Урок биологии на тему "Грибы. Общая характеристика". 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Технологии: проблемного обучения, ИКТ, групповая технология.

Цель урока: ознакомление учащихся с основными признаками Царства Грибов.

Задачи урока:

Обучающие:

  • сформировать представления о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы.
  • учить различать различные группы грибов и давать характеристику их признакам;
  • учить распознавать съедобные и ядовитые грибы; уметь оказывать первую помощь при отравлении грибами.

Развивающие:

  • развивать понятия о многообразии живых организмов;
  • продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в групповую исследовательскую работу.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к объектам природы;
  • развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению одноклассников.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • Учащиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
  • Ответственно относятся к выполнению учебных задач; обладают высокой степенью мотивации;
  • Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению своих товарищей.

Метапредметные:

  • Самостоятельно определяют тему урока, ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
  • Выдвигают пути решения поставленной проблемы;
  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
  • Работают с информацией и преобразуют её;
  • Находят причинно-следственные связи;
  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Предметные:

  • Знают отличительные признаки грибов разных групп, определяют признаки общие у грибов с растениями и животными;
  • Имеют представление о распространении грибов в природе, особенностях их строения;
  • Знают значение грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами и приемы оказание первой помощи при отравлении грибами.

Оборудование: таблицы: “Строение шляпочного гриба”, “Грибы съедобные и несъедобные”, натуральные объекты – плодовые тела трутовиков, колонии плесневых грибов на различных субстратах, дрожжи, мультимедиа, световые микроскопы, цифровой микроскоп, мобильный класс.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности:

Ребята, здравствуйте. Сегодня мы будем изучать очень интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал, приобрести новые знания, научиться приемам совместной деятельности.

Ребята, а на урок сегодня я пришла с моим любимым лукошком. В нем лежит то, что сегодня мы будем изучать. Эти живые существа очень разнообразны, среди них много очень похожих друг на друга и поэтому частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Долгое время одни ученые считали, что это растения, а другие относили эти существа к животным. Сейчас этот вопрос наконец, то решен.

Для того чтобы отгадать что в корзинке лежит, я предлагаю отгадать детскую загадку.

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.

(Заслушать ответы учащихся).

Так это или нет, давайте откроем корзинку. (Открываем корзинку и показываем грибы).

Учащиеся называют тему урока. Давайте запишем тему в маршрутный лист урока.

2. Изучение нового материала (постановка проблемы)

Ребята, на уроках окружающего мира вы уже знакомились с грибами, а что вы знаете о них? (Выслушать ответы детей)

Давайте воспользуемся доской и определим, что мы уже знаем, а что не знаем и только хотим узнать?

Знаем Хотим узнать
как выглядят грибы многообразие видов грибов
грибы принадлежат к отдельному царству признаки, отличающие их от других царств живой природы
  тип питания грибов
  способы размножения грибов
  Роль грибов в природе
  Съедобные и ядовитые грибы

Таким образом о грибах вы уже знаете, но многое вам еще предстоит узнать. Действительно грибов очень много, они разные, подчас непохожие друг на друга. Все их мы с вами разобьем на группы. Давайте запишем в вашу карту урока эти группы – шляпочные, плесневые, дрожжи, грибы-паразиты. Все грибы изучает наука микология. Вы видите, что мир грибов очень разнообразен.

Учитель формулирует проблемный вопрос о том, почему же такие разные грибы относятся к одному царству?

Учащиеся обсуждают пути решения проблемы и приходят к выводу о том, что если они узнают о грибах больше, то и проблема решится.

И первое что нужно сделать, это познакомиться со строением шляпочных грибов.

Наблюдение:

  • Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части.
  • Рассмотрите нижнюю часть шляпки. Какой это гриб, пластинчатый или трубчатый?
  • Прочитайте текст, подтверждающий ваше предположение. (Приложение 1)
  • Подготовьтесь отвечать на вопрос - Какое строение имеет шляпочный гриб?

(Отвечает один ученик из группы)

Давайте зарисуем строение шляпочного гриба в маршрутный лист урока.

