Сложение с числом 0. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Класс: 1.

Программа: «Начальная школа XXI века».

Цель урока: Формировать умения находить результат сложения, если одно из слагаемых равно нулю. Научить учащихся способу практического выполнения сложения с числом 0 с опорой на модель (шкала линейки).

Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация.

Регулятивные УУД: целеполагание, способность запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, прогнозирование промежуточного и конечного результата, осуществление выбора способов и средств достижения цели, выполнение учебных действий по образцу под руководством учителя, контроль и оценка учебных достижений, осуществление волевой саморегуляции, анализ эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной деятельности).

Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, использование знаково-символических средств, постановка и формулирование проблемы, постановка познавательной цели, модели рование, создание алгоритмов деятельности.

Коммуникативные УУД: учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Проверяет готовность учащихся к уроку. Проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.
2. Актуализация знаний

– Начнём мы наш урок с работы с таблицей.

– Назовите составные части таблицы.

– Как располагаются строки, столбцы.

– В таблице зашифровано слово. Вы должны брать из неё ту карточку с буквой, адрес которой я назову. Если вы правильно выполните задание, то сможете определить тему нашего урока. (Карточки в таблице перевёрнуты.)

с е ж
е л и
н о с 0

– Первая строка, первый столбец,

– Вторая строка, второй столбец,

– Третья строка, второй столбец,

– Первая строка, третий столбец,

– Вторая строка, первый столбец,

– Третья строка, первый столбец,

– Вторая строка, третий столбец,

– Первая строка, второй столбец.

(Правая нижняя карточка остаётся перевёрнутой.)

– Какое слово расшифровали?

– Определите тему нашего урока.

– Что вы знаете о сложении

 

 

 

– А всё ли вы узнали о сложении?

– Что бы вы ещё хотели узнать?

 

– Строки, столбцы.

– Строки расположены горизонтально (слева направо), столбцы вертикально (сверху вниз).

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа.

Учащиеся по очереди выходят к доске, снимают нужную букву, переворачивают и прикрепляют к доске.

 

 

 

– Сложение.

– Тема нашего урока – сложение.

– При сложении числа увеличиваются.

– При перестановке чисел при сложении результат не меняется.

– Числа можно складывать в любом порядке.

– Удобно к большему числу прибавить меньшее.

– Нет.

Высказывания учеников о том, чтобы они хотели узнать (например, как складывать большие числа).

3. Открытие новых знаний

– Наши помощники Волк и Заяц

выполняли сложение. (Примеры на доске.) Пронаблюдайте и сравните получившиеся у них математические записи.

Волк 0+2=0   0+2=2 Заяц
  0+4=0   0+4=4  

– Что вы заметили? (Какие числа складывали Волк и Заяц? Какие результаты получили?)

– Какое можно высказать предположение?

– Какую задачу нам предстоит решить?

– А чему учились Волк и Заяц, когда выполняли сложение?

– Чему вы будете учиться, когда будете доказывать, кто прав?

– Значит, тема нашего урока не просто сложение, а сложение с числом 0. (Открыть последнюю карточку в таблице.)

– Предположите, кто из героев прав?

– Как можно это проверить?

– Выполните сложение чисел 0 и 2.

 

 

– Кто из героев прав? (Убрать карточку с неверной записью.)

– Выполните сложение чисел 0 и 4.

– Кто из героев прав? (Убрать вторую неверную карточку.)

– Понаблюдайте за верными математическими записями и сделайте вывод.

– А почему получается это же число, ведь при сложении числа увеличиваются?

Игра «Живые модели»

– Как можно выполнить это вычисление другим способом?

– Изменится ли результат?

– Каким свойством сложения воспользовались?

– Как это можно проверить?

 

 

– Что значит сделать 0 шагов?

Аналогичная работа проводится со вторым равенством 0+4=4

– Какой еще вывод вы можете сделать?

Физминутка

 

 

 

 

– Волк и Заяц складывали одинаковые числа, а результаты получили разные.

– Кто-то из них допустил ошибку.

– Надо определить, кто из них правильно выполнил сложение.

– Они учились выполнять сложение с числом 0.

– Мы тоже будем учиться выполнять сложение с числом 0.

