Использование инновационной технологии при ознакомлении старших дошкольников с правилами дорожного движения

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема защиты от опасности возникла одновременно с появлением человека на земле. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности», в частности вопрос ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения. «Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети. Переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств, деревьев и сооружений – самые распространенные причины наездов на детей (37,4 процента и 24,7 процента соответственно всех дорожно-транспортных происшествий по причинам нарушения детьми правил дорожного движения)», отмечено в Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах". Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности, и дисциплиной участников дорожного движения.

Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитии здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе занимаются отечественные педагоги, ученые: Н.Н. Авдеева, Т.И. Алиева, Е.П. Арнаутова, К.Ю. Белая, О.Л. Князева, Е.А. Козырева, JI.А. Кондрыкинской, Е.Ю. Протасова, Э.Я. Степаненкова, Р.Б. Стеркина. Обобщался опыт дошкольных учреждений в этом направлении А.Д. Добрушиным, В.Н. Зимониной, Н.И. Клочановым, JI.А. Комлевой, JI.В. Куцаковой, Е.А. Козловской, С.А. Козловским, С.И. Мерзляковой, И.С. Окуневым, В.Н. Сахаровой.

Сегодня, в век информационных технологий, социализации и индивидуализации образования дошкольников важно провести обновление содержания дошкольного образования и, ввести новые формы работы с дошкольниками (проектная деятельность, проблемные ситуации, творческие мастерские, ИКТ и т. д), выйти за рамки традиционных форм и методов работы с детьми, организовать просветительскую работу с родителями.

Новизна опыта

Новизна моего опыта заключается в использовании инновационных технологий в работе с дошкольниками по овладению детьми базовых правил поведения на дороге, в процессе осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности.

Цель моей работы: сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

Задачи:

  1. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
  2. Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.
  3. Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
  4. Расширять знания о городском транспорте.
  5. Продолжать знакомить с дорожными знаками.
  6. Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
  7. Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.

Педагогические технологии, используемые в работе по ознакомлению старших дошкольников ПДД:

1. Игровые технологии

Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Обучение детей правилам дорожного движения в дошкольном возрасте без применения игровой технологии невозможно. В педагогическом мероприятии использованы методы и приёмы организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр с поставленными целями обучения и соответствующими им результатами.

Игры: «Разрезные картинки», «Угадай дорожный знак»; «Умный светофор»; П./И «Весёлый светофор»; игру «Что? Где? Когда?»; Сюжетно — ролевая игра «Автобус»; Д/и. «Светофор»; Д/и «Водители»; Д/и «Угадай, какой знак»; Интерактивная игра «Невнимательный художник»; П.и. «Дорожные знаки»; Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы и водители» и т.п.

2. Социоигровые технологии

Основной идеей социоигровой технологии является организация собственной деятельности детей – это та деятельность, которой ребёнок хочет заниматься, и в которой он делает, слушает, смотрит, говорит. Главный принцип социоигровой технологии – снятие с воспитателя судейской роли, и организация другой деятельности, как игры – жизни между микрогруппами.

Игра «Разрезные картинки» – деление на пары; игра «Угадай дорожный знак» – деление на группы из трёх человек (билеты разного цвета); игра «Умный Светофор» – деление на две команды (Два обруча – красный и зелёный).; игра «Разрезные картинки – деление на группы по 3 человека (кружки разного цвета). В конце деления на группы и выполнения задания, дети сообщали готовность (похлопать в ладоши; топали ногами и т.п.). Картинки пешеходы-нарушители и пешеходы, которые правильно ведут себя на дороге – деление на две команды (мальчики и девочки). Деление на команды (картинки – цветы).

3. Информационно-коммуникационные технологии

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у дошкольников живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми;
  • возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

Игра-путешествие «В гости к Светофору Светофорычу», «Путешествие в страну безопасности», «Игра-викторина «Правила дорожного движения».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алексанина Н. С. Инновационная деятельность в образовании // Мир образования – образование в мире. № 4. – М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2006 –125. с.
  2. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / – М.: Детство-Пресс, 2011 –136. с.
  3. Баскаев, Р. В режиме инновационного развития: из опыта построения управления образованием на муниципальном уровне/Р. Баскаев, Г. Шапоренкова. //Учитель, 2005 –95 c.
  4. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ», –М.: «Сфера», 2005 –112 с.