Роль вставных элементов в художественном произведении

Разделы: Литература


Пояснительная записка 

Элективный курс «Роль вставных элементов в художественном произведении» составлен для работы с учащимися 9-х классов, рассчитан на 8 часов.

Курс позволяет более глубоко ознакомиться с содержанием художественных произведений, выделить эпизоды, которые помогают лучше передать идею, заложенную в тексте. В ходе работы со вставными элементами произведения у учащихся появляется возможность реализовать свои творческие способности: выявить авторский замысел, добавить свою точку зрения – таким образом, выразить своё личностное отношение к прочитанному.

Работа по данной теме позволяет учащимся оценить свои знания и умения: определить, насколько внимательно прочитан текст, какова степень владения теоретическими понятиями.

Курс даёт возможность проявить творческий потенциал в выборе эпизодов для анализа, кроме предложенных; самостоятельно или под руководством учителя выделить ключевые моменты, рассмотреть их во взаимосвязи; опираясь на предложенный материал, оценить свои способности.

Учащиеся проводят целенаправленную работу по выявлению причинно-следственных связей в произведении, как они раскрываются с помощью вставных элементов. Изучение роли вставных элементов помогает определить их разнообразные функции: различные социально-психологические явления, суть происходящих событий, предсказание дальнейшего развития сюжета, катализатор событий, средство характеристики героев.

Проводя работу по данному курсу, учитель нацеливает учащихся на дальнейшую работу по глубокому усвоению текста литературных произведений 10-11-х классах с использованием теоретических понятий курса ( «Сон Обломова», сны Раскольникова, пейзаж в романах «Отцы и дети», «Война и мир»).

Элективный курс «Роль вставных элементов в литературном произведении» призван помочь учащимся определить свою склонность к изучению гуманитарных дисциплин.

Планируемый результат

Элективный курс «Роль вставных элементов в художественном произведении» отличается от базового курса своей малой степенью изученности. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, будут способствовать внимательному прочтению текста. Используются следующие формы и методы работы: лекция, семинар, работа в группах, написание мини-сочинения. Итоговая форма отчёта – исследование по выбранной теме.

Тематическое планирование

Тема занятия Кол-во часов Содержание темы Вид деятельности

1. Вступительное занятие.

Вставные элементы художественного произведения. Место, роль, функции. Вставные элементы как неотъемлемая часть композиции. Виды вставных элементов.

1

Вставные элементы как неотъемлемая часть композиции.

Виды вставных элементов.

Функции вставных элементов: ретардация, показ сложного внутреннего мира героя, выявление авторского отношения к происходящему, привлечение читателя в собеседники.

Лекция учителя.

Беседа.

Нахождение вставных элементов в произведениях, изученных в 5-7 классах (М.Ю. Лермонтов. «Бородино» – «рассказ в рассказе», И.С. Тургенев. «Бирюк», «Бежин луг» – пейзаж, Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» – пейзаж, портрет).

2. Вставной элемент – «рассказ в рассказе» – своеобразный комментарий к событиям сюжета, замедление повествования. («Повесть о капитане Копейкине» из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)

1

«Повесть о капитане Копейкине» – своеобразный комментарий к событиям сюжета. Создание социального фона. Замедление повествования.

Система ассоциаций. «Повесть о капитане Копейкине» как «окно» в столицу (Петербург – царство мёртвых душ).

Анализ эпизода. Показ царства чиновников.

Сопоставление провинциальной и столичной жизни (сравнительная характеристика).

Работа с иллюстрациями и ответ на вопрос: «Как художнику удалось показать трагедию капитана Копейкина?»

Вопросы для работы с текстом:

Какие средства используются автором, чтобы показать, как в капитане Копейкине нарастает желчь и раздражение к чиновникам?

Почему история капитана Копейкина была рассказана при большом стечении народа?

Можно ли Копейкина считать «благородным разбойником»?

3. Вставной элемент – сон героя. Символика отношений героев. Сон как пророчество. (А.С. Пушкин. «Евгений Онегин», глава 5.)

1

 Характеристика Татьяны. «Чудный сон» как поэтическая подробность души героини.

