Чередование букв Е/И в корнях. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами

Задачи:

  • вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;
  • отработать навыки “опознавания” корней с чередованием и безударной поверяемой гласной в корне

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- овладение знанием условия выбора букв е-и в корнях с чередованием гласных в корнях -бер-/-бир- и др.;

- овладение умением объяснять написание букв е-и в корнях с чередованием;

- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях; выделять корень в слове, видеть опознавательные признаки орфограммы, отличать чередующуюся гласную от проверяемой

2. Метапредметные:

  • регулятивные - обучение умению выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,овладение приемами отбора и систематизации материала;
  • познавательные - совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структурировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации; использовать общие приёмы решения лингвистических задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  • коммуникативные - развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности, формировать умение быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения,совершенствовать и развивать речь учащихся, обогащать словарный запас учащихся;

3. Личностные:

  • умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
  • овладение умением работать в парах

Деятельность учащихся: орфографический тренинг.

Основные понятия: изменение звука/буквы в пределах одной морфемы, правописание букв Е//И в корнях с чередованием.

Основы смыслового чтения и работа с текстом: совершенствовать умения выразительного чтения.

Оборудование: 

Слайд 2

1.Этам мотивации(самоопределения) к коррекционной деятельности.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ребята!
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и присели.

Положите перед собой рабочие листы

Рисунок 1. Обратите внимание, что оценивать себя вы будете сами в листах учета знаний. Обратите внимание, что все задания вы сами будете оценивать в баллах. Посмотрите, что должно получиться в итоге. Вам интересно, сколько баллов вы наберете и какую оценку получите?

Слайд 3 Прочитайте текст

Из множества легенд о незабудке можно выбрать ту, что связана с волшебным свойством возвращать память.

По легенде, один путешественник попал в страну, где народ питался плодами лотоса. Плоды отнимали память у каждого, кто попробует их. Отведал кушанье путешественник и забыл о матери, о Родине.

Долго ждала его мать и, отчаявшись, попросила бродячего музыканта отнести сыну букет незабудок. Музыкант в чужой стране увидел путешественника, утопающего в роскоши и богатстве. Он не собирался возвращаться домой. Тогда музыкант исполнил колыбельную песню. Услышав её, путешественник сразу же вспомнил свою родную землю, свою старенькую мать. Попросил он музыканта указать дорогу на Родину, а тот протянул ему букетик полевых незабудок и сказал: “Бери!” Цветы были голубыми, как глаза матери, и пахли лугами и лесами родного края. По незабудкам и песням нашел юноша дорогу к родной матери.

- Как можно озаглавить текст?(Незабудки)

- Запишите название легенды.

- Какова его основная мысль? (Незабудки помогли вспомнить юноше дорогу к родной матери)

- А можно ли забывать о маме?

- И мы с вами весь урок будем помнить, что дома нас ждет любимая мама. Мы будем стараться выполнять все задания, будем внимательно слушать меня, себя и одноклассников.

- Какие слова выделены в тексте?

- Почему именно эти слова выделены и как они связаны с предыдущей темой урока?

Слайд 4

- Как может звучать тема нашего урока?

- Какие цели для себя каждый может поставить? Запишите вашу цель урока и посмотрите, соответствует ли она нашей общей цели.

Урок закрепления
Даст нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать.

Слайд 5-6 2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

- Начнём  работу с задания “Буквенный диктант” Что вы будете делать, выполняя это задание?

Время выполнения 1-2 минуты

1 в. Соб...раешь, отд...раешь, зам...р, зап...рает, прот...реть, бл...стеть, выж...гал, расст...лить

2 в. Прот...рал, зам...рает, прод...решь, бл...стать, соб...решь, зап...р, расст...лать, выж...г

Самопроверка и, и, е, и, е, е, и, е

- Результат занесите в листы учета.

- Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки. Тот, кто сделал ошибки, не переживайте, ошибки — это не "криминал", а повод задуматься.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

- Почему возникло затруднение? Чего хватает для правильного решения? (Повторить правило правописания чередующихся гласных в корнях слов)

Слайд 7

Рисунок 2. Повторить правило правописания чередующихся гласных в корнях слов - эталон

-Возьмите в руки сигнальные карточки, я вам буду предлагать слова, а вы поднимите нужную сигнальную карточку, если гласные в корне чередующиеся.

Набирать, замерли, протереть, протирать, расстилать, постелить, запереть, запирать, , затерялся, помирились

Слайд 8 - Посмотрим, кто был самым внимательным. Услышав какие слова, мы не должны были вообще поднимать карточки?

- В чём проблема? (гласные в корнях безударные, а не чередующиеся)

- Какие правило еще надо вспомнить сегодня на уроке?( правописание безударной гласной в корне слова)

Слайд 9 4.Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

- Для грамотного письма нам нужен чёткий алгоритм действий. Составьте план, по которому было бы удобно работать над чередующимися гласными в корне.

(Формулируем цель (научиться различать чередующимися гласными в корне и безударные гласные в корне)

Что нужно определить в первую очередь? (чередующимися гласными в корне или безударные гласные в корне)

Для чего? (чтобы не ошибиться в написании буквы е или и)

Как? Запишем это схематично:

- Итак, что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок? (нужно знать лексическое значение слова и уметь узнавать корни с чередованием, то есть отличать их от других слов с похожим корнем или похожей частью корня)

- Повторим по схеме порядок работы.

5. Этап реализации построенного проекта. Применение знаний.

