Урок английского языка (с использованием технологии развития критического мышления). 5-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 5


«… научиться познавать, научить делать, научить жить вместе, научить жить…»
(Жак Делор, французский политический деятель, президент Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке)

Основной целью Федерального Государственного Образовательного Стандарта является полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, способной к ответственному поведению в современном обществе. Тема представленного урока «Школы России и школы Британии» – одна из широкого спектра тем для обсуждения в курсе обучения английскому языку в средней школе, содержание которой включено в контекст решения жизненных задач.

Системно-деятельностный подход является методологической основой стандартов общего образования нового поколения, обеспечивающий формирование личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. При осуществлении системно-деятельностного подхода используется целый спектр современных образовательных технологий, открывающих возможность формирования устойчивой познавательной и творческой активности обучающихся в образовательном процессе, более эффективного использования учебного времени, повышения качества образования в целом.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий позволяет учителю:

  • отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
  • развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
  • воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Использование конкретной освоенной технологии универсально. При всем многообразии целей и задач путь их достижения имеет общие компоненты. Представленный урок является примером успешного использования на практике технологии развития критического мышления, которую, по мнению автора, можно эффективно использовать в процессе обучения основам смыслового чтения, аудирования и работы с текстом при обучения английскому языку в пятом классе.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиций логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

В отношении к обучающимся применение технологии критического мышления позволяет:

  • повысить эффективность восприятия информации;
  • повысить интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • уметь критически мыслить;
  • уметь ответственно относиться к собственному образованию;
  • уметь работать в сотрудничестве с другими;
  • стать человеком, который познает что-то новое и учится в течение всей жизни.

Представленный урок относится к комбинированному типу, предполагающий решение нескольких дидактических задач: повторение пройденного материала, проверку домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний.

В технологии критического мышления выделяют три этапа или стадии:

  1. Вызов.
  2. Осмысление содержания.
  3. Рефлексия.

В зависимости от содержания материала и поставленных целей, на каждой стадии используются определённые приёмы. В представленном уроке применяются:

  1. Этап вызова – «толстые и тонкие вопросы».
  2. Этап осмысления – поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
  3. Этап рефлексии – заполнение схем-опор, установление причинно-следственных связей между блоками информации, ответы на поставленные вопросы, организация устного высказывания с использованием схем-опор.

Регулярно используя технологию критического мышления, учитель:

  • умеет создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
  • использует модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • становится практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность;
  • становится источником ценной профессиональной информации для других учителей.

УМК: Английский в фокусе, 5 класс. Авторы: Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, Просвещение, 2014.

Тема: «Школы России и школы Британии».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока – сравнить школы в России и Британии по заданным параметрам.

Образовательный аспект – формирование навыков поискового/просмотрового и изучающего чтения, навыков аудирования с выборочным пониманием прослушанного.

Развивающий аспект – развитие навыков и умений классифицировать систематизировать, сравнивать изученный учебный материал. Развитие памяти, внимания, логического мышления и языковой догадки.

Воспитательный аспект – повышение уровня мотивации изучения английского языка, формирование умения работать индивидуально, в группе, паре.

Применяемая педагогическая технология: технология развития критического мышления.

Планируемый результат в предметных умениях:

  1. Читать про себя тексты, включающие в себя как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание, находить в тексте нужную информацию
  2. Понимать на слух небольшие доступные тексты в видеозаписи, включающие изученный материал
  3. Уметь составлять высказывания по образцу.

Планируемый результат в развитии УУД:

  • Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
  • Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
  • Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям
  • Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Основные понятия: лексические единицы по теме «Школа».

Межпредметные связи: обществознание, физкультура, музыка.

Формы работы: речевая зарядка, фонетическая зарядка, работа со схемами – опорами, фронтальный опрос, работа в парах, работа в группах.

Ресурсы: учебник, схемы-опоры, видеосюжет, список слов к видеосюжету, презентация PowerPoint, видеосюжет для динамической паузы, звёздочки для оценивания работы групп.

Этапы урока комбинированного типа с применением технология развития критического мышления:

  1. Организационный этап.
  2. Фонетическая зарядка.
  3. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся. Вызов.
  4. Проверка домашнего задания. Осмысление.
  5. Динамическая пауза.
  6. Подготовка уч-ся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений.
  7. Изучение нового материала.
  8. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
  9. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.
  10. Подведение результатов урока.
  11. Домашнее задание.
  12. Заключительный этап.

Ход урока

I. Организационный этап.

Цель учителя – настроить обучающихся на общение на английском языке; повторить спряжение глагола to be, настоящее простое смысловых глаголов.

Цель обучающихся – включиться в иноязычное общение.

УУД:

  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
  • Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме.
  • Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

T: Hello, everyone! Glad to see you!

Вопросы: How are you? How is he (she)? How are they?

Do you like singing (English songs)?

Does he(she)like singing(English songs)?

Do they like singing (English songs)

S-s: Answer the questions.

II. Фонетическая зарядка.

Цель учителя – совершенствовать произносительные навыки обучающихся; настроить артикуляцию обучающихся на английскую речь; повторить устойчивые выражения, предлоги направления, места.

Цель обучающихся – настроиться на артикуляцию английских звуков и интонацию.

УУД:

  • Регулятивные: осуществлять самоконтроль правильности произношения.
  • Познавательные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; извлекать необходимую информацию.

Приложение 1. Текст песни и ссылка на видео.

III. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся. Вызов.

Цель учителя: актуализировать имеющиеся знания обучающихся.

Цель обучающихся: формулировать проблемные вопросы.