 

Учащиеся высказывают предположения.

– Надо воспользоваться шкалой линейки.

Все ученики выполняют сложение по линейке за партами, а один ученик у доски с объяснением:

– нахожу на шкале число 0, делаю два шага вправо. Получаю 2. Значит, 0+2 =2

– Прав Заяц.

Учащиеся выполняют действие аналогично первому.

– Прав Заяц.

– Если к нулю прибавить число, то получится это же число. (Индивидуальное и хоровое проговаривание)

– Число 0 обозначает отсутствие предметов, «нисколько».

К доске выходят ученики, получают карточки с цифрами и знаками и составляют первую математическую запись 0+2=2

– Поменять числа местами. (Ученики с карточками 0 и 2 меняются местами)

– Нет.

– При перестановке чисел при сложении результат не меняется.

– Воспользоваться шкалой линейки.

Все ученики работают за партами, один у доски.

– Нахожу на шкале число 2, делаю 0 шагов вправо. Получаю 2.

– Это значит остаться на месте.

– Если к числу прибавить 0, получится это же число.(Индивидуальное и хоровое проговаривание)

3. Закрепление полученных знаний и способа действия

– Где мы можем проверить правильность наших действий и выводов?

Работа с учебником. Стр. 12, №1

– Объясните, как действовал цыплёнок?

– Сравните первую и вторую запись.

Учебник, стр.12, №2

– Какое задание надо выполнить?

– Чем вы можете воспользоваться?

– Возьмите оценочную шкалу и предположите, как вы справитесь с этим заданием. (рис.1)

– Кто предположил, что справится самостоятельно? Кому нужна помощь?

– Выполните задание самостоятельно.

Проверка работы с помощью игрового материала «Электронного образовательного ресурса».

– Подтвердились ли выводы, которые мы сделали? Повторите их.

– Отметьте на этой же оценочной шкале, как вы справились с заданием?

– У кого предположение и результат совпали?

– Кто справился лучше, чем предполагал?

Учебник, с.13 №5

– Какое вычисление выполнено неверно?

– А может 0+0 получится два нуля? Докажите, что здесь ошибка.

– Выполните задание на карточках.(Карточки разной формы и цвета, но у соседей по парте цвет и форма одинаковые.)

(рис. 2, 3)

– Поменяйтесь карточками и проверьте работу соседа.

– Сверьте результаты проверки с работой ученика на переносной доске.

– Оцените работу соседа.

– В учебнике.

 

Ученики объясняют способ действия по шкале линейки.

– Они равны.

 

– Можем воспользоваться шкалой линейки.

Ученики на шкале отмечают крестиком своё предположение.

* * *
не справлюсь справлюсь с помощью справлюсь самост.

Самостоятельная работа.

Учащиеся обводят в кружок верный ответ, по очереди работают на ИД.

Учащиеся проговаривают выводы.

Учащиеся другим цветом отмечают нужную позицию.

 

 

Самостоятельная работа.

 

Ученик у доски доказывает на шкале.

Самостоятельная работа по вариантам. Два ученика работают на переносных досках.

 

Ученики выполняют взаимопроверку, затем сверяют результаты своей проверки с работой учеников на переносных досках.

Ученики рисуют улыбку, серьёзное лицо или грустное.

4. Итог урока

– Чему учились на уроке?

– Какие выводы сделали?

– Достаньте из конверта знаки +, =, 0, переверните карточки с примерами.

– Используя знаки и цветные карточки, зашифруйте наши выводы.

+ 0 =

□ + 0 = □

0 + ∆ = ∆

Работа в паре.

Моделирование сделанных выводов. Демонстрация составленных моделей на доске.

5. Рефлексия

Проанализируйте свою работу на уроке: что получилось, что не получилось, поняли ли вы материал, активны ли были на уроке?

Возьмите карандаш, который вам больше всего нравится, цифру 0 и нарисуйте на нём улыбку, если вы довольны своей работой, серьёзное лицо, если не всё получилось, грустное лицо, если не довольны результатами.

Поместите свои 0 на доску.

Ученики анализируют свою работу и выражают результат в виде рисунка. (рис.4)

Рисунки