Механические волны. Звук

Разделы: Физика


Цели урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с одним из наиболее распространённых движений в природе и технике – колебательным движением.
  • Расширить знания о полезном и вредном действии звука.

Развивающие:

  • Развитие критичности и гибкости мыслительных операций, умения делать сопоставления, выдвигать гипотезы.
  • Расширение кругозора учащихся на основе материала по теме, формирование мировоззрения и научных убеждений.
  • Развиватие внимания, логики, умения выделять главное в тексте, анализировать и систематизировать информацию.

Воспитательные: Воспитание культуры речи, формирование коммуникативной культуры учащихся, взаимопомощи.

Методическая цель: использование информационных технологий при изучении нового материала, рациональное использование современных и традиционных методов обучения.

Данный урок позволяет развивать следующие ключевые компетенции обучающегося:

  • отыскивать причины явлений;
  • работать с инструкциями;
  • искать (умение получать информацию из прочитанного, услышанного и увиденного;
  • мыслить (умение устанавливать взаимосвязь);
  • описывать результаты, формулировать выводы
  • навыки самоорганизации (умение организовывать учебную работу);
  • коммуникативные навыки (умение работать в группе, умение отстаивать свою точку зрения).

Задачи урока:

  • познакомить с условиями возникновения волн и их видами;.
  • изучить свойства механических волн;
  • вести понятия длины волны, скорости распространения волны,
  • сформировать представление о звуке.

Тип урока: комбинированный

Возраст обучащихся: I курс

Необходимое оборудование и материалы для урока:

  • Ноутбук, мультимедийное оборудование;
  • презентация “Волны”
  • запись Физкультминутки
  • 2 маятника, измерительная лента
  • бельевой шнур длиной12 м
  • игрушка пружина
  • камертоны, легкий шарик на нити
  • расческа с частыми и редкими зубьями, открытка волновая машина

Методы и приемы обучения, применяемые на уроке:

  • частично-поисковый (анализ результатов эксперимента);
  • контроля и самоконтроля (закрепление знаний, ответы на вопросы);
  • информационно-коммуникационные образовательные технологии;
  • групповая работа

Время реализации занятия: 80 минут

Дидактический материал:

  • Мини-тесты
  • Сравнительные таблицы уровня шума и реакции организма,
  • Тексты с заданиями для групповой работы

Межпредметные связи: математика, информатика

Ход урока

По ходу урока демонстрируется презентация. Приложение 6

Время, мин. Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
1 2 Орг. момент Приветствие, организация внимания, проверка посещаемости Готовят всё необходимое, доклад командира
2 6 Актуализация пройденных знаний Мини-тест по пройденному материалу

2 человека получают индивидуальные задания

Отвечают на вопросы теста

Выполняют индивидуальные задания

3 6 Взаимопроверка теста Демонстрирует правильные ответы и критерии оценки.

Проверяет и оценивает индивидуальные задания

Проверяют и оценивают тест
4 4 Тема и задачи урока Обозначает тему и задачи урока Записывают тему урока в рабочую тетрадь.
5 20 Изучение нового материала Объясняет новый материал Слушают учителя, делают записи в рабочей тетради.
6 3 Физкультминутка Дает ссылку на физкультминутку Выполняют упражнения
7 20 Работа в группах Выдает групповые задания.

Предлагает записать основные выводы.

Выполняют экспериментальные задания или читают выданные тексты, рассказывают о том, что узнали
8 2 Доклад учащегося Предлагает выслушать Слушают
9 3 Микроисследование Предлагает изучить таблицу и ответить на вопрос Знакомятся с таблицей и отвечают на вопрос.
10 12 Работа по закреплению полученных знаний Предлагает решить задачи №,1026, 1030,1031 и ответы на вопросы Решают задачу 1026 1 человек у доски, остальные в тетради. Другие задачи решают устно.
11 5 Домашнее задание, итог урока Указывает домашнее задание, выставляет оценки Записывают домашнее задание в дневник
12

3

Рефлексия Предлагает проанализировать свою деятельность на уроке Анализируют свою деятельность на уроке,

Сценарий урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте! К уроку необходимо подготовить учебник, рабочую тетрадь, ручку, карандаш, .

2. Актуализация пройденного материала.

Вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке?

(О механических колебаниях, их видах и величинах их описывающих)

Проверим, как вы запомнили изученный материал. Вам нужно к первому столбику приписать числа или буквы из второго столбика. Подпишите ручкой листок.

