Урок русского языка на тему "Разбор глагола как части речи"

Разделы: Русский язык


Цели урока: повторить грамматические категории глагола; закрепить написание безударных окончаний глаголов.

Формируемые УУД:

  • познавательные - умение выделять орфограмму; высказывание своих мнений с аргументацией; умение выполнять операцию сравнения
  • коммуникативные - речевое отображение содержания совершаемых действий; перенос во внутренний мир умственных действий и понятий
  • регулятивные - соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание
  • личностные – освоение социальных норм, правил поведения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Минута кинезиологии.

II. Чистописание.

На доске написаны слова: выбежал, плывёт, освободят, приподнять.

– Определите буквы, которые мы будем писать на чистописании. Первая - это буква, с которой начинается корень глагола прошедшего времени. Какая это буква? (Б)

– В каком слове она находится? (Выбежал.)

– Вторая буква в приставке глагола будущего времени. Это буква? (О)

– Третья буква дважды повторяется в глаголе неопределённой формы. Что это за буква? (П)

- В каком слове? (Приподнять)

боп ббопп бббоппп

III. Самоопределение к деятельности.

Что без него предметы?
Лишь названья.
Но он придёт, всё в действие придёт.
Бегут машины, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.

- О какой части речи идёт речь?

-- Дайте определение глагола.

– Назовите грамматические признаки глагола.

- Прочитайте тему урока, сформулируйте цели урока.

IV. Работа по теме урока.

Игра: “ Определи время глагола”.

- Услышите глагол настоящего времени – хлопните в ладоши, прошедшего - стукните по столу, будущего – топните ногой.

Вымолвил, встречает, увидимся, плывёт, впился, пристают, будем выходить, показались, навестить./Проблема!/ Что скажете?

- Так как определить время глагола?

Самостоятельная работа.

На слайде три иллюстрации к произведению А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане...”.

- Выберете одну из иллюстраций, подберите к ней соответствующий отрывок. (Раздаточный материал).

А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд.

Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.

Спишите текст, найдите глаголы и определите их лицо и число.

3. Синтаксический разбор предложения.

- Выполните синтаксический разбор предложения./ Один ученик работает у доски

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

- Каким членом предложения чаще всего является глагол?

V. Динамическая пауза.

- Я называю глаголы, а вы выполняйте соответствующие действия.

Встать, потянуться, распрямиться, присесть, подняться, улыбнуться, сесть.

VI. Актуализация опорных знаний.

Словарная работа.

Игра “Найди пару”. Группе учеников раздаются карточки. На одних – глаголы, на других – фразеологические обороты.

убегает уносит ноги
молчит держит язык за зубами
дремлет клюёт носом
ссорятся живут как кошка с собакой

– Собери пару: к глаголу подбери подходящий по смыслу фразеологический оборот.

– Запишите запомнившуюся вам пару.

Ссорятся – живут как кошка собакой.

Орфографическая минутка.

Работа в паре. Работа с учебником. Упр.193 с. 113.

- Выпишите из “Сказки о царе Салтане...” А.С.Пушкина предложение, в котором глаголы употреблены в будущем времени.

- Докажите соседу (поочерёдно) правописание личного окончания глаголов.

Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой, разольётся в шумном беге, и очутятся на бреге в чешуе как жар горя тридцать три богатыря.

- Как определяли гласную в окончании глагола?

- Повторите алгоритм

Самостоятельная работа.

- Послушайте пословицы к произведению Пушкина “Сказка о царе Салтане...”

В воде много рыбы, всю не выловишь.

В мешке шила не утаишь.

За большим погонишься – малого не увидишь.

- Какими орфограммами они объединены? / “Не” с глаголами, “ ь” после шипящих./

- Запишите одну пословицу, выделяя и доказывая орфограммы.

VII. Рефлексия.

- Вам предлагается 2 вида тестов на выбор.

- Самопроверку выполните по готовому варианту.

Приложение

- Подводя итог, я хотела бы, чтобы вы закончили его предложением с тем знаком на конце, который отвечает тем знаниям, какие вы получили о глаголе.

Мой друг – глагол (! ?)

VIII. Домашнее задание.

- Запишите 8 строчек из “Сказки о царе Салтане...”, определите грамматические признаки глаголов.