Вычисление площадей фигур. 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Форма проведения урока: игра «Счастливый случай».

Тип урока: урок закрепления новых знаний.

Цель: формирование навыков решения задач на вычисление площадей фигур.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, колонки, карточки, магниты.

Ход урока

– Здравствуйте, ребята! Скажите, какую тему мы начали изучать на прошлом уроке геометрии (ответы учащихся). На прошлом уроке мы с вами вывели формулы для вычисления площади различных четырехугольников и треугольника. Сегодня на уроке мы продолжим изучать эту тему.

Как вы думаете, какая же будет цель нашего урока? (постановка цели урока учащимися).

Вы правы, сегодня на уроке мы будем учиться вычислять площади различных фигур по формулам. Как вы думаете, кроме выведенных нами формул, какие знания нам сегодня потребуются для решения задач? (ответы учащихся).

Конечно же, вам сегодня потребуются все ваши знания о свойствах четырехугольников и треугольников. Я уверена, что вы их прекрасно знаете, поэтому предлагаю вам сегодня проявить себя и посоревноваться в знаниях со своими одноклассниками. Перед уроком вы разделились на две команды, и, я думаю, вы догадались о том, что наш урок пройдет не совсем обычно. Он пройдет в форме игры «Счастливый случай». Презентация

Наша игра будет состоять из пяти геймов:

  1. Разминка
  2. Один за всех
  3. Дальше…Дальше…
  4. Темная лошадка
  5. Гонка за лидером

В каждом гейме вы будете зарабатывать баллы. В одном из геймов вас ждет сюрприз – вопрос «счастливый случай». Команде, которой достанется этот вопрос,и которая правильно на него ответит, баллы за это задание удваиваются.

Правила поведения на нашей игре:

  1. С места не выкрикивать.
  2. Не перебивать друг друга.
  3. Для ответа необходимо поднять руку.
  4. При неправильном ответе одной команды – ход переходит к другой.

Правила игры вам понятны ? За нарушение правил у команды будут сниматься баллы (1 нарушение – 1 балл)

Нашу игру сегодня будет оценивать компетентное жюри …

Итак, команды готовы?

Наш первый гейм «Разминка».

(Вам предстоит ответить на несколько вопросов. Право первому ответить на вопрос представляется тому, кто первый поднимет руку). Вопрос оценивается в 1 балл.

Для проведения следующего гейма вам необходимо выбрать по одному представителю от каждой команды.

Гейм называется «Один за всех». 

Каждому участнику необходимо будет установить соответствие между фигурами и формулами для вычисления их площадей.

За верно выполненное задание каждый участник получает 1 балл

Участник, справившийся с заданием быстрее другого, получает еще один дополнительный балл.

Представителей от каждой команды я попрошу выйти к доске.

(на доске на магнитах прикреплены фигуры и формулы, формулы в двух экземплярах)

(Приложение 1)

Следующий гейм называется «Дальше… Дальше…»

В этом гейме каждому члену команды необходимо будет внести в общую копилку свой вклад.

Каждому участнику команды необходимо решить по одной задаче (листы с задачами заранее вывешены на доске и перевернуты).

Каждая задача оценивается в 1 балл.

Команда, решившая все задачи быстрее другой, получает дополнительно 1 балл.

Участники по порядку открывают на доске свою задачу, устно ее решают, записывают рядом ответ и передают эстафету другому члену команды. (На решение каждой задачи дается не более одной минуты)

Задание командам понятно?

Тогда вперед! (Приложение 2)

Я попрошу жюри оценить работу команд. (жюри озвучивает результаты).

Ответы к конкурсу "Дальше...Дальше..."

  1. S= 72
  2. S=60
  3. S=160
  4. S=70
  5. S=18
  6. S=36
  7. S= 60
  8. S= 65
  9. S= 25
  10. S=100
  11. S= 36
  12. S=18
  13. S= 100
  14. S=25

А сейчас мы переходим к следующему гейму «Темная лошадка».

В этом конкурсе все задачи решаются командой. Команда, решившая задачу, поднимает руку и объясняет свое решение.

Количество баллов, которые вы можете получить, решив задачу, вы узнаете только после того, как выберете номер задачи.

Команда, лидирующая по итогам предыдущих геймов, получает право первой выбрать номер задачи.

Ответы к конкурсу «Темная лошадка»

  1. S=60 (1 балл)
  2. S=25 (2 балла)
  3. 5 и 20 (2 балла)
  4. S=70 (1 балл)
  5. S=44 (1 балл)
  6. «счастливый случай» S=25 (2 балла)
  7. S=126 (2 балла)
  8. S=60 (2 балла)

Я попрошу жюри подвести итоги этого гейма (жюри озвучивает результаты)

А сейчас мы переходим к нашему последнему гейму «Гонка за лидером». 

В течение одной минуты я буду задавать вопросы командам. Сначала одной, потом другой.

За это время каждая команда должна ответить на большее число вопросов.

Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Задание командам понятно?