Приложение 1

3. Тема и задачи урока.

Сегодня мы познакомимся с волновым движением. Где в жизни вы встречались со словом “волны”? (Волны на поверхности воды).

Волновое движение часто встречается в природе Например морские волны все помнят картину И.К. Айвазовского “Девятый вал”, существуют сейсмические волны.

Мы будем изучать волны, распространяющиеся в упругой среде. Их называют “Механические волны”.

Назвать тему урока. Записать в тетрадь.

Наши задачи:

  • познакомится с условиями возникновения волн и их видами;.
  • изучить свойства механических волн
  • узнать что такое длины волны, скорость распространения волны,
  • получить представление о звуке.

4. Изучение нового материала.

Колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени, называют волной.

Чтобы волны начали распространяться, необходим источник колебаний. Он возбуждает колебания в среде. Среда деформируется, а т.к. отдельные элементы среды связаны друг с другом, то колебание вызванное в одном месте, будет возбуждать колебания следующих за ним частиц. Постепенно все более отдаленные частицы придут в колебательное движение, и получается волна.

В зависимости от того, как ориентированы колебания частиц среды относительно направления распространения волны, различают поперечные и продольные волны.

Слайд Поперечные волны. (Только в твердых телах).

Слайд Продольные волны. (В твердых жидких и газообразных средах).

Свойства волн.

  • Волна переносит энергию и не переносит вещество.
  • Для волнового движения характерна периодичность во времени и периодичность в пространстве.

Физические величины, описывающие волны.

Волны, это колебания, которые движутся. Поэтому все физические величины, описывающие колебания, используют и для волн.

Это:

  • Амплитуда А
  • Период Т
  • Частота v а также
  • Скорость U'
  • Длина волны

Длиной волны называется расстояние, на которое смещается вола за один период. = U' Т, ? = U'/

Если упругие волны имеют частоту в диапазоне от16 до 20000 Гц, то достигнув уха они вызывают ощущение звука.

Звук - упругие волны с частотой от16 до 20000 Гц.

Ели частота меньше, то инфразвук, ели больше, то ультразвук.

5. Физкультминутка.

6. Групповая работа.

Все учащиеся делятся на группы по 4 человека.

Каждая группа получает задание. Необходимо выполнить задание и представить отчет группы. Приложение 2

7. Сообщение учащегося "Шум и борьба с ним". Приложение 3

8. Микроисследование.

Пользуясь таблицей, определить:

1. Какой шум безвреден.

2. Какой шум самый опасный для вас лично?

Приложение 4

Регулярное и длительное воздействие производственного шума в 85-90 децибел приводит к появлению тугоухости. Для человека практически безвреден шум 20–30 дБ, допустимая граница – 80 дБ, 130 дБ вызывают болевые ощущения, 150 дБ уже непереносимы

9. Работа по закреплению полученных знаний.

Задача. Во время грозы человек услышал гром через 15 с после вспышки молнии. Как далеко от него произошел разряд?

Найти S.
___________

Дано

v =340м/с

t=15c

Решение.

Скорость света очень велика. Поэтому мы будем считать, что человек увидел вспышку молнии практически в тот момент, когда она произошла.

Поэтому S = vt

S=340 x 15=5100м примерно 5 км.

Когда гроза, как можно определить, на каком расстоянии находится эпицентр грозы?

Ответ: Увидев вспышку молнии, необходимо по часам засечь время, а потом по часам определить момент, когда слышны раскаты грома. Зная, что молния и гром происходят одновременно, что свет распространяется очень быстро, скорость звука в воздухе при 20о С примерно 340 м/с и время, за которое до него дошел звук грома, можно рассчитать путь, пройденный звуком. Он равен расстоянию до эпицентра грозы.

Задача 2: При полете большинство насекомых издают звук. Чем он вызывается? Кто в полете быстрее машет крылышками: муха, шмель или комар? Как это можно определить?

(Быстрее машет крыльями комар, медленнее – шмель, определить это можно по высоте звука, который издают насекомые).

Задача 3. Как на слух определить, работает ли электродрель вхолостую или сверлит отверстие?

(По высоте звука. При сверлении отверстия частота уменьшается и звук становится ниже.

10. Домашнее задание, итог урока.

Создать презентацию или подготовить сообщение “Ультразвук и его использование в медицине и технике”

Рефлексия. Проанализировать свою деятельность на уроке, закончив фразы. Приложение 5