Одиночество Татьяны в страшном, бесчеловечном мире и пророчество трагических поворотов в судьбах героев романа – смысл гротескно-фантастических картин сна.

Устное сочинение «Путешествие в сон Татьяны».

Сообщения учащихся по темам:

«Роль фольклорных персонажей в отрывке», «Стала ли Татьяна ближе и понятнее читателю?», «В каких пушкинских строках обнаруживается «странная» душа Татьяны, её «смятение»?»

Вопросы для работы с текстом:

Как мистические образы сна Татьяны помогают раскрыть сложный мир её души?

Что скрывается за мифологическими существами сна? Как это связано с окружением Татьяны?

Какие элементы духовной жизни героини отразились в образах сна?

4. Вставной эпизод – письма героев. Письма как дневник, как исповедь. Использование «принципа зеркальности». (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин», главы 3,8.)

1

Письмо Татьяны как дневник, как исповедь. Сложность и многогранность чувств героини через призму её восприятия.

Письмо Онегина как откровение, анализ своих ошибок, в конце концов, – прозрение.

Использование «принципа зеркальности».

 Сравнительная характеристика. Выявление одинаковых мотивов. Наблюдение над лексикой и синтаксисом.

Мини-сочинение «Как в письмах проявилась богатая, незаурядная душа героев?»

Вопросы для работы с текстом:

Какие художественные средства используются автором, чтобы показать, почему герои свои откровения доверяют бумаге?

Как в письмах показано одиночество героев?

Как в письмах отражаются жизненные события и каким образом это связано с внутренними переживаниями героев?

5. Вставные элементы – авторские отступления, замедляющие действия, – средство личностного отношения автора к жизни. (А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».)

1

Авторские отступления как средство личностного отношения к политическому строю, к искусству, человеческим отношениям.

Семинар.

  1. Автобиографические отступления.
  2. Критико-публицистические отступления.
  3. Разговоры на житейские темы.
  4. Пейзажные отступления.
  5. Отступления на гражданскую тему.

6-7. Вставные элементы: портрет, пейзаж, интерьер. Соотнесение с характером персонажа. (Н.В. Гоголь. «Мёртвые души».)

2

Интерьер как средство характеристики героя.

Пейзажные зарисовки – выражение внутренней сущности автора или героя.

Пейзаж и интерьер как своеобразная эмблема души героя.

Портрет как уникальное средство характеристики героя.

Выборочное комментированное чтение или инсценирование.

Составление герба помещика (задание выполняется по группам).

Письменный анализ эпизода («Чичиков у одного из помещиков»).

Литературная викторина.

8. Итоговое занятие. Проектная работа.

1

 Роль вставных элементов.

  1. Сказка Пугачёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
  2. Лирические отступления в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
  3. Сон Гринёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
  4. Письма в романе «Капитанская дочка».
  5. Песня рыбки в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
  6. Песня девушек в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
  7. Дневник Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Представление и защита своего проекта по самостоятельно выбранной теме или теме, предложенной учителем.

Мини-сочинение «Чем мне был интересен элективный курс «Роль вставных элементов в литературном произведении».

Литература для учащихся:

  1. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».
  2. Н.В. Гоголь. «Мёртвые души».
  3. А.Б. Есин, М.Б. Ладыгин, Т.Г. Тренина. «Литература». Краткий справочник школьника. –М.: «Дрофа», 2000.
  4. А.П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь». – М.: «Просвещение», 1998.
  5. «Литература». Большой справочник для школьников. – М.: «Дрофа», 2001.

Литература для учителя: 

  1. Т.Г. Кучина, А.В.Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе. – М.: «Дрофа», 2002.
  2. П.Э. Лион, Н.М. Лохова. Литература. Справочник. – М.: «Дрофа», 1999.
  3. А.П. Квятковский. « Школьный поэтический словарь». – М.: «Просвещение», 1998.
  4. В.Я. Коровина. «Фольклор и литература». – М.: «Просвещение», 1998.
  5. Т.А. Калганова. «Сочинения различных жанров в старших классах». – М.: «Дрофа», 1999.
  6. Л.А. Смирнова. «Русская литература 18–19 веков. Справочные материалы. – М.; «Дрофа», 2001.