Проектная деятельность как средство реализации ФГОС

Разделы: Общепедагогические технологии


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Проектная деятельность в рамках ФГОС 2 поколения (Приложение 2, слайд № 1):
«…в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества…  … переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся…» Часть текста п.7, ч.1 ФГОС НОО второго поколения.

Суть проектного метода лайд № 2) – развивать интерес учащихся к исследовательской, проектной деятельности, которые предполагают практическое  применение УУД.

ПРОЕКТ (от лат projectus – выброшенный вперёд). Разработка данного понятия связана со становлением так называемой «проектной культуры». Реалистичный замысел, план о желаемом будущем, а также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления.

Проект – это "пять П" лайд № 3): проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация. Шестое "П" проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Начало исследования (слайд № 4). Перед тем как начать исследование, нужно провести предварительную подготовку, настроить учащихся на творчество, в игровой манере подчеркнуть многогранность исследовательского проекта, его многонаправленность.
Для этого лучше использовать такие приемы, какприем «ключевых слов», прием «загадки – интерпретации», рассказ-метафору, оценивание выполнимого / невыполнимого / выполненного / невыполненного действия, «погружение» в проблему.

Так рассказ-метафора про девочку-школьницу, одетую не по погоде, позволяет продемонстрировать, что люди могут смотреть на одну и ту же ситуацию неодинаково, потому что многие проблемы возможно рассматривать в разных направлениях.

Рассказ-метафора «Дорога в школу» в рамках проектной методики:

Маша спешила в школу. Она так боялась опоздать, что не обратила внимание на то, что за ночь все лужи замерзли, а деревья покрылись инеем.
По привычке Маша набросила легкий плащик и выскочила на улицу. На улице она столкнулась со своим участковым врачом: «Маша, да разве можно в такую погоду идти в легком плащике, ты же заболеешь! – воскликнула она. «Ничего», – буркнула на ходу Маша и побежала дальше.
Потом ей повстречался учитель физкультуры: «Молодец, Маша, – сказал он, – закаляться надо с детства, тогда никогда не будешь болеть».
Девочка приободрилась и, дрожа от холода, вбежала в школу. Тут ее увидел повар и, смеясь, сказал: «Эх, Маша, надо есть больше каши, тогда и мороз не будет страшен».
«Ну и день сегодня, – подумала Маша, – совсем меня запутали эти взрослые, не знаешь, кого слушать».

Вопрос: почему люди смотрели на одну и ту же ситуацию как будто через разные очки?

лайд № 5). Прекрасный настрой на творческий лад может «подарить» и так называемый «проект за минуту» – Что случилось, если бы …
– Дед Мороз заснул вместо того, чтобы идти к детям раздавать подарки?
– У каждого из нас дома был бы персональный робот?

Задание «отгадай классификацию» (кошка, зима, атом, подорожник, биосфера, картина, клетка, стул, машина, система) – разбить на 2 группы и объяснить принцип разделения.

Типичные недостатки формулировок темы исследованиялайд № 6). В формулировке не отражается тема исследования (пренебрежение проблемностью часто сводит работу к реферату); слишком «широкая» формулировка темы; нарочитое наукообразие в формулировке темы; публицистический характер формулировки темы.

Формулировка темы исследованиялайд № 7).

Чтобы сформулировать тему исследовательского проекта, необходимо привести примеры глобальных тем (интересных для всех), и уже на их примерах показать те, которые предполагают постановку проблемы, и те, которые носят описательный характер.
Например, в качестве такой глобальной темы можно предложить из области литературы тему «Семья Гриневых (или Мироновых). На ее основе возможно сформулировать  частные:

  1. Семейный портрет Гриневых (Мироновых);
  2. История семейных отношений Гриневых (Мироновых);
  3. Нравственные ценности семьи Гриневых (Мироновых);
  4. Семейные традиции Гриневых (Мироновых).

Сопоставление тем докладов и исследований лайд № 8).  На практическом занятии уместно потренироваться в сопоставлении тем докладов и исследований. Какие из предложенных тем можно взять для подготовки проекта, а какие нет? Почему?

Темы докладов и проектов:

1. Имена прилагательные в названиях литературных произведений.
2. Разряды имен прилагательных.
3. Быть грамотным модно?
4. 32 или 33 (о букве ё).
5. Язык народной приметы.
6. Служебные части речи русского языка.
7. Служебные части речи в русском и английском языках.
8. Основная мысль стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
9. Н-НН в суффиксах причастий.
10. «НЕ с глаголами». Лингвистическая сказка.
11. Сны и сновидения в русской литературе.
12. Эхо Великой Отечественной войны в моей семье.
13. Александр Сергеевич Пушкин.
14. Памятники литературным героям.
15. Зачем читать русские народные сказки.
16. Главный герой романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Как сформулировать гипотезу лайды № 9, 10).  

Гипотеза (с древнегреческого  – «основание, предположение») – научно-обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.  Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.
К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:
– гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
– она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.
Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы. Гипотеза должна: содержать предположение; быть проверяемой; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам. При формулировке гипотезы обычно используются словосочетания типа «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей. 
Учащиеся сделают для себя вывод, что гипотеза должна содержать предположение; быть проверяемой; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам.

Цель и задачи проекталайд № 11).  Желательно потренироваться заранее (перед серьезной работой) формулировать цель и задачи проекта. Поясним, что цель – одна и выражена именем существительным или глаголом, а задач – минимум 3 и выражены глаголами. То есть задачи формулируют, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели.

Речевые клише и формулы при формулировке цели и задач исследовательского проекталайды № 12, 13).

Можно попробовать сформулировать цель в исследовательском проекте, используя такие примерные речевые клише и формулы:узнать, как…;  что будет, если (глагол…); выяснить, как…; определить, как зависит…; экспериментально доказать…; сравнить…Постановка задач исследовательского проекта: изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу;  провести исследования….; обработать и проанализировать полученные результаты…

Дидактический материал для проведения работы в группах.

– Выберете одну из тем, сформулируйте гипотезу, цель, задачи.

Цель проекта – одна и выражена именем существительным или глаголом;

Задачи – минимум 3 и выражены глаголами. То есть задачи формулируют, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. Выступления по группам (тема, гипотеза, цель и задачи). Анализ выступлений, корректировка формулировок, обсуждение.

Выводы (слайды № 14, 15). 

Цели проектной методики в рамках ФГОС 2 поколения:развитие системного мышления и целостного миропонимания; развитие творческого, критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению проблем; развитие способностей к самостоятельному обучению и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям; обучение сотрудничеству: умениям работать совместно с другими людьми (решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, общаться с людьми, принимать точку зрения другого человека); развитие способности к саморегуляции и самопознанию; формирование положительной «Я – концепции» и понимания ценности и уникальности другого человека.

Проектная деятельность – средство реализации ФГОС: участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни; договариваются о форме работы; развивают проектную инициативу, доводят ее до сведения всех участников проекта; организуют собственную деятельность; информируют друг друга о ходе работы; участники проекта вступают в дискуссию. Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной, нескучной форме формировать различные УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС второго поколения.

Приложение 1

Библиография:

  1. Часть текста п.7, ч.1 ФГОС НОО второго поколения.
  2. Сандра Кэплан (США, университет Южной Калифорнии), Наталья Борисовна Шумакова. Программа «Одаренный ребенок».
  3. Зеньковский В.В. Педагогика.
  4. Клаус Урбан. Поощрение и развитие креативности в школе.
  5. Н.Б. Шумакова «Обучение и развитие одаренных детей».
  6. Толковый словарь иноязычных слов. М  – 2008.