Урок русского языка по теме "Буквы о–а в корнях -лаг-, -лож-". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Задачи:

  • обучающие: обобщить и закрепить знания по морфемике, фонетике, синтаксису, лексике; формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными о-а в корне -лаг-лож-, научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при правописании корня -лаг-(-лож-);
  • развивающие: развитие речевых, творческих способностей учащихся на материале урока; внимательное отношение к слову, умение ориентироваться при выборе правильного ответа; развитие орфографической зоркости, внимания, логического мышления; обогащение словарного запаса.
  • воспитательные: формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи; воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу, любовь к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Презентация.

1) На доске записаны слова: кормить, кормление, корм, покормленный.

– Среди записанных слов найдите то, которое является проверочным для остальных. (корм)

– Какое правило вы использовали? (Правописание безударных гласных в корне)

– Графически обозначьте названную орфограмму. Эти слова являются однокоренными, но у этого корня есть одна особенность. Какая? (Корень с чередованием согласного)

2) Открывает записанные на доске (или высвечивает на электронной доске): тропинка, морковь, лесной, местечко, прилагать, приложить, долина, карниз.

- Сгруппировать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне

- Все ли слова вы распределили по группам, почему нет заголовка у третьей, какие слова вы бы отнесли в третью колонку

– Выделите корень в записанных словах.

- Какое противоречие(проблему) обнаружили в написании гласных в корне этих слов? ( буквы меняются О или А, то есть происходит чередование этих букв)

3. Сообщение темы и целей урока (Слайд №2)

- Поставьте перед собой ЦЕЛЬ

- Какова будет тема нашего урока?

- В русском языке бывают корни с чередованием гласного. Изучение их очень важно, так как правописание корней с чередованием гласного нельзя проверять ударением. Сегодня мы познакомимся с корнями – лаг– – -лож-.

4. Изучение нового

- Послушайте лингвистическую сказку

За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев-лаг- -лож-, того награжу по-царски”.

Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож-. Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица – к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Гто уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-.

Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.

– Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Сформулируйте его. (Формулируют правило)

– Как вы думаете, почему царица Грамматика путала братьев? Чем похожи эти корни? (одинаковое лексическое значение)

– Какой закономерности подчиняется правописание корней -лаг- -лож-? (Формулируют закономерность: написание буквы в корне зависит от следующей согласной буквы)

– В сказке говорится об одной закономерности, благодаря которой различаются написания корней. Но есть и другая закономерность. Какая?

- Мы можем, конечно прочитать в учебнике, а можем понаблюдать.

- Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, распределите в 2 столбика, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

Приложить, прилагается, излагать, изложить, сложение, прилагательное.

Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных. (Слайд №3)

(Формулируют закономерностьза корнем –лаг- всегда стоит суффикс -а-, после корня -лож– этого суффикса нет)

– Сформулируйте правило, основываясь на эту закономерность. (Формулируют правило).

– Сравните сформулированное правило с правилом в вашем учебнике.

5. Работа с учебником.

- Прочитаем правило на стр.33, познакомимся с орфограммой №12

– Попробуйте повторить правило, не заглядывая в учебник. (Несколько учащихся назначаются экспертами и опрашивают одноклассников).

- Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ (Слайд “4)

Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать.

- Составьте словосочетание с этим словом.

Например, ситцевый полог, марлевый полог

6. Составление алгоритма по теме “Чередующиеся гласные А//О в корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ-” (Слайд №5)

  • Выделить корень.
  • Определить значение корня.
  • Подчеркнуть согласную.
  • Выбрать орфограмму: А или О.

7. Закрепление.

1) Лексическая работа

Заменить одним словом с корнем -лаг- , -лож-. Объясните графически выбор гласной в корне.

1. Описать что-то, передать устно или письменно. (Изложить)

2. Надеяться на кого-то. (Полагаться)

3. Вид письменной работы. (Изложение)

4. Часть речи. (Прилагательное)

5. Прибавить одно к одному. (Сложить)

6. Математическое действие. (Сложение)

ФИЗМИНУТКА

2) Распределить слова по группам (на слайде даны слова с пропущенными гласными на правописание корней лаг-, -лож- (Слайд №6)

Прил..гать, перел..жить, сл..гать, нал..гать, отл..жить, сл..жить, дол..жить, пол..жение, зал..жить, предпол..гать, изл..жение.

3) Провести взаимопроверку в парах.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга

4) Работа в группах.

- Восстановите текст, используя слова для справок.

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор гласной в корне слова.

- Объяснить знаки препинания.

Наступило утро. Мы аккуратно__________ вещи в рюкзак и отправились по __________ маршруту. ______________на опушке среди молодых берез. Выбранное нами место ___________ недалеко от реки. Взрослые __________ костер, а дети побежали на берег играть.

Слова для справок: распол..галось, сл..жили, предпол..гаемому, разл..жили, распол..жились.

- Самопроверка с правильным вариантом (Слайд №7)

5) Двое учащихся работают у доски. Вставить пропущенные буквы, подчеркните “лишнее” слово:

А) Предл..гать, предл..жить, изл..жение, разл..жил;
Б) Сл..гаемое, распол..гать, выл..жить, разл..гается.

6) Слайд №8 ЗАПОМНИ!!!

Нет в русском языке слов ложить, ложу, положь, покласть.

Есть слова: кладу,

положу,

положить,

класть.

7) Слайд №9 Учимся правильно говорить!

Положить или класть?

Прочтите предложения и вместо точек поставьте глагол класть или положу.

1. Закончив уроки, я собираю книги, тетради и .......их в портфель.

2. Я прочитаю книгу и ....... её на место.

3. Для сохранения здоровья не ........ в еду много соли.

8. Самостоятельная работа

– Найти “Третье лишнее” (Слайд №10)

– Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Слайд 11 – ключ.

- Слайд №12

- Выполнение задания в формате ЕГЭ.

- Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите в тетрадь.

Ж..леть, возл..гать, п..хать, г..мнаст, д..леко.

- Что значит это слово?

- Составьте словосочетание (возлагать надежды, цветы к памятнику, обязанности)

8. Домашнее задание

По учебнику: у. 433

9. Итог урока

– Ребята, оцените свою работу на уроке в оценочном листе

ФИ__________________________________________

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

 

 

 

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Тот ученик, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву “О”, тот поучит какую-то букву... (“О”) Значит, вы ОТЛИЧНО усвоили правило и не сделали ни одной ошибки.

1. изложить, положить, изложение

2. выложить, излагать, заложить

3.приложить, прилагательное, наложить.