Авторская разработка литературного досуга с детьми старшей группы по теме "Весёлый день с А.Л.Барто"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Формирование в занимательной досуговой форме речевой компетенции.

Задачи:

  • Развивать у дошкольников интерес к художественной литературе.
  • Учить детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворения.
  • Побуждать детей к выразительному чтению стихов.
  • Формировать слуховое и зрительное внимание, тренировать память, мышление.
  • Развивать ловкость, точность движений, общую моторику.
  • Воспитывать желание оказать помощь тому, кто попал в беду.
  • Воспитывать доброжелательность и взаимопонимание.

Оборудование:

  • Аудиозапись стихотворения А.Л. Барто “Зайка” из цикла “Игрушки”. Конверт с письмом, объявление, мольберт, ширма, разрезная картинка самосвала из пособия в Н.В. Нишевой “Играйка”, коробочка со стекляшкой, прыгалки, ведро, удочка, скамейка, орехи, две корзиночки для орехов, два подноса, две ложки, колокольчик, книга-подарок для детей, шкатулка, шарфик, мешочек, стол, следы из бумаги, стеллажи, рисунки детей.
  • Игрушки: самосвал, собака, кораблик, козлёнок, самолёт, кукла, юла со стрелкой, мишка, лошадка, флажок, бычок, слон, мяч.

Оформление зала: на стене висит портрет А.Л. Барто. Вокруг портрета – выставка рисунков детей к стихотворениям А.Л. Барто. У противоположной стены, на специальных стеллажах, стоят игрушки: лошадка, слон, бычок, кукла, мишка, мяч, флажок. Перед игрушками лежат следы. Около игрушек стоит ширма. На ширме висит объявление. На противоположной стороне стоит мольберт. Стулья для детей стоят полукругом. Перед детьми стоит столик с юлой.

Предварительная работа:

- Чтение стихотворений А.Л. Барто:

“Я выросла”, “Сторож”, “Самосвал”, “Я знаю что надо придумать...”,

“Не одна”, “Верёвочка”, “Девочка чумазая”, “Сонечка”, “Любитель-рыболов”, “Машенька” “Девочка-рёвушка”, “Синенькая юбочка”, “Помощница”, “Подари, подари...”.

- Повторение стихотворений из цикла “Игрушки”.

- Прослушивание стихотворений из цикла “Игрушки” в исполнении артистов (аудиозапись).

- Заучивание стихов.

- Рассматривание иллюстраций к стихам А.Л. Барто.

- Рисование на тему “Моё любимое стихотворение А.Л. Барто”.

Звучит музыкальная заставка. На сцену выходит ведущая досуга и объявляет:

“Собрались мы здесь сейчас
На весёлый детский час!
Встречайте ребят!”

Входят дети и садятся на стульчики.

Ведущий:

- Ребята! Посмотрите внимательно на портрет. Это Агния Львовна Барто. Прошло уже 105 лет со дня её рождения, а её стихи знают и помнят все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. И это не удивительно: ведь маленьким детям читают стихи родители. Вырастают дети, сами становятся мамами и папами и читают стихи своим детям.

Агния Барто – моя любимая поэтесса. Её стихи с слушала и заучивала, когда была совсем маленькой, как вы. Мне было очень жалко зайку:

(включается запись стихотворения “Зайка”).

С этого стихотворения началось моё первое знакомство с творчеством Агнии Барто. Я уверена, ваши мамы тоже читали вам стихи, написанные А. Барто. Давайте посмотрим, помните ли вы их.

Ведущая подходит к игрушкам, берет их по очереди и читает начало стихотворений. Дети продолжают читать стихи.

Это стихи: “Мишка”, “Лошадка”, “Слон”, “Бычок”, “Резиновая Зина”, “Флажок” (ведущий раскладывает около игрушек следы).

Ведущий:

- Молодцы! Когда вы будите взрослыми, то прочитаете эти стихи своим деткам. Но там осталась ещё игрушка, пойду за ней.

Вместо игрушки педагог приносит конверт и у него очень удивленное лицо.

Ведущий:

- Ребята, посмотрите, что я нашла.

Кто-то бросил к нам, в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая обронил?
Может, это кот, как мышку,
На окошко заманил?

