Обобщающий урок русского языка (игра-путешествие). 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Игра-путешествие

Задачи:

  • обобщить знания учащихся по грамматике русского языка,
  • развивать интерес учащихся к предмету,
  • воспитывать чувство коллективизма.

Класс разделен на команды по 5 человек в каждой (4 игрока и капитан).

Игровые станции оборудованы соответствующими указателями.

Игра начинается с вручения командам маршрутных листов с указанием пути следования, и команды начинают движение.

СТАНЦИИ:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

ФОНЕТИЧЕСКАЯ

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ

СИНТАКСИЧЕСКАЯ

ЛЕКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ

На каждой станции участники получают карточки с заданием и выполняют его. Оценки за выполнение задания жюри заносит в маршрутный лист соответственно номеру каждого участника.

Игра заканчивается после того, как все команды пройдут намеченный маршрут.

Жюри подводит итоги игры: подсчитывает количество полученных баллов, объявляет результаты и награждает участников грамотами и дипломами.

Задания для участников.

1. Станция “Теоретическая”

Конкурс капитанов. Капитаны выбирают карточку-задание и отвечают устно.

Карточка 1

1) Что изучает фонетика?

2) Расскажите, чем может быть осложнено простое предложение?

З) Расскажите о каком-либо словаре русского языка.

Карточка 2

1) Что изучает морфемика?

2) Расскажите о случаях обособления обстоятельств.

З) Расскажите о каком-либо стиле русского языка.

Карточка З

1) Что изучает морфология?

2) Расскажите о приложении, приведите примеры предложений с приложениями.

З) Расскажите о каком-либо русском ученом-лингвисте.

Карточка 4

1) Что изучает синтаксис?

2) Расскажите о видах связи слов в словосочетании, приведите примеры.

З) Расскажите о каком-либо русском ученом-лексикографе.

2. Станция “Фонетическая”

Выполнить фонетический разбор слов:

1) ёжики, 2) грустный, З) ясное, 4) молотьба, 5) лодка.

(Каждый участник разбирает только одно слово.)

З. Станция “Словообразовательная”

Выполнить морфемный разбор и словообразовательный анализ следующих слов:

1) прочитанный, 2) теплоходный, З) прескучно, 4) кухонный, 5) приоткрыв.

(Каждый участник разбирает только одно слово.)

“Составь слово”. Составить слово, взяв от указанных слов морфемы: от глагола проехать – приставку, от глагола дать – корень, от глагола двигают – окончание, от глагола создаются – суффикс возвратности. К полученному слову подобрать однокоренные слова различных частей речи.

4. Станция “Морфологическая”

Выполнить морфологический разбор указанных в предложениях слов.

1) С самого утра в воздухе3, не умолкая, стоял рокот моторов..

2) Замедляя3 ход, к станции подошел поезд.

3) Еще не высохшие от слез глаза заблестели радостной3 надеждой.

4) Слева раздались3 какие-то странные звуки.

5. Станция “Синтаксическая”

Составить предложение по данным схемам:

6. Станция “Лексикологическая”

“ПЕРЕВЕРТЫШИ”. Записанные в перевернутом виде пословицы, т.е. перестроенные с помощью антонимов, нужно восстановить.

ПЕРЕД ПРИМИРЕНИЕМ НОГАМИ БЕГАЮТ

(После драки кулаками не машут)

НАСЫПЛЕШЬ СЕБЕ ХОЛМ – КТО-ТО НА НЕГО ЗАЛЕЗЕТ

(Не рой другому яму, сам в нее попадешь)

ВСЕ МЕДЯКИ МАТОВЫЕ

(Не все то золото, что блестит)

НОВЫЕ ВРАГИ ХУЖЕ СТАРОГО ОДНОГО

(Старый друг лучше новых двух)

С ЛЕНЬЮ ОТПУСТИШЬ ЖИВОТНОЕ НА ЗЕМЛЮ

(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).

- Итоги урока.

- Награждение.

- Рефлексия.

- Домашнее задание.