НОД по развитию математических представлений у дошкольников 6–7 лет "Зоопарк"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: закреплять навык моделирования с помощью геометрических фигур.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закреплять умение различать геометрические фигуры, давать их словесное описание;
    • учить составлять фигуры животных из геометрических фигур по образцу;
    • учить самостоятельно придумывать фигуры животных и составлять их из геометрических фигур.
  • Развивающие:
    • развивать познавательную активность, фантазию, память логическое мышление;
    • развивать мелкую моторику рук, стимулировать словотворчество детей.
  • Воспитательные:
    • развивать целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца;
    • воспитывать умение работать самостоятельно, без помощи взрослого, работать в парах.

Оборудование: игры – головоломки «Пифагор», «Танграм», «Волшебный квадрат», «Листик», «Сфинкс», «Монгольская игра», «Архимед», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Гексамино», «Вьетнамская игра» в конвертах на каждого ребёнка; мультимедиапроектор, слайды с изображениями различных животных, платок для игры, фотоаппарат.

Содержание:

1. Организационный момент.
2. Математическая разминка «Геометрические фигуры».
3. Моделирование фигур животных с помощью геометрических фигур с использованием схемы.
4. Физкультурная минутка
5. Работа в парах. Моделирование по собственному замыслу.
6. Игра «Платочек»
7. Подведение итогов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, поднимите руку те, кто когда-нибудь был в зоопарке? Скажите, что такое зоопарк? (рассказы детей)

Если имеется возможность, можно показать слайды с изображениями различных животных, содержащихся в зоопарке.

Воспитатель:

В зоопарк идут ребята –
Школьники и дошколята,
Посмотреть зверей хотят,
Звери в клетках там сидят.
И идут от клетки к клетке
Взрослые, а также детки.
Люди смотрят на зверей,
Звери смотрят на людей.  (Э Сницарук)

Каких зверей можно увидеть в зоопарке? (разных, всех). Я сегодня хотела пригласить вас в зоопарк. Но все животные из моего  зоопарка убежали. Наверное, я забыла закрыть клетки. Сначала я очень расстроилась, но потом решила, что мы сами можем создать зверей для зоопарка. Вы согласитесь мне помочь? Я рада! Я приготовила для каждого из вас по волшебному конверту. Все конверты разного цвета. В синих конвертах самые простые задания, в зелёных – задания посложнее, в красных – самые сложные задания. Выберите себе конверт.

Дети разбирают конверты, воспитатель следит за тем, чтобы дети выбирали посильные задания.

Воспитатель: Откройте конверты. В конвертах лежат геометрические фигуры, достаньте их, разложите перед собой. Внимательно посмотрите на геометрические фигуры. Поднимите руки те, у кого среди фигур есть треугольники. Как  вы их узнали? У кого есть квадраты? У кого есть прямоугольники? Какие ещё фигуры есть в ваших конвертах? (многоугольники, четырёхугольники, фигуры с неизвестным названием).  Давайте рассмотрим фигуры у Васи (игра «Гексамино»). Какие фигуры мы видим? (рассказы детей). Все эти фигуры имеют много сторон и много углов. Значит, мы можем их назвать.....

Дети: Многоугольники.

Воспитатель: Верно. Теперь скажите, какого цвета ваши фигуры (жёлтые, зелёные, красные, синие). Верно. Посмотрите на столы других ребят. Как вам кажется, фигур какого цвета на столах больше? (жёлтых). Хорошо! Все геометрические фигуры мы рассмотрели. Пора приступать к созданию наших животных. Достаньте из конвертов схемы, по которым вы будете составлять изображение животного. Кто может, прочитайте название животного. Тем, кто ещё не умеет читать, я сама прочитаю надписи, пока вы будете работать. Схемы рассмотрели? Можно приступать к работе.

Дети, ориентируясь на схему, выкладывают модель животного, используя свой набор геометрических фигур. Воспитатель контролирует работу, подходит к каждому и произносит название животного, которое выкладывает ребёнок.

