Обличение невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом». 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока: формировать представление о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И. А. Крылова “Свинья под Дубом”.

Задачи:

  • обучающие: проанализировать басню, рассмотреть её особенности, выделить мораль;
  • развивающие: развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басни и её мораль; совершенствовать языковую культуру учащихся;
  • воспитательные: способствовать воспитанию потребности быть порядочным, организованным, интеллектуально развитым, уметь делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежеству.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
  • личностные УУД: самоопределение, нравственно - этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • регулятивныеУУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки обучающихся и иллюстрации к басням; словари, сборники пословиц и поговорок, опорный конспект по теме “Басни”, дидактический материал.

Ход урока

I. Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуй, мой любимый класс! Очень рада видеть вас!

Рада видеть огоньки интереса, любознательности в ваших глазах. Пожелаем же друг другу хорошей, плодотворной работы.

II. Актуализация знаний.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

- О ком поэт Вяземский написал эти строки?

- Итак, мы вновь обращаемся к творчеству великого русского баснописца И. А. Крылова. (Слайд 1)

Презентация.

Приложение.

С какими баснями Крылова вы уже знакомы? (Ответы детей)

- Предлагаю вам небольшую речевую разминку. Перед вами слайды с иллюстрациями из басен Крылова и незаконченными цитатами из них. Закончите цитаты и назовите басни, из которых они взяты.

Слайды 2-4

Слайд 2 ...Ай, Моська! Знать, она сильна,......Мартышка к старости...

Слайд 3...Чем кумушексчитать трудиться,......Ты все пела?Это дело;...

Слайд 4...Когда в товарищах согласья нет,...

- На сегодняшнем уроке – очередной басенный шедевр дедушки Крылова. Но прежде предлагаю вам, ребята, создать опорную схему по теме “Басня”, которая поможет нам плодотворно поработать над сегодняшней темой, потому что вы вспомните основные понятия из теории литературы.

На столах: листы с напечатанным текстом:

1 Басня 1 - обличение и высмеивание пороков, недостатков
2 Персонажи басен 2 - перенос свойств человека на неодушевленные предметы, животных
3 цель басни 3 - скрытая насмешка, намек
  Приемы баснописца    
4 Аллегория 4 - строки басни, в которых содержится нравоучительное заключение, урок, вывод
5 Олицетворение 5 - иносказание, изображение отвлеченных понятий через конкретный образ
6 Ирония 6 - животные, растения, вещи
7 Мораль 7 - краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
Ответы ; 2 - ; 3 - ; 4 - ; 5 - ; 6 - ; 7 - .

Задание: соотнести записи, заполнить схему

(Работа в парах над заполнением опорного конспекта. Коллективная проверка. Самооценка.)

3. Формулировка темы и цели урока.

- Давайте еще раз обратимся к той части схемы, где говорится о цели басни. Вспомните, а как об этом говорил сам Крылов? (“Люблю, где случай есть, пороки пощипать!..”. Какие пороки обличает и высмеивает великий баснописец? Вам помогут вспомнить эти басни иллюстрации на слайде (Слайд 5) и ваши собственные рисунки на доске.

–Да, лесть, глупость, завышенная самооценка, праздность – все это человеческие пороки, достойные осмеяния. А теперь обращаю ваше внимание на слайд, где записаны изречения величайших мыслителей.

(На слайде 6:

  • Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество. (Сократ)
  • У человека есть только один тиран — невежество. (В. Гюго)
  • В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь. (Вольтер)
  • При невежестве ум чахнет за недостатком пищи. (М. В. Ломоносов)
  • Благодарность - самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность - самый худший из пороков. (Т. Фуллер)
  • Неблагодарность - один из величайших грехов, какие только существуют на свете. (М. де Сервантес)

- О каких человеческих пороках эти высказывания?

- Что такое невежество, неблагодарность? (пороки, которые следует обличать и, высмеивая, бороться с ними)

- Давайте же сформулируем тему нашего сегодняшнего урока!

Слайд 7 :Осмеяние __________и ___________в басне И. А. Крылова “Свинья под дубом”

Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И. А. Крылова “Свинья под дубом”

- Итак, тема определена! Давайте определимся с целями! Что мы будем делать на уроке? Чему мы ложны будем научиться?

(читать и анализировать басню; выявлять её мораль; давать характеристику персонажам, выявлять художественные особенности; учиться выразительному чтению и т. д.)

4. Основной этап урока. Открытие новых знаний путём знакомства с басней И. А. Крылова “Свинья под дубом”.

1) Знакомство с басней.

-Начнем со знакомства с басней. На с. 84 учебника есть ее текст. А я предлагаю вашему вниманию запись басни в исполнении мастера художественного слова Алексея Грибова. Обратите внимание: чтение басни “Свинья под дубом” сопровождается великолепными иллюстрациями.

(Слайды 8–10)

- Достаточно ли прослушивания и прочтения произведения, чтобы постичь его смысл?(нет, необходимо проанализировать его)

2). Исследовательская и поисковая работа в группах. .