Право первой ответить на вопрос предоставляется команде, набравшей меньшее количество баллов.

Вопросы :

Какие из представленных ниже утверждений верны?

  1. Сумма вертикальных углов равна 180 градусам (нет)
  2. Если в четырехугольнике стороны попарно равны, то это параллелограмм (да)
  3. Площадь параллелограмма равна произведению его стороны на высоту, проведенную к этой стороне (да)
  4. Если в параллелограмме диагонали взаимно-перпендикулярны, то это ромб (да)
  5. Все стороны параллелограмма равны (нет)
  6. Если в треугольнике два угла равны, то он равнобедренный (да)
  7. Квадрат-это ромб, у которого все углы равны (да)
  8. Расстоянием от точки до прямой называется отрезок, соединяющий эту точку с любой точкой прямой (нет)
  9. Сумма смежных углов равна 180 градусам (да)
  10. Если в параллелограмме диагонали равны, то это ромб (нет)
  11. Площадь трапеции равна полусумме ее оснований на высоту, проведенную к основаниям (да)
  12. Если две стороны и угол одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу другого треугольника, то такие треугольники равны (нет)
  13. Если в четырехугольнике два угла прямые, то это прямоугольник (нет)
  14. В трапеции углы при основаниях равны (да)
  15. Если угол равен 50 градусам, то вертикальный с ним угол равен 150 градусам (нет)
  16. Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов (да)
  17. Площадь ромба можно найти по формуле площади параллелограмма (да)
  18. В треугольнике против меньшей стороны лежит больший угол (нет)
  19. Катет, прилежащий к углу в 30 градусов, равен половине гипотенузы (нет)
  20. Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противолежащие стороны попарно параллельны (да)
  21. Сумма накрест лежащих углов равна 180 градусам (нет)
  22. Если в четырехугольнике диагонали равны и взаимно-перпендикулярны, то это квадрат (нет)
  23. Противолежащие углы равнобедренной трапеции равны (нет)
  24. Сумма односторонних углов равна 180 градусам (да)
  25. Медиана, проведенная в равнобедренном треугольнике к боковой стороне, является биссектрисой и высотой (нет)
  26. Если две параллельные прямые пересечены третьей прямой, то соответственные углы равны(да)
  27. Если в трапеции диагонали равны, то она равнобедренная (да)
  28. В параллелограмме противолежащие углы равны (да)
  29. В трапеции углы при основании равны (нет)
  30. Если две параллельные прямые пересечены третьей прямой, то накрест лежащие углы равны (да)
  31. Прямоугольником называется параллелограмм, у которого равны диагонали (нет)
  32. Если в параллелограмме диагонали являются биссектрисами углов, то это ромб (да)
  33. Прямоугольник-это параллелограмм с прямым углом (да)
  34. Параллелограммом называется четырехугольник, у которого стороны попарно равны (нет)
  35. В трапеции диагонали точкой пересечения делятся пополам (нет)
  36. Площадь ромба равна произведению его диагоналей (нет)
  37. Если в ромбе равны диагонали, то это квадрат (да)
  38. Сумма углов выпуклого четырехугольника равна 180 градусам (да)
  39. Если катет и гипотенуза одного прямоугольного треугольника соответственно равны катету и гипотенузе другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны (да)
  40. Внешний угол треугольника равен сумме двух углов не смежных с ним (да)
  41. Если в равнобедренном треугольнике один из углов равен 60 градусам, то этот треугольник равносторонний (да)
  42. Сумма двух углов прямоугольного треугольника равна 90 градусам (нет)
  43. Через две точки на плоскости можно провести две прямые (нет)
  44. Диагонали прямоугольника перпендикулярны (нет)
  45. Катет, лежащий напротив угла в 30 градусов равен половине гипотенузы (да)
  46. Катет в прямоугольном треугольнике меньше гипотенузы (да)
  47. Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны (да)
  48. Противолежащие углы равнобедренной трапеции равны (нет)
  49. Если в прямоугольнике диагонали взаимно-перпендикулярны, то это квадрат (да)
  50. Площадь квадрата равна квадрату его стороны (да)

– Игра окончена. И пока члены жюри будут оценивать ее результаты, я попрошу вас оценить свою работу во время проведения нашего урока. Чтобы вам легче было это сделать, для вас приготовлены подсказки.

Посмотрите на экран, подумайте и продолжить следующие фразы:

  • Я сегодня узнал новое о том……
  • Я сегодня научился…
  • Я сегодня понял, что….
  • Мне сегодня было трудно...
  • У меня сегодня получилось... (не получилось...)

(подведение итогов урока)

Спасибо, ребята!

А сейчас слово предоставляется председателю жюри…..

(подведение итогов игры) (Приложение 3)

Команда, победившая в этой игре, получает за урок отметку «5».

(отдельно учитель оценивает учащихся второй команды)

Домашнее задание (придумать 2 задачи на вычисление площади фигуры и записать их на карточках, отдельно записать к ним решение)

Спасибо за игру!