- Сейчас посмотрим, что в нём написано.

Педагог достаёт из конверта письмо и читает:

“Помогите! Спасите! Меня похители!”

Ведущая:

- Интересно! Кто же это написал? Подписи нет.

Ребята, с кем-то случилась беда. Мы поможем?

Придётся вам стать сыщиками.

Только кого же нам спасать? Вы знаете?

Что же делать?

- Давайте посмотрим, нет ли следов там, где лежал конверт.

Ведущий подходит к игрушкам и говорит:

- Ой, здесь много разных следов. Мне нужны сыщики.

Он вызывает двоих детей и просит найти одинаковые следы.

Дети находят две пары одинаковых следов и отдают воспитателю.

Ведущий:

- Кажется здесь есть подсказка.

Он читает первую подсказку:

“Срочно найдите объявление и прочитайте его!”

Ведущий:

- Ребята, вы видите объявление?

Он просит одного ребёнка снять и принести его. Объявление прикреплено прищепкой.

Ведущий читает:

Объявление!

Сидеть надоело мне
Лапы сложа
Я очень хотел бы
Пойти в сторожа”.

Ведущий:

- Кто же это написал? Может быть, нам подскажет Агния Барто?

Ребёнок читает стихотворение “Сторож”

Ведущий:

- Ребята, вы догадались, кто написал это объявление? (Ответы детей).

- Конечно, это написал щенок. Только, где же его искать0 я по-прежнему, не знаю.

- Мы совсем забыли, что есть ещё одна пара следов. Посмотрите, может быть, там есть вторая подсказка.

Ведущий читает:

“Самосвал ты собери и орешки привези”

- Ну, вот ещё одна подсказка. Кто же теперь нам поможет?

Выходит Катя Володина (6 группа):

- Я вам помогу. Соберите вот эту картинку.

(Она приносит разрезную картинку из игры Н.В. Нищевой “Играйка”)

Ведущий:

- Катя, что случилось с самосвалом?

- Я сейчас вам расскажу.

Катя читает первую половину стихотворения.

Ведущий:

- Ребята, а вы узнали это стихотворение? Как оно называется?

А теперь давайте скорее собирать самосвал.

Звучит музыка. Два ребёнка на мольберте собирают самосвал.

Игра “Собери картинку”

В это время Катя привозит самосвал, в кузове которого лежат орехи и записка. Воспитатель благодарит девочку. Катя уходит. Ведущий читает записку:

“Когда все орешки окажутся в баночке, вы меня и найдёте”

- Что бы это значило?

- Я кажется, догадалась. Будем играть в игру “Вопрос на засыпку”

За каждое задание, выполненное правильно, вы будете получать орешек.

Орехи вы будете опускать в баночку.

Ведущий:

- Тогда скорее давайте приступать к игре.

Ведущий подходит к столу, на котором разложены по кругу задания. В центре стоит юла со стрелкой. Ведущий крутит юлу. Берёт то задание, на которое указывает стрелка и читает его.

Задания

“Волшебная коробочка”

Ведущий достаёт коробочку и говорит, что надо отгадать предмет, который там лежит:

- Скажите, что придумала девочка?

“Я знаю, что надо придумать,
Что б не было больше зимы,
Что б вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы”.

(Ответы детей)

- Зачем же нужна стекляшка?

(Ребёнок читает отрывок):

“Смотрю я в стекляшку
Зелёного цвета,
И сразу зима
Превращается в лето”.

“Синенькая юбочка”

- У кого “синенькая юбочка, ленточка в косе”?

“Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все” (Читает ребёнок)

Игра “Чудесный мешочек”

В мешочке лежат: самолёт, кораблик, козлёнок.

Дети выходят по одному, отгадывают, вытаскивают игрушку и читают стихи про игрушку.

Игра “Шкатулка”

- Вспомните стихотворение “Подари, подари...”

Назовите, что просила подарить Люсенька у бабушки:

Шапочку, шарфик, платье? (Из шкатулки достаётся шарфик).