«Пифагор» – попугай
«Танграм»  – верблюд
«Волшебный квадрат» – черепаха
«Листик» – лиса
«Сфинкс» – жираф
«Монгольская игра» – медведь
«Архимед» – олень
«Волшебный круг» – ёжик
«Колумбово яйцо» – слон
«Гексамино» – страус
«Вьетнамская игра» – лось

В ПРИЛОЖЕНИИ 1 приведены схемы составления фигур животных.

Воспитатель: Все закончили. Теперь пора рассмотреть всех животных.

Дети подходят к столам, смотрят, что получилось, узнают животных. Воспитатель помогает, если возникают затруднения, рассказывает интересные факты о изображённых животных. Можно рядом со смоделированной фигурой положить фотографию данного животного, чтобы ребятам было проще узнать его.

Воспитатель: Какой замечательный зоопарк у нас получился. Предлагаю всем превратиться в белочек и немного пошалить.

Физкультминутка «Зарядка бельчат»

В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка.
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили.
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру:
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись.
Дружно хлопали в ладошки
И тянулись, словно кошки.
Ножками топали,
Глазками хлопали,
Головками крутили,
Друг за другом вслед ходили.

Дети выходят из-за столов, становятся между рядами или свободно на ковре

Потянуться
Прыжки на двух ногах
Руки поднести к ушам
Наклоны в стороны
Хлопки в ладоши
Круговые движения руками, потянуться
Ходьба на месте с притопом
Поморгать глазами
Повороты головы в стороны
Ходьба на месте

Воспитатель: Ребята, вам понравилось создавать животных? Было легко или трудно? Я предлагаю продолжить работу и создать ещё несколько животных. Только это будут волшебные животные, которых вы придумаете сами. Сейчас вы за партами объединитесь в пары, соедините все ваши фигуры и создадите своё сказочное, волшебное животное. Было бы здорово, если бы вы придумали название этому животному. Объединяйтесь в пары и приступайте к работе.

Дети объединяют свои геометрические фигуры и фигуры соседа по парте, создают новое животное. Воспитатель контролирует деятельность детей, помогает придумывать названия.

Воспитатель: Все животные уже созданы, очень хочется их рассмотреть. Давайте знакомиться с вашими сказочными зверями.

Дети рассказывают, что за животное они придумали, как оно называется.

Воспитатель: Мне очень понравились ваши фантастические звери. Я бы с огромной радостью поместила их в зоопарк и показывала людям. Но, к сожалению, у меня нет зоопарка. Зато, мы можем их сфотографировать и оформить выставку. Так и сделаем после занятия. Оставьте всех зверей на своих столах. Мы с вами сейчас встанем в круг.

Дети строятся в круг.

Воспитатель: Скажите, ребята. Чем мы сегодня занимались? Мы моделировали фигуры животных из геометрических фигур. Что вам удалось сделать лучше всего? А что получилось не сразу, вызвало затруднения? Мне сегодня очень понравилось, как вы работали в парах, понравились придуманные вами животные. А закончить наше занятие я предлагаю нашей любимой игрой «Платочек».
После занятия воспитатель фотографирует сказочных животных, придуманных детьми. Можно сфотографировать и авторов работ для оформления выставки.

Игра «Платочек»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Водящий (взрослый или ребёнок) с платком в руке стоит за спинами ребят. Платок держится за центр таким образом, чтобы все 4 кончика свисали вниз. Под музыку дети идут по кругу, водящий движется в другую сторону. С остановкой музыки все останавливаются. Водящий поднимает платок над руками детей, возле которых он остановился. Дети поворачиваются к платку, и каждый из них берётся за один из кончиков платка. Водящий отпускает платок, а дети растягивают концы на себя. Из платка получается фигура. Если дети взялись за противоположные концы, получится треугольник. Если дети выбрали два соседних конца, получится квадрат. В зависимости от получившейся фигуры дети выполняют определённое действие: треугольник  – дети обнимаются, квадрат – пожимают друг другу руки. Далее один из детей становится водящим, а другой встаёт со всеми в круг. Игра продолжается.