Урок русского языка на тему "Знаки препинания в простых и сложных предложениях". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: формировать умение различать простое и сложное предложения, закрепить навык употребления знаков препинания в сложных предложениях;

Предметные УУД: обучающиеся научатся различать простое и сложное предложения, закрепят навык употребления знаков препинания в сложных предложениях;

Метапредметные УУД: обучающиеся научатся выдвигать гипотезы и обосновывать их; научатся устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; научатся сосредотачиваться на решаемой учебной задаче.

Личностные УУД: у обучающихся будет развиваться эстетическое сознание через освоение художественного наследия России.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, у каждой группы карта РФ, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Самоопределение к деятельности

1. Звучит песня «Отчего так в России березы шумят…»

– Сегодняшний урок русского языка я хочу начать с песни. Послушайте и попробуйте догадаться, о чем на уроке пойдет речь.

2. Работа с текстом. Слайды 1-3.

Родина
Родина – могучее слово. Родина для нас всё. Она дала нам жизнь, для неё мы живём.
Родина – это вся наша страна. С гордостью сознаём мы, что наша страна самая большая в мире. Она располагается в двух частях света. Три океана омывают её своими водами.
Равнины нашей Родины покрыты плодородной почвой, ценными лесами. Мы гордимся нашей Родиной.

Задание: разобрать по членам 2-ое предложение первого абзаца и 1-ое третьего абзаца.

– Сформулируйте тему и цели урока.

– Путешествуя по России, мы будем выполнять задания и постараемся оценить себе. На карте нашей страны вы должны будете наклеивать полоски трех цветов:>

Задание не вызвало затруднений.

Над заданием пришлось «поломать голову».

Задание стало понятно, когда его объяснили.

III. Работа по теме урока.

1. Работа на интерактивной доске. Слайды 4-19.

а) Списать текст. Вставить пропущенные буквы и запятые. Построить схемы к предложениям.

Нал.тел сев.рный вет.р и з.ма спустилась в тайгу. Ничто (не) нарушает т.шины с.снового бора в нём всегда ст.ит зап.х хвои.
По алмазной скат.рти сн.гов проб.жали лё.кие ласки. Тихо прол.тела над снежными сугробами с.ва. В н.чной т.мноте она всё слышит и видит.

б) Работа над предложением.

Бурые, отъедаются, к, залегают, берлогу, осенью, жиреют, и, в, медведи, зиме

2. Самостоятельная работа

А. Прочитайте предложения. Подчеркните в них главные члены и определите, какие предложения являются сложными, а какие – простыми с однородными членами.

  1. Родился ландыш в майский день, и лес его хранит. (_____________)
  2. Ветер поднимал пыль, кружил в воздухе опавшие листья. (____________)
  3. Снег покрыл дорожки, деревья, крыши домов. (________________)
  4. Кошка дремлет в кресле, а котята играют с клубком. (________________)
  5. Весёлые голоса, шутки и смех разносились по долине.(_______________)
  6. Прошло жаркое лето, и наступила осень. (___________________)

В. Прочитайте предложения. Какими они являются: простыми или сложными? Расставьте запятые, где надо.

  1. Падал снег дул пронзительный ветер. (_______________)
  2. Начался ливень и мы побежали к сторожке. (______________)
  3. Лес зазвенел застонал затрещал. (_______________)
  4. Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскулила ещё жалостнее. (________________)
  5. Дождь прошёл но землю не напоил. (___________________)
  6. Ветер разогнал тучи и небо прояснилось. (_____________________)

С. Прочитайте предложения. Расставьте, где надо запятые. Постройте схему каждого предложения.

  1. Книга в счастье украшает а в несчастье утешает. ___________________
  2. Лето собирает а зима поедает. ______________________
  3. Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту. _________________
  4. Первый луч солнца выглянул из-за тучи и заиграл на макушке высокой сосны. __________________

3. Проверка по эталону. Слайды 20-24.

IV. Рефлексия.

(Карты, с наклеенными полосками, вывешиваются на доску. Дети обосновывают свое решение)

V. Итог урока.

Приложения.