Мягкий знак на конце наречий после шипящих

Разделы: Русский язык


Цели:

образовательные:

  • изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;
  • находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;
  • выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
  • повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи;

развивающие:

  • развитие внимания, восприятия, памяти, ассоциативного и аналитического мышления, навыков связной речи, творческих способностей;

воспитательные:

  • формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала,   формирование таких качеств личности ученика, как толерантность, способность к диалогу.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Разминка. Создание проблемной ситуации – подведение к теме урока.
  3. Изучение нового материала.
  4. Тренировочные упражнения.
  5. Диагностика усвоения.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Улыбнись.
  8. Творческая минутка.
  9. Подведение итогов.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Записываем дату.

2. Разминка. Создание проблемной ситуации – подведение к теме урока (5 мин.).

Найдите четвертое лишнее в каждой строчке и объясните свой выбор:

а) доч..., печеш..., камыш...;

б) шипуч..., молодеж..., ноч...;

в) нет училищ..., настеж..., брош... .

- Какое слово вызвало затруднение? (настежь), почему?

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Цель урока? Что мы должны сегодня усвоить на занятии?

Записываем тему урока.

3. Изучение нового материала.

Учащиеся изучают правило.

- Итак, объясните условия написания “ь” на конце наречий после шипящих, приведите свои примеры.

4. Тренировочные упражнения.

1) Спишите, обозначая изученную орфограмму, объясняя написание слов.

Мчатся вскач..., открывается настеж..., сплош... усыпано, выйти замуж..., упасть навзнич..., уйти проч..., ударить наотмаш... .

2) Составление алгоритма.

- От чего зависит написание или отсутствие “ь” на конце слов после шипящих?

- составьте алгоритм

3) Работа в группах.

1 группа

Из данных пословиц выпишите только краткие прилагательные и объясните их написание.

1) Не тот хорош..., кто лицом пригож..., а тот хорош..., кто для дела гож... . 2) Хлеб-соль еш..., а правду реж... . 3) Игра не стоит свеч... . 4) Без труда не вынеш... рыбки из пруда.

Выпишите остальные слова с пропущенными буквами, объясните их написание.

2 группа

Выпишите только глаголы и объясните их написание.

Плащ..., еш..., хорош..., войдеш..., леч..., сплош..., лещ.., печ... пирог, старая печ... .

Выпишите остальные слова с пропущенными буквами, объясните их написание.

3 группа

Выпишите только наречия и объясните их написание.

Упасть навзнич_, ринуться проч_, ударить наотмаш_, вернуться заполноч_, ждать невтерпеж_, сплош_ покрыться тучами, медленно теч_, копченый лещ... , спряч_тесь от дождя, день хорош_, сделать шалаш_.

Выпишите остальные слова с пропущенными буквами, объясните их написание.

5. Диагностика усвоения нового материала.

Из предложений, который читает учитель выписать только наречия, объяснить их написание.

Лишь бы счастья было чуточку дано.
Настежь ворота тяжелые!
Театр уж полон, ложи блещут.
И лишь забота затуманит твои прекрасные черты.
Степная кобылица несется вскачь.
И взяли замуж двух сестер.
Теперь-то по ночам невтерпеж от холода.
Все про очки мне лишь налгали.
Повествование неслось как вскачь.
Уж небо осенью дышало.
Он прочь без памяти несется.
Река была сплошь в кольцах от дождя.
Анна Сергеевна недавно вышла замуж.

6. Самостоятельная работа. Работа по карточкам.

1) 1 уровень

Вставить пропущенные буквы.

Упасть навзнич..; ринуться проч..; ударить наотмаш..; вернуться заполноч..; ждать невтерпеж..; сплош.. покрыться тучами; медленно теч..; теч.., образовавшаяся в лодке; копченый лещ..; спряч..тесь от дождя; день хорош.., сделать шалаш..; показаться из-за туч..; жареная дич..; увлеч..ся интересной работой; решить много задач..; исполнить точ..-в-точ..; раскрытое настеж.. окно; невмоч.. продолжать путь; разжеч.. костёр; сплош.. увешанная сережками береза.

2) 2 уровень.

Данные ниже слова распределите по колонкам таблицы. Вместо (?) поставьте, где нужно, “ь”.

глагол Краткое прилагательное наречие существительное
исключения не исключения I, IIсклонение III склонение
           

Врач..., доч..., сплош..., видиш..., задач..., скрипуч..., еш..., навзнич..., нет удилищ..., рож..., леч..., горяч..., пустош..., оркестр играл туш..., ландыш... пахуч..., чертеж..., полноч..., свеж..., замаж...те, дремуч..., береч..., мимо рощ..., из груш..., черная туш..., дремуч..., улыбнеш...ся, навзнич..., монтаж, плющ... .

7. Улыбнись!

Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить “ь”.

1) Мелестная дележ... притясла комейный боромож... . 2) Лусый морош... увертал чуленую велоч...

8. Творческая минутка.

Перед вами репродукция картины Б. М. Кустодиева “Масленица”. Составьте и запишите 3-4 предложения по картине, употребив наречия, оканчивающиеся на шипящий.

9. Подведение итогов.

10. Домашнее задание.

Литература.

  1. Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Кулибаба И. И. Русский язык. Учебник для 7 класса средней школы. М.: “Просвещение”, 1989.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Л. А. Концевая. Секреты орфографии. Книга для учащихся. М.: “Просвещение”, 1999.
  3. Климовская Г.И. Русская орфография – быстро и надежно. Таблицы. Алгоритмы. Упражнения. Томск: Издательство научно-технической литературы, 1997.