката натрия, сульфида железа (III).

2. Сколько молекул содержится в 36 граммах воды?

2 вариант.

1.Составьте формулы солей: фосфата калия, нитрита железа (III), сульфата натрия, карбоната кальция, силиката меди (I), хлорида магния, сульфида лития, нитрата цинка.

2. Найдите массу и число молекул при н. у. для 33,6 л азота.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
1.Эстафета формул. 1.В мире веществ. 1.В мире веществ.
2.В мире веществ. 2.Эстафета формул. 2.Формулы солей.
2.Формулы солей. 3. Формулы солей. Решение задач.
Решение задач. Решение задач. 3.В мире веществ.

5 этап - “В царстве минералов”.

Выступление учащихся, демонстрация минералов.

Гранит. Камень – великан, ставший подножием знаменитому на весь мир памятнику Петру Первому, каменотесы называли “Гром - камень”, т. е. громадный, огромный. С этим камнем связана целая история. Когда создатель памятника решил поставить фигуру всадника на настоящую скалу, был дан приказ найти подходящий камень. И недалеко от берега Финского залива один финский дровосек нашел такой камень – великан. В лесу построили жилище для 400 мастеровых людей, и они много месяцев подряд вырубали этот камень из скалы. Чтобы его привезти, построили огромный плот, который привязали к двум боевым кораблям – фрегатам. Они – то и привезли по воде камень к нужному месту на берегу реки Невы.

Гранит – так называется этот могучий строительный камень. В названии камня слышится твердость и сила. А название свое он получил от слова “зерно”. Если всмотреться в него, то можно увидеть, что он весь словно составлен каменных зерен, разных по цвету. Гранит состоит из трех разных камней – сверкающего кварца (SiO2), темной слюды, цветастого полевого шпата.

Магнитный железняк, магнетит (Fe3О4) – содержит более 72 % железа. Самое интересное в нем – природный магнетизм, свойство, по которому и был открыт этот минерал.

Магнетит был назван в честь греческого пастуха Магнеса. Магнес пас свое стадо возле холма над рекой. Вдруг посох с железным наконечником и его подбитые гвоздями сандалии притянула к себе гора. Гора, сложенная сплошным серым камнем.

Минерал магнетит дал название магниту, магнитному полю и всему загадочному явлению магнетизма, которое со времен Аристотеля изучается и по сей день.

Мрамор – один из важнейших строительных материалов. Он достаточно тверд, но его можно пилить, шлифовать, полировать. Древние греки высекали из него статуи, строили храмы. В итальянском городе Милане есть собор. Он построен из чистейшего белого мрамора. Две тысячи фигур, высеченных из белого мрамора. А внутри множество мраморных колонн, тонкая резьба, выполненная по камню лучшими мастерами.

Многие станции метро облицованы мрамором, в Сургуте – здание вокзала, стена транспортной развязки автомобильной дороги.

На Урале есть железнодорожная станция – Мраморная. Неподалеку от нее долгие годы велась добыча мрамора. В состав мрамора входит карбонат кальция СаСО3.

Горный хрусталь.

“Хрусталь” – по - гречески – лед. Камень действительно похож на лед. Даже в самый жаркий день горный хрусталь остается прохладным. Богатые римляне заказывали мастерам большие хрустальные шары, чтобы охлаждать о них руки.

В минеральном музее в Москве хранятся камни весом в тонну. Их привезли с Полярного Урала. В Оружейной палате в Москве есть самовар, вырезанный из одного кристалла горного хрусталя. В наше время горный хрусталь применяется для изготовления украшений, получения высокочувствительных приборов.

Горный хрусталь – разновидность кварца, оксида кремния - SiO2.

Апатит.

По-гречески “апатао” значит “обманывать”. Оказывается среди камней есть и такие. Его называют камень - обманщик потому, что он по внешнему виду очень похож на другие камни. То вдруг прикинется лунным камнем, то зеленым бериллом, то кварцем. Найдут геологи такой камень и обрадуются. Берилл - родственник ценного изумруда. А проверят – оказывается вовсе не он. Вот и назвали камень обманщиком. Но напрасно геологи сердились на апатит. Он содержит фосфат кальция. Недаром его называют “камень плодородия”. Фосфорные соли нужны растениям для питания. Без них невозможны высокие урожаи. Попадая в организм человека, фосфор помогает работе мозга, улучшает память. Благодаря ему мы быстрее можем решать задачи, сочинять стихи, запоминать выученное. Вот какую тайну хранил апатит.

6 этап. ЗАГАДКИ О ВЕЩЕСТВАХ.

Мы часто ее за столом встречаем,
Названье ее мы сейчас угадаем,
Рассыпать ее говорят, к несчастью,
к обеду иметь, наверное, счастье! (Соль)

В морях и реках обитает,
но часто по небу летает,
а как наскучит ей летать,
на Землю падает опять. (Вода)

Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен… (Иод)

Хотя я соль, но под водой
Вас удивлю своей средой.
Посуду мыть, стирать белье
Могу (и это не вранье).

Есть у меня сестра. Она
Изжогу вылечить должна,
Кто знает свойств моих природу,
Ответит сразу, кто я - … (Сода)

Вы со мной уже встречались –
Я космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель,
Я любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду. (Водород)

Рефлексия.

  • А я и не знал, что….?
  • Мне понравилось…
  • Я хотел бы…

Учитель благодарит учащихся за совместную работу.


Приложение №1

Химический тренажер
Формулы неорганических соединений

№ п/п 1 вариант 2 вариант 3 вариант
1. CaO HNO3 NaCl
2. Fe(OH)3 Na2O Mg(OH)2
3. Zn(NO3)2 Cr(OH)3 BaO
4. H2SO3 H2S Fe(OH)2
5. PbO LiOH H3PO4
6. Ag3PO4 P2O5 KOH
7. NaOH ZnO HBr
8. CO2 BaCl2 SO2
9. HCl H2SiO3 CuO
10. K2SO4 CuSO4 AgBr

Приложение №2

Химический тренажер
Назови формулы веществ

№ п/п 1 вариант 2 вариант 3 вариант
1. Хлороводородная кислота Оксид натрия Гидроксид калия
2. Нитрат алюминия Угольная кислота Поваренная соль
3. Бромид натрия Нитрат железа (II) Иодид натрия
4. Гидроксид алюминия Гидроксид меди (II) Оксид магния
5. Оксид калия Сульфат железа (II) Карбонат калия
6. Азотная кислота Ортофосфорная кислота Сульфат железа (III)
7. Фосфат натрия Фосфат алюминия Сернистая кислота
8. Гидроксид магния Гидроксид цинка Нитрат натрия
9. Фосфат кальция Фосфат натрия Оксид железа (II)
10. Оксид серы (IV) Оксид железа (III) Гидроксид кальция