- В рабочих листах и на доске объясним орфограмму в словах затерялся, помирились

- Давайте пофилософствуем...А как вы считаете, наш путешественник затерялся в этом мире, забыв о родине, о матери? А как вы считаете, помирились они?

Слайд 10, 11,12,13

I. Задание: “3-е лишнее” Внимание на экран

Запирать, пировать, отпереть.

Замирать, умереть, помирить.

Приберечь, собирать, набирать

Слайд 14, 15

2. Задание Работа с учебником. Читаем правило на стр.96, выполняем упр.219, 2 ученика спрятались у доски (1 – выписывает слова с чередующейся гласной, 2 - выписывает слова с безударной гласной

Распределительный диктант

-Поменялись тетрадями с соседом по парте. Внимание на экран. Проверяем работу друга и оцениваем её. Вернули тетради. Не забудьте занести результат в лист контроля.

- Поднимите руку, кто выполнил задание правильно? Молодцы!

(этим детям можно дать творческое задание либо использовать в качестве консультантов при последующей работе по коррекции знаний)

Слайд 16 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 17, 18  6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. (4-5 мин.)

- А  можно ли пользоваться проверочным словом при объяснении слов с чередованием (нужно знать правило).

- Какую работу можно выполнить с данным текстом решите сами?

Девочка очень аккуратная: 
Хорошо все уб...рает, 
Всю грязь отд...рает, 
Пыль везде ст...рает, 
Шкафы зап...рает, 
Так устает, что ум...рает от усталости. 
Но когда сердится, то говорит: 
"Когда все уб...ру, 
Грязь отд...ру, 
Надо пыль ст...реть, 
Шкафы зап...реть, 
Не хочу! Я так устала, что могу ум...реть!" 

- Какую работу вы выполняли с данным текстом?

- Безударные гласные вам попадались ?

- Как зовут девочку? (Ира) ДЕВОЧКА ИРА- МОЛОДЕЦ, помогает маме, и мы должны с вами всегда помогать маме во всем. А своими знаниями мы можем маму только радовать.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (4-5 мин.) Слайд 19,20

Проверь себя ТЕСТ

1.  На  месте  пропуска  пишется   буква  и .

  1. соб..ру
  2. зам..реть
  3. нат..рать
  4. пост..лить

2.  На  месте  пропуска  пишется   буква  е .

  1. расст..лать
  2. уб..рать
  3. зам..реть
  4.  ст..рать, 

3. Укажите  номер  правильного   написания слов.

  1. замереть  от  счастья
  2. блестать  красотой
  3. померить друзей
  4. блистеть  на  солнце

4. Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 

  1. помирить
  2. пиршество
  3. затирать
  4. отмерять

Выбери себе уровень сложности

Слайд 21 Уровень 1  Я умею находить в предложениях слова, в которых  есть корни с чередованием гласных е//и.

Подчеркните в  данных предложениях  слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

1. Галя  вытирала посуду.

2. Кирилл  застелил постель и стал собираться в школу.

3. Когда мама ушла на работу, Ира заперла дверь.

4. Мама замерла от удивления, когда увидела, как я убрал в комнате.

5. Скоро гости к нам соберутся.

Слайд 22 Уровень 2  Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб...рать вещи, зам...рать от восторга, глаза бл...стят, заж...гать свечку, отд...рет наклейку, выт...рает пыль, отп...реть замок.

Слайд 23 Уровень 3  Я умею образовывать и правильно писать новые слова с чередованием гласных е//и в корне.

От данных глаголов образуйте с помощью приставок, указанных в скобках, по два однокоренных глагола.

О б р а з е ц: утирать – стереть, растирать.

Нат...рать (вы-, об-), отп...реть (за-, под-) наст...лать (рас-, под-), ум...рать (за-, вы-).

Сравнивают и оценивают свои ответы. ( Для проверки первого уровня

- Прочитайте, что дети могут делать для любимой мамы? Для проверки второго и третьего уровня - Прочитайте, что вы можете сделать для любимой мамы?

Слайд 24 8.Этап включения в систему знаний и повторений.

Творческое задание  Ваша мама самая красивая, самая добрая. Она много работает, чтобы вы ни в чем не нуждались. Вы тоже ее любите. Напишите небольшое сочинение “Я жду маму”, используя глаголы с чередованием в корне: собирать, убирать, вытирать, расстилать, замирать, блистать.

Слайд 25  Подведем итоги урока, обратимся к оценочным листам.

Вам интересно, какой результат получился? Вы добились той цели, которую поставили в начале урока? ВОТ как мамы ваши обрадуются! А когда День матери?

Слайд 26

Рисунок 3. И вы для своих любимых мамочек можете написать сочинение “Я жду маму”, подарить открытку, сделанную своими руками.

Прочитать наизусть стихотворение.

Рисунок 4. Вырезать и подарить ангелочка, ведь мама, как ангел, всегда оберегает своего ребенка, да и вы , наши милые дети, ангелы для своих мам.

- Обратите внимание на открытку, какой цветок держит мишка в руке? (Незабудка- эмблема Дня Матери)

Слайд 28 9.Этап рефлексии учебной деятельности.

  • Сегодня на уроке я повторил........
  • Сегодня на уроке я научился.......
  • Мне было трудно...........
  • Надо поработать....................
  • Желаю ребятам и учителю.............

Слайд 29 ДЗ стр.98 правило, упр.220 (выполнить все задания, подготовить поздравление для мамы, бабушки)

Благодарю вас всех за урок. Мне с вами было очень приятно и интересно работать: вы сам и сформулировали тему урока и справились с трудными заданиями. Я ухожу с урока с хорошим настроением и надеюсь, что вы тоже.