Урок по теме "Морфемика". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели деятельности учителя

Дать понятие  морфемики  как  раздела  языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова, повторить понятия   «однокоренные слова», «форма  слова».

Тип урока

Урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: уметь различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, производить морфемный разбор; понятие морфемы как значимой части слова.
Матепредметные: умение находить и передавать информацию, умение работать в группе, коллективе, использовать современные коммуникативные технологии.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного зыка в развитии способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядный демонстрационный материал

Презентация по теме урока.

Основные понятия и термины

Форма слова, способы образования форм слова различных частей речи, однокоренные слова, морфемы, морфемика как раздел языкознания.

Организационная структура урока

Этапы
рока.

Обучающие и развивающие задания и
упражнения.

Деятельность  учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совместного
взаимодействия

Формирование
УУД

Контроль

1. Мотивация

 

 

 

 

2. Актуализация 
и проблемное изучение материала

Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка учащихся к усвоению
изучаемого
материала.


Выявление изученного ранее, установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение их в новых ситуациях.

Русский язык – один из богатейших языков мира. Основным его достоянием является слово.  А слов в русском языке столько, что их невозможно подсчитать.
Некоторые слова пришли в наш язык из других языков.

Русский язык устроен так, что  самостоятельно  постоянно обогащается  новыми словами. Для этой работы у нас есть МОРФЕМЫ, то есть значимые части слова.
Какие морфемы знаете вы?
Правильно, это приставка, корень, суффикс и окончание.
  Итак, мы сегодня знакомимся с вами с новыми разделами лингвистики: морфемикой и словообразованием.

Ай да Я!

Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
– А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква «Я» –
Буква,
Слог,
Морфема,
Слово! (А. Шибаев)

Задания:

1. Расскажите, что вы знаете о слове Я.

2. Покажите на примерах, что Я может быть буквой, словом, морфемой.

3. Каждая морфема в слове имеет своё значение

Слушают
учителя,
принимают участие в беседе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают стихотворение, понимают его и отвечают на вопросы.

 

 

Составляют предложения, в которых Я является подлежащим,
подбирают слова, где Я является окончанием (полЯ), где Я является слогом
(Я-ма).

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: положительно
относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают
познавательную задачу.
Регулятивные: планируют совместную деятельность.
Коммуникативные: работают в парах, обмениваясь мнениями, учатся понимать позицию партнера.

Листы обратной
связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выявление места и причины затруднений

Возможен просмотр презентации о морфемах или устная работа по принципу: вопрос–ответ.

Итак, мы пришли к выводу, что слова сделаны из своего строительного материала: корня, приставки, суффикса и окончания.  Изучаются они в разделе «Морфемика».

Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

Соберем в корзину все наши морфемы, вспомним  их определения.
Корень – это ...
Приставка – это ...
Суффикс – это ...
Окончание – это…
Приводим обязательно примеры, используя при этом корень  (например: СВЕТ, добавим приставку – РАС-СВЕТ, добавим только суффикс – СВЕТ-ИК  и так далее).
Что у всех этих слов общего?  КОРЕНЬ.
Как называются такие слова? ОДНОКОРЕННЫЕ.
Для чего нам нужно определять однокоренные слова? –
Как отличать однокоренные слова от формы одного и того же слова?
Сравним слова: свет, света, свету, светом, о свете. Эти слова отличаются своим окончанием, потому что это – форма одного и того же слова.
Какая морфема отличает их?  (Окончание)..
 Что обозначает окончание? Оно обозначает, что слово употреблено в определенном падеже или числе и помогает связывать слова в предложении. Но при этом лексическое значение слова не меняется. (Приложение 1)

В диалоге с учителем формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

Демонстрируют свои знания теоретического материала.

 

 

 

Отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения.

Большинство корней не изменяются на письме и сохраняются во всех родственных словах. Одно слово может быть проверочным для другого.

 

 

 

 

Выполняют практическую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах  для обсуждения правильного ответа.

Личностные: положительно
относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают
познавательную задачу.

Регулятивные: планируют совместную деятельность.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваясь мнениями, учатся понимать позицию партнера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа на листах или в тетрадях дается для последующей проверки учителем.
В некоторых парах можно доверить проверку соседу по парте.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Беседа, обучающая практическая работа.

Когда  говорят о главном, употребляют выражение:
«Смотри в корень». Начнем свою работу, чтобы научиться отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.
Письменное выполнение
теста (Приложение 2)

Формулируют свою точку зрения и обосновывают её, в сотрудничестве с учителем  и одноклассниками делают вывод

Работа в парах для обсуждения правильного решения.

Личностные: положительно
относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают
познавательную задачу.

Регулятивные: планируют совместную деятельность.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваясь мнениями, учатся понимать позицию партнера.

 

5.
Физкультминутка

 

Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

 

 

Проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии.

 

6. Творческая
практическая
деятельность
по реализации
построенного
проекта

Раскрытие сущности новых понятий.
Выполнение обучающих упражнений.

На чужбине, далеко от родины
Вспоминаю я сад свой и дом,
Там сейчас расцветает смородина
И под окнами птичий содом.
Там над садом луна величавая,
Низко свесившись, смотрится в пруд,
Где бубенчики желтые плавают
И в осоке русалки живут… (С. Клычков)
Найдите в стихотворении форму одного и того же слова, выпишите.
К выделенным словам подберите однокоренные слова для проверки безударной гласной в корне.
Запишите слова парами.

Выполняют упражнение,
Формулируют свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Индивидуальная работа.
Работа в парах.
Групповая работа.

Личностные: положительно
относятся к  учению, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.

Письменная работа в тетрадях.

7. Включение в
систему
знаний  и
повторение

Произвести в тетрадях запись терминов, которые сегодня на уроке прозвучали.
Составляем кластер из терминов.

Термины: Морфемика, формы  слова, морфемы, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.

Морфемика

Форма     Однокоренные
слова           слова
окончание    корень единый
                      приставка
                      суффикс
                      окончание

Записывают термины, о которых говорили на уроке, проверяют друг у друга верность записи.

Индивидуальная работа
с проверкой по парам

Личностные: положительно
относятся к  учению, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.

Письменная работа.

8. Рефлексия
учебной
деятельности

Заключительная беседа на уроке по вопросам.

– Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появились в процессе работы?
– Понравилось ли вам на уроке?
– Дайте оценку вашей работе: зеленая карточка – отлично, всё понятно,
желтая карточка – хорошо, но есть вопросы,
красная карточка – плохо, многого не знаю.

Определяют свое эмоциональное состояние.

 

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.
Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

 

9. Объяснение домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

  1. Купалова А.Ю. Дидактические материалы по русскому языку, 5 класс, Москва,  «Просвещение», 1997.
  2. Цветкова Г.В. Русский язык  5 класс  Технологические карты уроков по УМК В.В. Бабайцевой. Волгоград, «Учитель», 2013.
  3. Русский язык. 5 класс. Тематический контроль под редакцией Цыбулько И.П., Москва, «Национальное образование»,  2012.