(Ответы учащихся на вопрос “Строение шляпочного гриба”)

3. Физминутка:

Мы по лесу идем, (шагают)
Листья сыплются дождем, (трясут кистями рук)
Ветер поднимается, (руки вверх)
Листья опускаются. (руки вниз)
Мы шагаем, мы шагаем, (шагают)
Никогда не отстаем,
Руки кверху поднимаем, (руки вверх)
Приседаем и встаем. (присесть)
Мы шли, мы шли, (ходьба на месте)
Белый гриб нашли.
Раз — грибок, два — грибок – (наклон вправо и влево)
Положили в кузовок. (руки на пояс)

Ребята продолжаем работу.

Итак мы с вами выяснили, что у шляпочных грибов имеется плодовое тело, грибница, что размножаются такие грибы спорами, созревающими на нижней стороне шляпки. Но у меня в корзинке остались ещё грибы – это трутовик, плесневые грибы и дрожжи.

Давайте выполним работу в группах:

1 группа. Наблюдение “Гриб-трутовик” (Приложение 2)

- рассмотрите трутовик;

-найдите его плодовое тело;

- каковы особенности его строения;

- предположите с помощью чего он размножается;

-составьте небольшой рассказ о трутовике.

2 группа. Опыт “Строение плесневого гриба мукора”

На столах есть инструктивные карты для выполнения опыта.

1. Внимательно прочитайте пункт 2 на стр.50 учебника.

2. Приготовьте микропрепарат мукора:

- возьмите предметное стекло и капните на него каплю воды;

- аккуратно препаровальной иглой снимите немного грибницы мукора и положите в каплю воды;

- накройте покровным стеклышком;

- рассмотрите препарат с помощью микроскопа.

3. Прочитайте текст и выберите из него признаки, которые позволяют нам отнести мукор к Царству грибов:

Мукор часто поселяется на хлебе и других продуктах. Его грибница состоит из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки с множеством ядер. Сначала плесень белого цвета, напоминает пушок. Через несколько дней на ней образуются выросты в виде головок, в них созревают споры черного цвета, и вся плесень становится черной от спор. Размножается мукор спорами.

3 группа. Опыт “Дрожжи”

На столах есть инструктивные карты для выполнения опыта.

В стаканчике находится сладкая вода с клетками дрожжей;

Приготовьте микропрепарат, для чего нанесите на предметное стекло 1-2 капли раствора и рассмотрите под микроскопом.

Сравните увиденное с рисунком 29 стр. 51 учебника

Совместно с учителем учащиеся формулируют признаки характерные для грибов и растений, грибов и животных.

Для грибов характерны следующие признаки растений:

  • Неподвижность
  • Неограниченный рост
  • Питание путём всасывания воды и минеральных солей.

Для грибов характерны следующие признаки животных:

  • Отсутствие хлоропластов и фотосинтеза. 
  • В состав оболочки клеток входит хитин
  • Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы)

Формулируют вывод: грибы сочетают признаки растений и животных.

Проверка усвоения материала:

А) Ребята, давайте поиграем в светофор, я задаю вопрос вы с помощью кружков зеленого (да) и красного цвета (нет) отвечаете на мои вопросы:

  1. Гриб – это растение или животное. (нет)
  2. Грибы – особое царство. (да)
  3. У шляпочных грибов есть шляпка и ножка (да)
  4. Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые (да).
  5. Грибы размножаются семенами (нет )
  6. Грибы размножаются спорами (да)
  7. Гриб может вырасти на дереве или на хлебе. (да)
  8. Самый ядовитый гриб – бледная поганка. (да)
  9. При сборе грибов надо пользоваться ножом. (да)
  10. Ядовитые грибы надо уничтожать. (нет)
  11. Рыжик, лисичка – это съедобные грибы. (да)
  12. Плесени и дрожжи – это микроскопические грибы. (да)

Б) Выполняют работу с тренажером в электронном приложении к учебнику В.В. Пасечника Биология 5-6 класс, Линия жизни, Просвещение, 2014, выставляют самооценку в маршрутный лист урока.

5. Рефлексия: Ребята продолжают предложения:

- сегодня я узнал...

- мне было интересно....

- меня удивило...

- мне было трудно...

- меня удивило...

- я смог...

- теперь я умею...

- я научился...

- еще мне хотелось бы....

6. Домашнее задание: п.12 вопрос 1-4 стр.49

Творческое задание: подготовить сообщение по теме “В мире грибов” или составить кроссворд о грибах.