Модульная технология как средство обучения математике

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Средство модульного обучения — модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной  деятельности,   индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.

При составлении модуля используют следующие правила:

1)  В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.
2)  Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого  учебного  элемента.  Чаще  всего  это  взаимоконтроль,  сверка  с образцами и т.п. Его цель – выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.
3)  После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель – выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучаемый самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем.

При составлении плана модульного урока, учитель, на мой взгляд, может придерживаться следующего алгоритма:

1. Формулировка темы урока.
2.  Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
3.  Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них
4. Подбор необходимого фактического материала.
5. Определение способов учебной деятельности учеников.
6. Выбор форм и методов преподавания и контроля.
7.  Составление модуля данного урока, его распечатка.

Каждый учебный элемент (УЭ) модульного урока – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого эта цель не будет достигнута.

Учебных элементов не должно быть много (не более семи), но среди них обязательно должны присутствовать следующие:
УЭ-0   –   направлен   на   определение   интегрирующей   цели   по достижению результатов обучения;
УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д.;
УЭ-2 (и т.д.) – отработка учебного материала;
Завершающий УЭ – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным – с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).
Модульные уроки имеют свои особенности. Одна из них заключается в том, что каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста самопроверкой, небольшого математического диктанта и т.п.

Роль преподавателя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.

Далее в качестве примера предлагаю разработку модульного урока по теме «Решение рациональных уравнений» на примере одного из видов – дробно-рациональных уравнений.
Модульный урок по математике на тему «Решение рациональных уравнений»

Цели изучения этого модуля распределяется по трем уровням: I уровень – самый общий, т.е. знаниями этого уровня должны овладеть все учащиеся; II уровень включает все, что было достигнуто на I уровне, но в более сложном виде; а III уровень – все, что было достигнуто на I и II уровне, но должно применяться в нестандартных ситуациях.

В результате овладения содержанием модуля учащийся должен уметь:

  • I уровень – решать простейшие рациональные уравнения; решать рациональные уравнения по заданному алгоритму;
  • II уровень – решать рациональные уравнения, самостоятельно выбирая метод решения;
  • III уровень – применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Работа учащихся состоит из нескольких этапов, так называемых учебных элементов. Учебные элементы № 1-4 соответствуют I уровню подготовки, № 5 обеспечивает II уровень, № 6 – III уровень подготовки. Каждый учебный элемент содержит или указания учителя о том, что нужно знать и уметь, или краткие пояснения к выполнению заданий, или ссылка на то, где в учебнике найти нужные пояснения, а также список заданий (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6). Вся работа над данным модулем сопровождается оценочным листом учащегося (Приложение 1). 

Прочитав указания учителя, ученик выполняет самостоятельные работы, которые включены в учебный элемент и проверяет его по эталонам решений. Эталон учитель демонстрирует ученику, который тот объявляет о завершении самостоятельной работы. Ученик сравнивает свое решение с эталонами и исправляет ошибки. Если он получил менее указанного в инструкции количества баллов, то должен набрать дополнительные баллы в корректирующих заданиях. Для этого ученик решает задания другого варианта, которые аналогичны тем, где он допустил ошибку. Оценка за весь модуль зависит от суммы nнабранных баллов по всем учебным элементам. Если n ≥ 38, то ученик получает «5», при 32 ≤ n ≤ 37– оценка «4», 24 ≤ n ≤ 32– оценка «3», при n ≤ 24ученик получает «2».

Приведем теперь материалы, предлагаемые ученику в каждом учебном элементе.

ХОД УРОКА

Вывод

Данный урок составлен в модульной технологии, исходя из следующих характеристик:

  1. Урок составлен в форме, которая соответствует требованиям модульной технологии:
  2. а) выделены Учебные Элементы
    б) с каждым новым этапом происходит или усложнение, или введение новых знаний и способов работы;

  3. Весь материал подобран индивидуальным образом (3 уровня) и обеспечивает достижение каждым учащимся поставленных целей в рамках каждого учебного элемента;
  4. Соблюдается главная суть модульной технологии «учить детей самостоятельно учиться»;
  5. На уроке прослеживается перспективность модульного обучения, т.е.:
  6. а) опережающее изучение теоретического материала и укрупненными блоками-модулями;
    б) алгоритмизация учебной деятельности;
    в) завершенность и согласованность циклов познания и других циклов деятельности.

  7. Используются различные виды и формы обучения (преимущественно самостоятельные), направленные на достижение общей дидактической цели;
  8. Работа организована с помощью балльно-рейтинговой системы, что обеспечивает максимальную мотивацию и  творческое отношение к процессу обучения.

Таким образом, при использовании модульной технологии обучения реализуется принцип уровневой дифференциации, что дает возможность обучающимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень обучения.