Развитие учебной мотивации обучающихся начальной школы на уроке

Разделы: Общепедагогические технологии


Мотивационная сфера – ядро личности. Впервые переступая порог школы, школьник хочет учиться, причём учиться хорошо, отлично. Но через некоторое время и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «Не хочет учиться», «Мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у обучающегося не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем заключается потребность в знаниях? Как она возникает, развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у обучающихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Каждый учитель знает, что школьник не может успешно учиться, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним, поэтому перед педагогом стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели: нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

В педагогике выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации: ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация: обучающиеся успешно справляются с учебной деятельностью.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью: детям нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация: дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация: дети не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем, школа нередко воспринимается ими как враждебная среда.

Общий смысл формирования мотивации к учению состоит в том, что учителю необходимо перевести обучающихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению действенному, осознанному и ответственному.

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

  • первый путь – через усвоение обучающимися общественного смысла учения;
  • второй путь – через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Для развития мотивационной сферы обучающихся учитель может использовать следующие виды воздействий:

  • актуализация уже сложившихся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддерживать;
  • создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
  • коррекция дефектных мотивационных установок;
  • изменение внутреннего отношения как к имеющемуся уровню своих возможностей, так и к развитию их в перспективе.

Формирование включает несколько блоков: работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляции новых мотивов и появлению у них новых качеств.

Известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес младшего школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Способ раскрытия учебного материала.

Изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, и, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, тем самым вызывая у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.

2. Организация работы над предметом малыми группами.

Принцип набора обучающихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

3. Отношение между мотивом и целью.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.

4. Проблемность обучения.

На каждом этапе урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то мотивация обучающихся, обычно, находится на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации. Если же замечено снижение учебной мотивации, то необходимо установить причины снижения учебной мотивации, провести коррекционную работу.

В ряде случаев необходимо использовать игровую деятельность для формирования у обучающихся недостающих средств учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущей деятельностью, не приобрело личностного смысла.

Игра помогает подготовить ребенка к учению. Постепенно учение приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное отношение к себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой деятельности.

Считаю: учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Для себя определила основные развивающие педагогические задачи по формированию мотивации и умения учиться у обучающихся младшего школьного возраста:

  • формировать у школьников умение учиться – расширять фонд действенных знаний, отрабатывать каждый из видов, уровней и этапов усвоения знаний;
  • формировать у обучающихся понимание целей и задач, их активное принятие для себя, самостоятельную постановку целей и задач, их формулирование;
  • формировать у обучающихся умение выполнять отдельные учебные действия в определенной последовательности (сначала по инструкции, затем самостоятельно);
  • обучать школьников приемам самоконтроля и адекватной самооценки (по этапам работы в соответствии с объективными требованиями и со своими индивидуальными возможностями);
  • обучать школьников умениям ставить промежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные учебные действия и их последовательность, преодолевать затруднения и помехи при их реализации, рассчитывать свои силы;
  • формировать у школьников умения осознавать свои мотивы в учебной работе, сознательно их сопоставлять и делать обоснованный выбор («Из двух дел я вначале делаю это, так как для меня оно важнее по такой-то причине»).
  • поддерживать уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать и терпеливо выслушивать.

Основная часть

Развитие учебной мотивации обучающихся на уроке

Цель: создать условия для того, чтобы обучающийся был постоянно мотивирован к действиям.

Содержание деятельности:

Первый этап – создать условия для осознания обучающимся того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке.

Второй этап – создать условия для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения от самого процесса учения.

Третий этап – создать условия для оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или неудачи, постановке задач для дальнейшей деятельности. Главная задача этого этапа состоит в том, чтобы каждый обучающийся осознал приобретенный положительный опыт.

Результат: мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т.д.).

Развитие учебной мотивации обучающихся на уроке математики. 3 класс. (авторская программа Моро М.И., С.И. Волкова, С.В. Степанова) – Приложение 1.

Развитие учебной мотивации обучающихся на уроке литературного чтения. 3 класс. (авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого) – Приложение 2.

Развитие учебной мотивации обучающихся на уроке русского языка. 3 класс. (авторская программа В.Г. Горецкий, Л.М. Зеленина) – Приложение 3.

Заключение

Считаю, что правильно организованная деятельность учителя на уроке, направленная на формирование положительной мотивации обучающихся, позволяет быстрее и эффективнее овладеть учебными универсальными действиями, что позволяет в дальнейшем создать прочную платформу для дальнейшего обучения в основной школе.

Список источников:

  1. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232
  2. с.Маркова, А. К., Матис, Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. – 212 с.
  3. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1:Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984. – 176 с.
  5. Интернет-ресурсы:
    • urok.1sept.ru/articles/566438/
    • www.childpsy.ru/lib/books/id/8145.php