УУД:

  • Личностные: учебно-познавательный интерес к способам решения новой частной задачи; мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
  • Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; различать способ и результат действия
  • Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
  • Коммуникативные: уметь задавать вопросы.

T: Boys and girls we got an e-mail from an English student. Look at the whiteboard! (Приложение 2. Слайд 2.) Let’s read it.

S-t: Dear friends, I’m Andrew Jones. I’m 10 years old, from Liverpool in the UK. I have some questions about Russian schools… .

T: What questions can Andrew ask? (Проверка домашнего задания, которое заключалось в прочтении текста и постановке ключевых вопросов к тексту).

S-t 1: How old are Russian schoolchildren in Year 1? How many years are there in Year 1?

S-t 2: What can you tell about the teachers?

S-t 3: What about lessons time and holidays?

S-t 4: What subjects do the children have in primary and in secondary schools?

S-t 5: Do children in Russian schools wear a uniform?

T: Thanks. Good job!

IV. Проверка домашнего задания. Осмысление.

Цель учителя: развивать умение работать с текстом и схемой-опорой, систематизировать информацию о школах России.

Цель обучающихся: найти необходимую для ответов на проблемные вопросы информацию, занести данную информацию в схему-опору, использовать свои знания для заполнения схемы-опоры

УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
  • Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; выделять существенную информацию из текстов разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
  • Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия.

Учитель даёт определённое время для прочтения текста. Обучающиеся читают текст. Учитель организует работу в парах для заполнения схемы-опоры. (Приложение 3)

Далее организуется фронтальный опрос по проблемным вопросам. Обучающиеся отвечают индивидуально, используя схему-опору.

V. Динамическая пауза.

Цель учителя: восстановить физические и духовные силы обучающихся.

Цель обучающихся: восстановить собственные физические и духовные силы

УУД:

  • Личностные: установка на здоровый образ жизни.

Учитель организует исполнение песни-зарядки. (Приложение 1. Ссылка 1).

VI. Подготовка уч-ся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений.

Цель учителя: мотивировать обучающихся к просмотру видеосюжета на английском языке, познакомить обучающихся со словами и словосочетаниями из видеосюжета о школах в Британии.

Цель обучающихся: понять значение представленных в списке слов и словосочетаний, понять видеосюжет о школах в Британии.

УУД:

  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; вносить необходимые коррективы в действие после егозавершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
  • Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
  • Коммуникативные: уметь задавать вопросы.

Учитель организует ознакомление с новыми словами и словосочетаниями, используя жесты, приём аналогии, прослеживание процесса словообразования, картинки. (Приложение 4)

Учитель организует просмотр видеосюжета. (Приложение 1. Ссылка 3.)

VII. Изучение нового материала.

Цель учителя: показать практическое использование слов и словосочетаний, представить изученный материал в новой ситуации.

Цель обучающихся: понять максимально точно видеосюжет о школах Британии.

УУД:

  • Личностные: эмпатия как понимание чувств других людей
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу
  • Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи

VIII. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.

Цель учителя: контролировать понимание видеосюжета с использованием аналогичной схемы-опоры, с дальнейшим построением монологического высказывания

Цель обучающихся: обсудить просмотренный видеосюжет, заполнить схему-опору в соответствии с информацией видеосюжета

УУД:

  • Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
  • Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после егозавершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
  • Познавательные: владеть общим приемом решения.
  • Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Учитель организует работу в группах. В каждой группе назначается спикер – обучающийся, руководящий процессом выполнения задания. Максимальное количество человек в группе 5-6. В ходе выполнения задания обучающиеся заполняют аналогичную схему-опору про школы в Британии. Схема составлена с перспективой составления монологического высказывания. (Приложение 5)

IX. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными. В соответствии с уроком по технологии развития критического мышления этап рефлексии.

Цель учителя: проверить правильность понимания видеосюжета и заполнения схемы-опоры.

Цель обучающихся: дать правильный ответ в соответствии со схемой-опорой.

УУД:

  • Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
  • Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после егозавершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
  • Познавательные: владеть общим приемом решения.
  • Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Учитель задаёт вопросы по схеме-опоре и дополнительные вопросы (Приложение 2. Слайд 4).

Дополнительные вопросы для групп:

Group 1. What is common between schools in Russia and in Britain?

Group 2. How are schools in Russia and in Britain different?

Group 3. Do you like your school?

Group 4. Do you like schools in Britain?

За каждые правильный ответ группа получает оценку за грамматически правильно построенный ответ в виде звёздочки, прикрепляемой напротив номера каждой группы (Приложение 2. Слайд 5). Спикер является ответственным за участие каждого члена группы в работе. Группа, набравшая наибольшее количество оценочных звёздочек становится лучшей.

X. Подведение результатов урока.

Цель учителя: оценить работу групп, подвести итоги работы с текстом о школах в России и видеосюжета о школах в Британии, провести сравнение.

Цель обучающихся: оценить работу групп, сравнить школы России и Британии, дать личную оценку

УУД:

  • Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
  • Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
  • Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

При подведении итогов учитель задаёт вопрос:

T: What can you do using your schedules?

S 1: We can tell about schools in Russia.

S 2: We can tell about schools in Britain.

S 3: We can compare Schools in Russia and in Britain.

T: Which schools do you best?

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.

XI. Задание на дом.

Цель учителя: научить использовать схемы-опоры для составления монологического высказывания по теме.

Цель обучающихся: составить монологическое высказывание по теме «Школы Британии» на основе схем-опор и полученных в ходе урока знаний.

УУД:

  • Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.
  • Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной форме.
  • Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

XII. Заключительный этап. Благодарность за урок. Прощание.