1-я группа “Лингвисты”: работа с различными источниками (словари, справочники, сеть Интернет)

Цель: выяснить значение слов неблагодарность, невежа, невежда, невежество

2-я группа “Фольклористы”: работа со сборником русских пословиц и поговорок, с Фразеологическим словарем

Цель: подобрать пословицы и поговорки со словом свинья.

3-я группа “Литературоведы”: Используя опорный конспект, доказать, что литературное произведение “Свинья под дубом” относится к жанру басни.

Физминутка. (Проводят учащиеся).

3). Работа с текстом басни.Усвоение новых знаний.

- Итак , заслушаем сначала наших литературоведов.(Результаты исследования группы “Литературоведы”).

- А теперь поработаем с текстом и постараемся понять аллегорию и мораль басни “Свинья под дубом”.

- Какое чувство вызывает у читателя Свинья? (неприятное, отвращение, она нам не нравится)

- Почему? Какой рисует Крылов Свинью?

- На это указывает и ее речевая характеристика. Как надо читать реплики Свиньи? Прочитайте! Вспомните исполнение басни актером.

- Какие слова использованы для ее описания? Какое определение дает Свинье Дуб? Прочитайте с правильной интонацией!(“неблагодарная”)

- Что такое неблагодарность? (1группа:Неблагодарность – отсутствие чувства признательности к оказавшему добро или услугу)

- Но это мягко сказано... Что Свинья делает? Ведь она не просто поела, не поблагодарив... Давайте послушаем ребят из группы “Фольклористы”. Какие устойчивые выражения со словом свинья вы вспомнили или нашли?

(Подложить свинью, поступить по - свински, метать бисер перед свиньями, тупорылая свинья. Свинья грязи найдет. Сыта свинья, а все жрёт. Посади свинью за стол – она и ноги за стол...)

- Какие качества человека связывают с образом свиньи в фольклоре? Что означает выражение поступить по - свински, подложить свинью? Олицетворением какого порока в басне является Свинья? В чем смысл аллегории?

- Понимает ли Свинья в басне Крылова, что своими действиями она наносит вред дереву? (нет, ее “ничуть то не тревожит”) Почему?

- Какой же вывод делает Крылов? Какова мораль басни?(зачитывают)

- Почему Крылов говорит о Свинье как о невежде? Кто такие невежды? А невежи?(1 - ая группа “Лингвисты” дают толкование слов).

- Какое же из этих слов характеризует Свинью? А может быть, оба?

- Какой же порок “пощипал” в этой басне Крылов?

- Что можно сказать о других персонажах басни? (Ворон.Дуб).

- Обратите внимание на определение, стоящее перед словом Дуб. Что оно означает? (Вековой – это не только старый, но и мудрый.)

- Интересна история создания этой басни. Она – аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно.Крылов же своей басней метко разил противников образования, доказывая их неправоту, показал истинное лицо, вернее, рыло, необразованных людей.

- Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова?

4). Чтение басни по ролям.

5. Контроль и самооценка знаний.

- В каких строчках заключена мораль басни? В какой жизненной ситуации её можно использовать?Прав ли был Н.Гоголь, когда утверждал, что в его баснях “мудрость народа”?

6. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

- Чему научила нас басня?

Выразительное чтение стихотворения М. Исаковского“Кто не слыхал его живого слова?..” заранее подготовленным учеником (индивидуальное задание к уроку) (Слайд 1)

- Пусть и в вашей памяти, ребята, останутся крылатые крыловские слова, строчки из его басен, постоянно напоминая о том, что недостатки и пороки необходимо искоренять.

Домашнее задание. По выбору.

1. Басню наизусть. (Инсценирование)

2. Следующий урок – урок внеклассного чтения по басням И.А. Крылова. Подготовить к нему: Вопросы викторины по басням И.А. Крылова. Инсценировку любимой басни.

7. Рефлексия. Заполнение карточки эмоционального состояния.

Карточка эмоционального состояния

Заполните карточку значками:-да, – нет, - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно  
Я чувствовал (а) себя комфортно  
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке  
Я был (а) успешен (успешна)  
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен  
Самооценка работы на уроке  
Оценка учителя  

Особое мнение, впечатление (Что особенно понравилось, запомнилось или не понравилось, было скучно, неинтересно _____________________ (3-4 ученика вслух оценивают свою работу на уроке. Карточки эмоционального состояния сдаются в конце урока учителю. Выставляются оценки за урок).

- Да, вы действительно все хорошо поработали. А поэтому вас ждет сюрприз. Приглашаю вас в наш импровизированный театр и предлагаю посмотреть инсценировку басни Ивана Андреевича Крылова “Ворона и Лисица”, приготовленную вашими товарищами.

Инсценировка басни “Ворона и Лисица” И.А. Крылова.

Список использованной литературы.

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. М.: “Вако”, 2015.
  2. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. – М., Просвещение, 2014.
  3. Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — Волгоград: Учитель, 2013.