Игра “Доскажи словечко”

*Целый день поёт щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошёл,
А он боится (кошки) “Машенька”

*Мы не ели, мы не пили
Бабу снежную (лепили) “Не одна”

*Вышла Лидочка вперёд
Лида прыгалку (берёт) “Верёвочка”

*С утра сидит на озере
Любитель-рыболов
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка (без слов) “Любитель-рыболов”

*Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу
Я вам завтра (помогу) “Помощница”

*Подари мне, подари
Эти бусы-янтари
Для чего вас бусинки?
Подарите (Люсеньке) “Подари, подари...”

*Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может (вырасти). “Девочка-рёвушка”

“Верёвочка”

Ведущий достаёт прыгалки.

- Кому принадлежит этот предмет?

- Как называется стихотворение?

Прочитайте отрывок.

“Не одна”

- Послушайте отрывок.

“Вдруг нахмурилась Наталка,
Ей всего лет пять,
Говорит: “Мне бабу жалко,
Что ж ей тут стоять?
Скоро стихнет звон трамвая
И взойдёт луна,
Будет баба снеговая
Под луной одна?

- Что придумали дети? Как они помогли снежной бабе?

“Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную слепили.
Скоро стихнет звон трамвая
И взойдёт луна,
Наша баба снеговая
Будет не одна”.

Игра “Узнай гостя”

Выходит чумазая девочка. (Хомжукова Женя – 5 группа)

Ведущий:

- Ах ты, девочка
Чумазая,
Где ты руки так измазала?
Чёрные
Ладошки,
На локтях –
Дорожки!

Девочка:

- Я на солнышке
Лежала,
Руки кверху
Держала,
Вот они и загорели.

Ведущий:

- Ах ты, девочка
Чумазая,
Где ты носик
Так измазала?
Кончик носа чёрный
Будто закопчёный.

Девочка:

- Я на солнышке
Лежала
Нос кверху
Держала,
Вот и загорела.

Ведущий обращается к детям:

- “Ой, ли, так ли?
Так ли дело было?”

(Ответы детей).

- Какие предметы помогли избавиться от грязи? (Мыло, губка, щётки)

- Как называется стихотворение?

“Сонечка”

Появляется девочка (Илюшина Настя – 9 группа)

- Караул!

Ольга Николаевна

Он меня толкнул!

- Ой, я укололась!

- Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

- Голова болит...

Я бы полежала бы –

Мама не велит.

Ведущий:

- Вы узнали эту девочку? Как её зовут?

- О чём сговорились мальчики?

“Любитель-рыболов”

Появляется мальчик с удочкой и ведром. Садится на скамеечку, закидывает удочку и поёт:

“Тра-ля-дя
Тра-ля-ля
Тра-ля-ля

Ведущий:

- Вы узнали этого героя?

- Как называется это стихотворение?

- Кто прочитает его?

Игра “Рыболов”

Дети ложками переносят из ветра в ведро орехи (Мячи, каштаны).

Игра на время. (Песочные часы).

“Я выросла”

Ведущий:

- Вспомните стихотворение “Я выросла”.

- Девочка хотела подарить свои игрушки: деревянную посуду, зайца, куклу, паровозик, мяч.

Что лишнее? Чего не было в стихотворении?

Когда в машине не остаётся орехов, ведущий достаёт колокольчик и говорит:

- Орехов больше нет, но есть колокольчик. Сыщики, что мы будем делать?

(Ответы детей). Один ребёнок звонит в колокольчик.

На ширме появляется щенок.

Ведущий:

- Что случилось?

- Где ты был?

- Кто же тебя украл?

Щенок:

- А меня никто не похищал. Я сам спрятался.

Ведущий:

- Кто же тогда писал нам записки, присылал гостей?

Щенок:

- Это я придумал такую игру с вами.

Ведущий:

- Зачем?

Щенок:

- Мне было скучно одному. На работу меня не взяли, потому что я ещё маленький. Мне очень хотелось поиграть. Ребята, вам понравилось играть со мной?

(Ответы детей).

Ведущий:

- Играть нам понравилось. Мы много вспомнили стихов Агнии Барто, но мы очень переживали за тебя. Оставайся с ребятами в детском саду: будешь играть с ними каждый день.

Щенок:

- Спасибо, а я вам за это подаю красивую книжку.

Ведущий прощается, дети уходят.